Шариковый вариатор

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советснмк

Социалистическик

Республик 727922

Ф

/— (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 27. 10.77 (2 I ) 2538 1 16/25-28 (5l)M. Кл.

F 16 Н 15/50 с.присоединением заявки .%

Гесудврстввииый комитет

СССР (23) Приоритет

Опубликовано 15.04.80. Бюллетень,% 14 пв делам иэобретеиий и открытий (53) Ъ ДК 621.833, . 6 (088,8 ) Дата опубликования описания 16.04.80 (72) Автор изобретения

А. И. Полетучий (7l) Заявитель

Харьковский авиационный институт (54) ШАРИКОВЫЙ ВАРИАТОР

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства для передачи вращательного движения с плавно регулируемой скоростью.

Известен шариковый вариатор, содержащий корпус, установленные в нем на подшипниковых оптах ведущий и ведомый валы, регулирующее устройство, шарики, .взаимодействующие с ними два внутренних кольца, связанные с ведущим валолI, и два внешних кольца, одно из последних связано с ведомым валом, а другое - с регулирующим устроойством 11

Недостатком этого вариатора является ограниченная нагрузочная способность и значительная нагруженность подшипниковых опор вариатора осевыми силами.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является шариковый вариатор, содержащий корпус, расположенный в нем на подшипниковых опорах ведущий вал, ведомое звено, шарики, взаимодействующие с ними два внешних

2 кольца, одно из которых вращающееся, & другое неподвижное, и установленные на ведущем валу с возможностью осевого перемещения два внутренних кольца, упругие элементы и регулирующее устройство (2)

В атом вариаторе вращающееся внешнее кольцо связано с ведомым звеном, а неподвижное внешнее кольцо связано с регулирующим устройством, выполненныМ в виде рычажного механизма.

Недостатком этого вариатора также является низкая нагрузочная способность и значительная натруженность подшипниковых опор осевыми силами., 15

Цель изобретения - повышение нагрузочной способности и разгрузка подшипниковых опор вариатора от осевых сил.

Для этого вариатор снабжен дополни20 тельными шариками, взаимодействующими с ними двумя дополнительными внешними и двумя дополнительными внутренними кольцами, идентичными основным и симметричными им относйтельно попереч7279 ной плоскости ведущего вала, смежные основное и дополнительное внешние кольца выполнены за одно целое и связаны с ведомым звеном, неврашаюшиеся внешние кольца связаны с корпусом посредством упругих элементов, а регулирующее устройство выполнено гидравлическим поршневого типа и связано со смежными основным и дополнительным внутренними

1о кольцами.

Регулирующее устройство связано с невращаюшимися вце шними кольцами Q смежные основное и дополнительное внутренние кольца нагружены установленными между ними упругими элементами.

На фиг. 1 схематически изображен шариковый вариатор, продольный разрез; на фиг. 2 - вариатор (вариант выполнения).

Шариковый вариатор содержит корпус

1, расположенный в нем на подшипниковых опорах 2,3 ведущий вал 4, ведомое звено 5, шарики 6, взаимодействующие с ними два внешних кольца 7, 8 и установ25 ленные на ведущем валу 4 с возмом:ностью осевого перемещения два внутренних кольца 9, 10, упругие элементы 11, 12, регулирующее устройство 13, дополнительные шарики 14, взаимодействующие зо с ними два дополнительных внешних кольца 15, 16 и установленные с возмом постыл осевого перемещения на ведущем валу 4 два дополнительных внутренних кольца 17, 18.

Шарики 6 и 14 и одноименные кольца выполнены одинаковыми и расположейы симметрично относительно, поперечной оси ведущего иана. Смежные внешние кольца 8 и 15 выполнены за одно целое и связа-, 4, ны с ведомъп4 звеном 5, например, посредством зубчатого зацепления. Невращающиеся внешние кольца 7 и 16 связаны с корпусом 1 посредством упругих элементов 11 и 12. Регулирующее устрой 45 ство выполнено гидравлическим с поршнем 19, жестко соединенным с веду-"пим валом 4, установленном в гидроцилиндре, образованном внутренними поверхнос-, тями смежных внутренних колец 9 и 17, полости которого связаны с напорной ма ""ЖИф6йьЮ "содтйетс«та тощим«и кайЫаЫи " подвода масла от насоса. Осевая фиксация внутренних колец 9 и 18 на ведущем валу 4 осуществляется гайками 20 и 21, контактирующими с кольцами цо сферическим поверхностям.

