Устройство для выдачи рекомендаций оператору

 

влииаз сцилл

Фиелиетена И%4

< 732969

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОВСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6I) Дополнительное к авт.свил-ву— (22) Заявлено 06. j 2.77 (2I )2551072/18-24 (5! )М. Кл.

G 08 л 5/00 с присоединением заявки Ло—

Гееудерстеенный комнтет (23) Прнорнтет— вв делам изобретений и открытий

Опубликовано 05.05.80. Бюллетень pk 17

Дата опубликования описания 08.05.80 (ДД ) УД К 623.398 (088;8) И. Ю. 10супо р. r. Нигма у, В. Ш. СрсенбеЪ

В В Миронов и P И Юсупов (72) Авторы изобретения

Уфимский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (7I) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫДАЧИ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ОПЕРА ТОРУ

Изобретение относится к автоматизации управления в сложных системах человек - машина, в частности самолетах, и может быть, использовано дпя повышения безопасности их функционирования.

В процессе работы оператора возмож

5 но возникновение критических ситуаций, когда несвоевременное выполнение им определенных действий может привести к опасным, а порой и катастрофическим по10 следствиям.

Известно устройство для выдачи рекомендаций оператору содержащее последовательно соединенные датчики параметров

15 блоки преобразования сигналов датчиков, компаратор и индикатор, причем второй вход компаратора связан с датчиком по рогового значения (1)

Однако для указанного устройства характерно частое несвоевременное срабатывание и:- за невозможности заранее точно определить моменты сигнализации. Кроме того, устройство не предусматривает возмодности адаптации его к индивидуальному стилю работы оператора.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является устройство для сигнализации о необходимом действии оператора, содержащее бпок датчиков, подключенный к входу блока формирования предпочтения, выход которого соединен с первым входом порогового блока, выход которого подключен к входу индикатора необходимого действия, и датчик порогового уровня $2)

Но в процессе полета известное устройство часто несвоевременно формирует рекомендации о действии экипажа по следующим причинам. Во-первых, вследствие неточной установки и разброса параметров элементов устройства, их старения и влияния внешних воздействий происходзтг отклонения порогового значения и сигнала предпочтения от номинальных значений, что влечет эа собой несвоевременность срабатывания индикатора необходимого действия. Во-вторых, вследствие наличия

3 732969 4 у операторов своего индивидуального сти- .й с ., ас обу ловленн 1" необхопя работы, обусловленного его способностЯми, быстротой Реакции, хаРактеРом - для обес ече я этого условия в устройI ство введены запоминающий блок для выопределЯет момент выполнениЯ действиЯ, 5 епе я совокупности 1, блок статикотоРый часто не совпадает с н миналь- стической обработки осуществляющий стическои о ра отки, ным. Укаэанные пРичины приводит к не- а ю а также блок установки согласованности формируемы рек менда- порогового эначе я, ф м ую и бав

""й и действий опеРа-Ра по перек е-ю . к у,анов .му порогово „ уров.6, 1Р Совокупность введенных элементов позвбвозможно слишком позднее или раннее вы- и ет пяет выявить де твительные моменты непопнение действия оператором, чтo может обходимой сигнализации ч о ходимой Сигнализации, причем при етом привести к опасным последствиям. происходит коррекция. неточ оисходит коррекция. неточности сигнализации как из-за раз роса параметров устЦионапьных возможностей УстРойства. №5 ройства так и педствие н

Поставленная цель достигается тем, го стиля по инятию решений оператором. едлагаемого стройства для сигнализации статической обработки и блок установки о необходимом действ о нео ходимом действии оператора. пороГового УРовнЯ, выход датчика выпо Ð Устройство содержит бл нение действия и выход блока форми ва стройство содержит лок датчиков, фоР Ро . блок. 2 формирования сигнала предпочтения, нйя сигнала предпочтения подключены к пороговый блок 3, индикатор 4 необходивходам запоминающего блока, выход ко- мого действия, датчик 5 порогового уровторого через блок статистической обраб ня да ик 6 вы„ н н и ки соед„ н с первым Входом 6аоКа уста- 45 1минаюший блок 7, блок 8 статистической новки порогового уровня, второй, вход ко- обработки и блок 9 установки порогового торого подключен к входу датчика цорогоуровня. вого уровня, выход блока установки по- Устройство работает следующим обра.рогового уровня соединен со вторым входом порогового блока.

