Устройство для определения верхней мертвой точки двигателя внутреннего сгорания

 

(72} Авторы изобретения

P À. Бикеева, Р.А. Ивашев, Л.Ю. Когосов и Г.Ф. Морозов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕРХНЕЙ

ИЕРТВОЙ ТОЧКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО

СГОРАНИЯ

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в электронных приборах., пред-». назначенных для исследования, испытания и диагностики двигателей внутреннего сгорания.

Известны устройства для определения верхней мертвой точки(ВИТ) двигателя внутреннего сгорания (ДВС), содержащие индуктивный датчик, усилитель, первый и второй компараторы, первый и второй формирователи импульсов, пиковый детектор, делитель напряжения., триггер.и ключ, причем датчик через усилитель подключен к одному из входов первого компаратора и к входу пикового детектора, выход делителя напряжения связан с другим входом первого компаратора, один иэ входов триггера соединен с выходом первого компаратора, другой вход

:с выходом первого формирователя им2 пульсов, а выход - с входом управления ключа f3 ).

Однако в известных устройствах при использовании их для определения ВИТ поршня порог срабатывания компаратора вырабатывается автоматически и равен 0п/М, где U „ - напряжение, пропорциональное максимальной амплитуде сигнала на выходе датчика, k q - коэффициент деления делителя напряжения.

Кроме того, для устройства характерна сравнительная сложность и низкая точность определения ВИТ поршня.

1З Сложность процесса определения

ВИТ поршня обусловлена необходимостью выполнения ручных операций, заключающихся в обнулении пикового детектора. Необходимость этой one2О рации возникает при изменении скрростного режима работы двигателя, а также при снижении частоты вращения двигателя для обеспечения пропорцио3 739979 4 нальности. сигнала на выходе пикового генератора 11, а выход элемента 12 . детектора максимальной амйлитуде сиг- связан йепосредственно с входом упнала на выходе датчика сигнала. равления динамического запоминающего

Сравнительно низкая точность on- элемента 4 и через формирователь 13 ределения ВМТ поршня обусловлена тем, 5 импульсов - с входом управления пико- "что значение порога срабатывания ком- вого детектора 3. Индексом 14 обознапаратора отлично от нулевого уровня. чен вход компаратора 7, на который

Целью изобретения является ловы- . подан нулевой потенциал, а индексом шение точности устройства. -, . 15 -" выход устройства.

Укаэанная цель достигается тем, 10 Значение собственной частоты f< .что устройство дополнителъйФ содержйт "-следования импульсов генератора 11 динамическии зайомйнающии элемент, выбирается меньшим нижнего значения элемент сборки и управляемый генера-" fg рабочего диапазона частот датчитор импульсов, причем динамический ка 1. Импульс, поступающий на управзапоминающий элемент включен между И ляющий вход генератора 11, воздействйходом пикового детектора.и входом" вует " йа его времязадающую цепочку так, делителя йапряжения, одйй из входов что срывает колебания генератора. элемента сборки соединен с выходом " папример, при выполнении последнего

" "управляемого генератора импульсов, на базе мультивибратора с RC-времяуправляющий вхбд которого подключен 20 задающей цепочкой импульс на управк-выходу ключа и к другому входу эле- ляющем входе разряжает емкость этой мента сборки, выход которбго-йбпосре4- цепочки. В результате импульсы на выственно соединен с входом управленйя ходе генератора 11.не формируются, динамического запоминающего Элемента если частота следования импульсов на и через первый формирователь имйуль- ЙЬ управпяюЩем входе выше собственной сов - с входом управления пикового : частоты "следования .импульсов генедетектора, выход усилителяподключен ратора. Динамический запоминающий дополнйтельно к одному "из" входов"вто" элемент 4 иМеет, два режима работы: рого компаратора, на другои вход ко- : при отсутствии сигнала на его управ торого подан нулевой потенциал, а к З0 ляющем входе элемент 4 работает в ре выходу через второй фьрмиРоватеМь жиме выборки.(повторения). входного ймпульсов подсоединен вход ключа. сигнала; при наличии сигнала на упНа фиг. 1 представлено предлагае- равляющем. входе - в режиме запомимое устройство, структурная электри- - - нания. ческая схема; на фиг. 2 "временная " з диаграмма сигналов на выходах элемен- . Устройство работает следующим обтов устройства.