Гидроцилиндры 22 и 23 регулирующего устройства (см . фиг. 2) расположены в

22 ф корпусе 1, а вставленные в них поршни

24 и 25 взаимодействукт с неврвщаюшимися внешними кольцами 7 и 16. Смеж ные основное 10 и дополнительное 17 внутренние кольца иагружепы установленными между ними упругими элементами

11 и «2.

Шариковый вариатор работает следующим образом, 1

При вращении ведущего,вала 4 вращаются связанные с ним внутренние кольца 9, 10 и дополнительные внутренние кольца 17 и 18, их вращение через шарики 6 и 14 передается объединенным внешним кольцам 8 и 15 и связанному с ними ведомому звену 5. Натяг во фрикционном контакте шариков с соответствующими кольцами создается упругими элементами Il и 12 и давлением масла в гидроц или ндрах.

Регулирование скорости осуществляется путем изменения давления масла в гидроцилиндрах, приводящего к осевому перемещению соответствующих колец и радиальному перемещению шариков 6 и

14, что изменяет полом;ение точек контакта шариков с кольцами и, соответственно, передаточное отношение вариатоPQ.

Такое выполнение вариатора позволяет повь сить его нагрузочную способность за счет увеличения числа рядов шариков и колец и разгрузки подшипниковых опор вариатора от осевых сил, обеспечивающий симметричным расположением мест фрикционных контактов с обоих рядов шариков и колец и взаимным уравновешиванием возникающих в этих местах осевых сил.

Формула изобретения

1. Шариковый BQpHQTop, содержащий корпус, располохенный в нем на подшипниковых опорах ведущий вал, ведомое звено, шарики, взаимодействующие с ними два внешних кольца, одно из которых вращающееся, а другое неподвижное, и установленные на ведущем валу с возмом ностью осевого перемещения два внутренних кольца, упругие элементы и регулирующее устройство, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью увеличения нагрузочной способности вариатора, он сна бжен дополнительными шариками, взаимодействующими с ними двумя дополнительными внешними и двумя допо нительными внутренними кольцами, иден727922 тичными основным и симметричным им относительно поперечной плоскости ведушего вала, смежные основное и дополнительное внешние кольца выполнены за одно целое и связаны с ведомым звеном, неврашаюшиеся внешние кольца связаны с корпусом посредством упругих элементов, а регулируюшеЕ устройство выполюно гидравлическим поршневого типа и связано со смежными основным и дополнительным внутренними кольцами.

2. Вариатор по и, 1, о т л и ч а юш и и с я тем, что регулинуюшее устройство связано с неврашаюшимися внешними кольцами, а смежные основное и дополнительное внутренние кольца нагружены установленными между ними упругими элементами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Кожевников С. Н., Есипенко Я. И., Раскин Л. М, Механизмы, М., "Машиностроение, 1976, с. 341, фиг, 5.30.

2. Патент Великобритании № 1401077, кл. Г 2 Q 15/04, 1975 (прототип) .

727922 (7

Расяев ощ

Э(7СРСф

Составитель О. Косарев

Редвииор Н. Аристиде .Техред М, Кеиеиеш Корреитор О. Ковиисиви

Заказ 1109/37 Тираж 1095 Подписное

UHHHFIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Шариковый вариатор Шариковый вариатор Шариковый вариатор Шариковый вариатор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных его областях, где требуется привод с плавным изменением передаточного отношения в диапазоне регулирования до 28 при достаточной для многих случаев передаваемой мощности

Изобретение относится к машиностроению, в частности к передаточным механизмам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, частности в мотор-вариаторах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, для бесступенчатой трансмиссии автомобиля

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению
Наверх