Колесно-шагающий движитель транспортного средства

 

(72) Авторы изобретении

И. Ф. Кажукало и М. М. Кузьмин (7l ) Заявитель (54) КОЛЕСНО-ШАГАЮЩИЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортным срер5 ствам повышенной проходимости, оборудованным колесно-шагающими движителями.

Известен колесно-шагающий движитель транспортных средств, содержащий ходовое колесо, которое шарнирно прикреплено к крнцу рычага, поворотно установленного другим концом в корпусе транспортного средства, привод вращения рычага и колеса, имеющий соЛнечную шестерню, зацепленную через паразитное колесо с установленным на рычаге сателлитом, ко10 торый своей осью жестко соединен с ходовым колесом (1). Однако этот движитель имеет сложную конструкцию.

Наиболее близким к изобретению является

И колесно-шагающий движитель транспортного . средства, содержащий колесо, основной рычаг, установленный поворотно в корпусе транспортного средства, привод вращения рычага и колеса, кинематическую передачу, расположенную в . основном рычаге, состоящую из солнечной шестерни с паразитной шестерней н сателлитом и блока попеременного сцепления солнечной шестерни с корпусом и с основным рычагом (2l.

Однако ограниченная проходимость этого движителя обусловлена перемещением колес по грунту в направлении движения на этапе выноса колеса.

Цель изобретения — повышение проходимости движителя.

Это достигается тем, что в предлагаемом устройстве в основном рычаге установлена вторая паразитная шестерня с сателлитом, развернутая вокруг оси колеса относительно первой шестерни на 180, колесо состоит из двух сегментов, снабженных дополнительнь1ми рычагами с расположенными в них дополнительными кинематическими передачами, ведомые звенья которых жестко соединены своими осями с,сегментами, ведущие жестко соединены с основным рычагом соосно с осями сателлитов, а дополнительные рычаги жестко установлены на последних осях. Кроме того, дополнительные кинематические передачи выполнены цепными.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема предлагаемого движителя; на фиг. 2 — кинематика работы движителя.

715376

Движитель состоит из ходового колеса, выполненного из двух сегментов 1, каждый из которых установлен поворотно на дополнительных рычагах 2, шарнирно-связанных с основным рычагом 3, установленным поворотно в корпусе 4. Основной рычаг связан с приводом вращения 5 валом. Каждый дополнительный рычаг 2 другим концом установлен соосно с, осью вращения сателлита 6. Ось сегмента 1 связана с дополнительной кинематической передачей 7, например цепной с передаточным отношением 0,5, со звездочкой 8, установленной неподвижно на основном рычаге 3 соосно с осью сателлита 6. Солнечная шестерня 9, связанная через паразитную шестерню 10 с сателлитом 6 с передаточным отношением 0 5, соединена с диском 11 сцепления. Блок сцепления выполнен в виде двухсторонней муфты, централь ный диск 11 которой связан с солнечной шестерней 9, полумуфта 12 — с корпусом 4, полумуфта 13 — с основным рычагом 3.

Колесно-шагающий движитель работает следующим образом.

Движение в колесном режйме осуществляется блокировкой центрального диска 11 сцепления и полумуфты 13 в таком. положении, когда,геометрические центры сегментов совпадают с осью вращения основного рычага 3, образуя окружности. В этом случае при вращении вала привода 5 ходовое колесо, состоящее из двух сегментов 1, вращается с основным рычагом 3 как единое целое, обеспечивая передвижение как в обычном колесном движителе.

Движение в колесно-шагающем режиме обеспечивается блокировкой центрального диска 11 с полумуфтой 12. При этом солнечная шестерня 9 останавливается, основной рычаг продолжает вращаться, заставляя дополнительные рычаги 2 вращаться вокруг осей сателлитов 6.

Сегменты 1, установленные на противоположных концах сателлитов 6, благодаря цепной передаче 7 с передаточным отношением 0,5 также получают вращение. Таким образом, . один из сегментов, контактирующий с грунтом, перекатывается по нему, а другой ускоренно перемещается над поверхностью грунта до соприкосновения с нбй. В этот момент оба сегмента находятся друг от друга на расстоянии, равном шагу. Корпус 4 транспортного средства за это время переместится на величину, равную половине шага. Далее сегмент, который до этого находился в контакте с грунтом, отрывается от него и перемещается, аналогично тому, как описано выше.

Механизм занимает положение для его перевода в колесный режим дважды за оборот основного рычага. Таким образом, в колесношагающем режиме при одинаковых скоростях вращения вала привода движитель имеет большую скорость передвижения.

Кроме того, из-за отсутствия контакта переносимого сегмента,с грунтом и образования дискретной колеи уменьшается бульдозерное сопротивление движению, что обеспечивает повышение проходимости в сложных грунтовых условиях и на слабых грунтах.

Изобретение позволяет осуществить колес- . ный ход на твердом грунте и колесно-шагающий в условиях бездорожья.

Формула изобретения

1. Колесно-шагающий движитель транспортного средства, содержащий колесо, основной рычаг, установленный поворотно в корпусе тран. спортного средства, привод вращения рычага и колеса, кинематическую передачу, расположенную в основном рычаге, состоящую из солнечной шестерни с паразитной шестерней и сателлитом и блока попеременного сцепления солнечной шестерни с корпусом и с основным рычагом, отличающийся тем, что, с целью повышения проходимости, в основном рычаге установлена вторая паразитная шестерня с сателлитом, развернутая вокруг оси колеса относительно первой шестерни на 180, колесо состо35 ит из двух сегментов, снабженных дополнительными рычагами с расположенными в них дополнительными кинематическими передачами, ведомые звенья которых жестко соединены своими осями с сегментами, ведущие жестко

40 соединены с основным рычагом соосно с осями сателлитов, а дополнительные рычаги жестко установлены на осях последних.

2. Колесно-шагающий движитель транспортного средства по п. 1, отличающий ся тем, 4S что дополнительные кинематические передачи выполнены цепными..

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР К 552237, $0 кл. В 62 0 57/02, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР Х 234386, кл, В 62 D 57/02, 1975 (прототип}.

I f.

715376

Составитель Д. Аптер

Техред О.Андрейко

Редактор Е. Яковчик

Филиал ППП "Патент", г; Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 9431/16 Тираж 730

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Корректор С. Шекмар

Подписное

Колесно-шагающий движитель транспортного средства Колесно-шагающий движитель транспортного средства Колесно-шагающий движитель транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Движитель // 570510

Изобретение относится к инерционным движителям транспортных средств и направлено на повышение КПД, надежности, увеличение регулировочных свойств в широком диапазоне скоростей

Изобретение относится к самоходным транспортным средствам с инерционным двигателем

Изобретение относится к области различного рода движительных и тяговых устройств

Изобретение относится к вездеходным транспортным средствам и колесным движителям для них, преимущественно к колесам с пневматическими шинами

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к транспортным средствам повышенной проходимости

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для перемещения транспортных средств в любой среде

Изобретение относится к инерционным движителям транспортных средств

Изобретение относится к самоходным транспортным средствам с колебательным приводом

Изобретение относится к транспортным средствам повышенной проходимости и может быть использовано с колесами любых типов размеров для передвижения по труднопроходимым местам

Инерцоид // 2184045
Изобретение относится к транспортным средствам
Наверх