Пусть двигатель находится в нераУстройство содержит установленный бочем состоянии. 8 этом случаЬ сиг" против маховйка двигателя индуктив- налы на выходе датчика 1, на выходе

М

40 ныи датчик 1, выход которого подклю- усилителя 2, а следовательно, и на чен к усилителю 2. Выход усилителя 2 входах пикового детектора 3 и компа через последовательно соединенные пи- раторов 6 и 7 отсутствуют, Генераковый детектор 3, динамический за-: тор 11 формирует импульсы с некотопоминающий элемент 4 и делитель 5 на" рой частотой следования, равной. 1.. пряжения связан с одним из входов Импульс, появляющийся на выходе генекомпаратора 6 и непосредственно с ратора lll, проходит через элемент другим его входом и с одним из входов сборки 12 и поступает непосредствен", компаратора 7. Выход компаратора 6 но на управляющий вход динамического подключен к одному из входов тригге» запоминающего элемента 4; устанввлира,8, а выход комйаратора 7 - к входу ® вая последний в режим выборки сигнаформирователя 9 импульсов. Выход по- ла с выхода пикового детектора 3. По

"следнего связан с входом ключа 10, заднему фронту импульса генератора .11 вход- управления которого подключен к срабатывает формирователь 13, кьтовыходу триггера 8. Выход ключа 10 сое- рый сбрасывает пиковый детектор 3

" динен с управляющим входом управляе- в исходное нулевое состояние и пере-., мого генератора 11 импульсов и с од- водит трйггер 8 в нулевое состояние, ним из входов элемента сборки 12, дру- при котором ключ lQ закрыт, Одноврегой вход которого соедйнен с вйходом Йенно по заднему фронту импульса гене", 739979 6 ратора 11 элемент 4 переходит в ре- пульс с выхода ключа 10 поступает на жим хранения уровня сигнала, устано- управляющий вход генератора ll, сры.:. вившегося на выходе пикового детекто-. вая его очередное колебание, и на ра 3 к моменту его сброса. Уровень: вход элемента сборки 12. Сигнал с сигнала, зафиксированный на выходе S выхода последнего поступает на упэлемента 4, уменьшается в k раз с равляющий вход элемента 4, переводя помощью делителя 5 напряжения и по.- его в режим выборки сигнала О с ступает на один из входов компарато- выхода пикового детектора 3. По задра 6. Поскольку в описываемом случае нему фронту импульса формирователя 9 сигнал.на выходе усилителя 2 отсут- >>. срабатывает формирователь 13, устаствует, то на выходах пикового де- навливая триггер 8 в исходное нулетектора 3, элемента 4 и делителя 5, вое состояние. При этом ключ 10 блона обоих входах компаратора 6 уста- кируется. Одновременно импульс с вынавливается нулевой потенциал, При хода формирователя 13 поступает на этом компаратор 6 по одному из вхо" 1> управляющий вход пикового детектора 3 дов смещен так, что независимо от устанавливая его в исходное нулевое уровня шумов схемы. сигнал на его вы- состояние. На выходе элемента 4 фикходе отсутствует и, следовательно, сируется уровень сигнала 0 „„, а на триггер 8 остается в исходном нуле- входе компаратора 6, подключенном

М вом состоянии. соответствующем за-. 20 к выходу делителя 5 - -пороговыи урокрытому состоянию ключа 10. На обоих вень сигнала, равный О,,„ /М, входах компаратора 7 потенциалы также Таким образом, в результате на равны нулевым. Вследствие внутренних входе компаратора 6, связанного с шумов схемы и дрейфа смещения компа-. делителем 5, автоматически устанавратора 7 последний может срабатывать 3 ливается пороговый уровень, пропори вызывать в свою очередь срабатыва- циональный значению" амплитуды сигнание формирователя 9. Однако, посколь- ла отметки SMT. а на выходе 15 в моку ключ 10 закрыт, сигнал на выходе мент обратного срабатывания компа-

15 устройства отсутствует. Ратора 7 формируется короткий им30 пульс. Передний фронт этого импульса

Пусть двигатель запущен и Разго- - соответствует моменту изменения понЯетсЯ до заданного скоРостного Ре- лярности сигнала отметки ВМТ, пожима котоРомУ соответствУет, на вы- скольку порого срабатывания компараходе датчика- 1 частота сигнала fat тора 7 устанавливается постоянным

7 Г . Допустим, на выходе датчика 1 и равным нулю

33 . поЯвлЯетсЯ импУльс положительной по" : Описанный выше процесс формирова" лЯРности, возникающий пРи пРохожде- .. ния сигнала на выходе 15 устройства нии мимо индуктивного датчика 1 от- повторяется при появлении на выхометки ВИТ на маховике двигателя. В де усилителя 2 следующего импульса момент появления импульса на выходе положительной полярности с амплитуусилителя 2 компараторы 6 и 7,сраба- дой и превышающей пороговый уро"