Сигналы, снимаемые с датчиков блока

1, поступают s блок 2 формирования сит что запоминается значение сигнала преднала предпочтения, где они преобразуются почтения в момент выцолиения действия (переключение о га а пр ). За переключение органа управления). "àòåì в соответствии с установленной функциональной зависимостью в сигнал предпочосуществпяется статистическая обработка 35 запоминаемых моментов выполнения дейр и в пороговом блок нивается с величиной установленного поствия, например, выделение среднего знарога. В случае, если величина сигнала, поступившего иэ блока 2, превышает попадение сигнализации и момента действия. осле чего к ректируется значение лоро» гового уровня сигнала предпочтения в со катора 4 появляется сигнал, вид и величина которого определяют выдаваемую индиответствии с величиной выявленного некатором 4 рекомендацию дпя оператора о том нео ходимого оператору резерва вре-, менн. №5 мент выполнения оператором рекомендуемых действий датчик 6 формирует сигнал, Пусть Я. - значение сигнала предпочтекоторый поступает в запоминающий блок 7, ния и момент сигнализации; - значение на управляющем входе которою присутстсигнала предпочтения в момент выполиевует сигнал предпочтения с выхода блока ния действия оператором {в момент переке я органа управления) Я вЂ” устан -5Р 2. В запоминающем блоке 7 фиксиРУетсЯ

Ф впенное пороговое значение сйгнала предп ния. д, н 6 еэ совеРшениЯ ДействиЯ опеРатоРом. Этот фиксированный по величине сигнал постутогда значен е сигнала р,дп,чтея па в бл 8 статисти ой o6pa6mm, момент сигнализации будет иметь величи- 55 ГДЕ ОСУЩЕСтВЛЯЕтСЯ СГпажнааНИ ЕГО Эиачення с учетом предыдущего выполнения с -щ т действии оператором. Осредненный сигнал где t, — оператор статистической обра-, поступает в блок 9 установки порогового ботки; уровня, где происходит сравнение этого 329 сигнала с величиной порога, значение которого поступает на другой вход блока 9 с датчика 5 порогового уровня. Полученный в результате сравнения в бпоке 9 сигнал рассогласования цоступает на регулятор порогового уровня блока 3, с помощью которого и осуществляется корректировка значений порога блока 3.

Работа блока 8 статистической обработки в устройстве основана на выделении о значения скользящего среднего из ряда поспедовательно по чае мых значений

К, „Q, т. е. оареанение

Й Р2 п изводится по ус ановпенному. числу значений сигнала предпочтения, получаемых в 15 момент выполнения действий оператором.

На выходе блока 8 статистической,обработки формируется сигнал вида

Е = ф. >, = — 2 О E. 1, го =4 где П- интервал" усреднения;

4, еслиK. а Я.

Весовой коэффициент 6 вводится с цепью уменьшения ошибок корректировки изза ошибочных действий оператора. Существенные отклонения сигнала предпочтения, выходящие за установпенные границы

° Я и 4,,„„, искпючаются из стати стической обработки.

В блоке 9 установки порогового уровня для формирования корректирующего сиг нала из значения статистически обработанного: сигнала вычитается поступившее

Ю с датчика порогового уровня 5 значение порога с и к этой разности добавляет- щ

jr ся запас А6 обусловленный необходимым резервом времени.

Технические преимущества заявляемого устройства состоят в повышении точности (своевременности) формирования ре- 4s комендаций дпя оператора. Результаты расчетов точности на примере рекоменда- 1

69 б ций о выпуске шасси самолета на посадке показывают ожидаемое увеличение то тности сигнализации на 20-25% по сравнению с известными устройствами, в част-. ности с выбранным прототипом.

Эффект предпагаемого устройства закпючается в предотвращении опасных явлений, связанных с несвоевременным выполнением действий, и обеспечением работы оператора. Это приведет к повышению уровня безопасности функционирования систем и увеличению вероятности выпопнения программы. формула изобретения

Устройство дпя выдачи рекомендаций оператору, содержащее,.блок датчиков, подключенный к входу блока формирования сигнала предпочтения, выход которого соединен с первым входом порогового блока, :выход которого подключен к входу, индикатора необходимого действия, и датчик пороговогоуровня, от ли чающее с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей устройства, в него введены датчик выполнения действия, запоминающий блок, блок статистической обработки и блок установки порогового уровня, выход датчика выполнения действия и выход блока формирования сигнала предпочтения подключены к входам запоминающего блока, выход которого через блок статистической обряботки соединен с первым входом блока установки порогового уровня, второй вход которого подключен к выходу датчика порогового уровня, выход блока установки порогового уровня соединен со вторым входом порогового блока.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США % 3 946 358, кп. С 08 С 5/00, 1974.

2. Патент США N 3839699, кл. С 08 С 5/00, 1974 (прототип).

ЦНИИПИ Заказ 1742/41 Тираж 682 Подписное

Филиал ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для выдачи рекомендаций оператору Устройство для выдачи рекомендаций оператору Устройство для выдачи рекомендаций оператору 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области вспомогательных средств воздушной навигации

Изобретение относится к радиолокации, а точнее к системам обеспечения безопасности полетов

Изобретение относится к радиолокационной технике и может использоваться в качестве автономной радиолокационной системы предупреждения столкновений (СПС), обеспечивающей безопасность полетов летательных аппаратов (ЛА)

Изобретение относится к устройствам предупреждения столкновений ЛА с землей

Изобретение относится к системам для обнаружения, идентификации и слежения за объектами

Изобретение относится к радиолокационной технике и может использоваться для обеспечения безопасности при полете вертолетов

Изобретение относится к области управления наземными транспортными средствами (ТС) на территории аэропорта с использованием технологий спутникового позиционирования

Изобретение относится к области управления наземными транспортными средствами (ТС) на территории аэропорта с использованием технологий спутникового позиционирования
Наверх