RYE ю тывают. При э том на выходе компа" вень компаратора 6, установившиися ратора 6 появляется сигнал, устанав- на выходе делителя 5 При этом, если ливающий триггер 8 в единичное состоя. амплитуда этого импульса отличается ние, при котором ключ 10 открывает- . от амплитуды предыдущего импульса, ся. В некоторый момент времени на, т е и Ф ц,„, то на выходе делителя выходе пикового детектора 3 фикси- " 5 автоматически устанавливается норуется уровень сигнала U, соответ- . вый пороговый уровень срабатывания ствующий амплитудному значению по" . компаратора 6, равный 0„„ /k+ явившегося импульса. В момент прохождения ВИТ импульс изменяет свою ., Описанный выше процесс формироваполярность„ что вызывает обратное,ния сигнала на выходе 15 устройства срабатывание компаратора 6 и 7. В " не происходит при появлении на выхоэтрт момент по заднему фронту им- де усилителя 2 следующеоо импульса пульса кемпаратора 7 срабатывает положительной полярности с амплитуформирователь 9, который формирует 3 дой, меньшей порогового уровня комкороткий имйульс, проходящий через . паратора 6, установившегося на выхооткрытый ключ 10 на выход 15 уст- де делителя 5. При этом значение noÐîéñòâà. Одновременно этот же им- : рогового уровня не изменяется.

739979

Поскольку амплитуда положительных импульсов, вызванных прохождением мимо датчика 1 отметки ВИТ, всегда больше амплитуды импульсов, вызван-ных дефектами маховика, то пороговый з уровень срабатывания компаратора б определяется только сигналами отметки ВИТ. При выполнении условия ko,<

< „, где сп - отношение сигнал7помеха на выходе датчика 1, появление импульсов, вызванных дефектами маховика, не вызывает срабатывания ком= паратора 6, а следовательно, и появ ления сигнала на выходе 15 устройства. 15

При изменениях амплитуды сигнала отметки ВИТ, вызваннйх"изменением скоростного режима работы двигателя, пороговый уровень срабатывания компаратора 6 автоматически устанавливает- 20 ся с приходом каждого следующего- импульса сигнала отметки ЙИТ.

Таким образом, введение новых эле ментов - динамйческого запомйнающего . элемента,.элемента сборки и управ-. И ляемого генератора импульсов" - .выгодно отличает предлагаемое устройство от прототипа, так как позволяет автоматически без участия оператора фор-: мировать порог срабатывания при aa-. 36 данном коэффициенте отношения сиг", нал/помеха в рабочем диапазоне частот вращения коленчатого вала двигателя, что упрощает процесс формирования сигнала отметки ВИТ, и Формировать з выходной сигнал в момент изменения .полярности сигнала индуктивного дат=.

". чика, что повышает точность формиро-, вания сигнала отметки .ВОТ, Формула изобретения

Устройство для определения верхней мертвой точки двигателя внутреннего сгорания, содержащее индуктивный датчик, усилитель, первый и второй компараторы, первый и второй формирователи импульсов, пиковый детектор, делитель напряжения, триггер и ключ, причем датчик через усилитель.подключен к одному из входов первого компаратора и к входу пикового детектора, выход делителя напряжения связан с другим входом первого компаратора, один из входов триггера соединен с выходом первого компаратора, другой вход - с выходом первого формирователя импульсов, а .выход .- с входом управления ключа, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повйшения точности, устройство дополйитель. но содержит динамический запоминающий элемент, элемент сборки и управляемый генератор импульсов, причем динамический запоминающий элемент включен между выходом пиковобо детектора и входом делителя напряжения один из входов Элемента сборки соединен с выходом управляемого генератора импульсов, управляющий вход которого подключен к выходу ключа и к другому входу элемента сборкй, выход которого н4Ьосредственно соединен с входом управления динамического sanoминающего элемента и через первый формирователь импульсов - с входом управления пикового детектора, выход усилителя подключен дополнительно к одному из входов второго комларатора, на другой вход коТорого подключен нулевой потенциал, а к выходу .- через второй формирователь импульсов подсоединен вход ключа.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США И 3839906, кл. 73"1.1, опублик,. 1974.

739979 фиг. 1

Фив 2

- Составитель Н. Патрахальцев

Редактор М. Курицова Техред Т.Маточка Корректор У. Пономаренко

Тираж 871 Подписное. ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, %-35, Раувская наб., д.

Заказ 10788/7

4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для определения верхней мертвой точки двигателя внутреннего сгорания Устройство для определения верхней мертвой точки двигателя внутреннего сгорания Устройство для определения верхней мертвой точки двигателя внутреннего сгорания Устройство для определения верхней мертвой точки двигателя внутреннего сгорания Устройство для определения верхней мертвой точки двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх