Электрическая машина

 

./

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<п746824

1) Т (51)м кл (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 230277 (21) 2456332/24-07 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Н 02 К 9/193

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий

Опубликовано 070780, Бюллетень ¹9 25

Дата опубликования описания 070780 (53) УДК 621. 313.. 713 (088, 8) (72) Автор изобретения

Г.Г. Павлов (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано например, в бесщеточных возбудителях, содержащих вращающийся выпрямитель.

Лля повышения нагрузочной способности вращающегося выпрямителя в качестве охлаждающего агента в предлагаемой кон струкции испол ьэ ует ся жидкость.

Известна электрическая машин а с охлаждаемыми самонагнетающейся жидкостью элементами, содержащая камеры для подачи и слива жидкости, сообщающиеся с охлаждае ыми элементами (1). Однако использование этой конструкции для охлаждения вращающегося выпрямителя приводит к усложнению конструкции.

Также известка электрическая машина, содержащая ротор, вал которого выполнен с полостью для подачи охлаждающей жидкости, неподвижную камеру для слива охлаждающей жидкости, установленные на валу вентильные кольца, ободы которых имеют полости с цилиндрическими поверхностями, сообщающиеся при помощи каналов с полостью вала и камерой для,слива, расположенной снаружи вентильных колец, и вентили, расположенные в полостях ободов колец (2) . Однако указ ан н ая кон струкци я также сложи а и не обеспечивает повышения эксплуатационной надежности.

Для упрощения конструкции в предложенной электрической машине каналы, соединяющие полости ободов с камерой для слива, расположены по касательным к цилиндрическим поверхностям полостей ободов и обращены в сторону, проти воположную н аправлению вращения, а камера для слива выполнена в виде улитки.

На фиг. 1 изображена электрическая машина в продольном разрезе, общий вид; на фиг. 2. — разрез А-A фи г. 1.

Вращающийся выпрямитель, охлаждаеьжй самонагнетающейся жидкостью, состоит из двух вентильных колец 1, установленных на валу 2 электрической машины.

Ободы вентильных колец 1 имеют поло сти Б, в которые у стан авли в ают ся полупроводниковые. вентили 3, соединяемые электрически с быстродейству-, щими предохранителями 4. Для огра746824 ничения коммутационных перенапряжений на вентильных кольцах 1 устанавливаются активно-емкостные цепочки

5. Полости ободов вентильных колец

1 с помощью каналов в радиальных трубках 6 соединяются с полостью

В вала.

Для отвода охлаждающей жидкости на вращающемся выпрямителе устанавливается камера 7 для слива, охватывающая оба вентильных кольца 1. В сопряжении отсеков камеры для слива с вентильными кольцами устанавливаются уплотнения, предотвращающие утечку охлаждающей жидкости. Из полости ободов вентильных колец 1 охлаждающая жидкость выбрасывается для слива по сливным каналам 8, расположенным в массиве ободов вентильных колец.

Охлаждающая жидкость свободно вливается в полость вала, служащую приемной камерой. При заполнении приемной камеры охлаждающая жидкость во время вращения подхватывается центробежными силами и направляется по радиальным трубкам 6 в полости ободов вентильных колец, омывая охлаждаемые поверхности. На вентильных кольцах 1 вне полостей ободов располагаются предохранители 4 и защитные цепочки Й-С 5, охлаждаемые косвенным путем через массив металла.

Все элементы конструкции при монтаже и в эксплуатации должны быть доступны для установки, контроля, а в случае необходимости и для заменыы. Учитывая эти особенности, камера для слива охлаждающей жидкости, сливающейся под действием центробежного напора из полостей ободов, охватывает вентильные кольца по их наружной цилиндрической поверхности, оставляя открытым торцовые поверхности. Для организации направленного .стока охлаждающей жидкости камера слива выполнена в виде улитки, а сливные каналы 8, имеющиеся в массиве ободов вентильных колец, расположены по касательной к цилиндрической поверхности полостей ободов и выходят в сторону противоположную направлению вращения вентильных колец.

Каждая из струй охлаждающей жидкости, выходящих из сливных каналов, находится под действием двух сил, направленных в разные стороны и взаимно уравновешивающих друг друга. Первая из упомянутых сил — это центробежный напор, возникающий при вращении вентильных колец и выталкивающий охлаждающую жидкость в сливные каналы, вторая - эта сила инерции вращения, в состоянии которого находится охлаждающая жидкость. Равнодействующая сил центробежного напора и инерции вращения создает направленный. по ходу вращения сток охлаждающей жидкости, свободной от.действия воз.мущающих сил, в полости камеры для слива, имеющей форму улитки с раструбом в нижней части.

Охлаждающая жидкость из полостей ободов вентильных колец отводится в камеру для слива, охватывающую оба вентильных кольца, причем выбрасывание жидкости по сливным каналам происходит под действием центробежного напора, возникающего при вращении вентильных колец.

И спольэ овани е центро бежн огo н апора, возникающего при вращении вентильных колец, для перемещения охлаждающей жидкости в системе охлажде1

5 ния вращающегося выпрямителя позволяет в значительной степени упростить конструкцию всей цепи, по которой циркулирует охлаждающая жидкость, и вместе с тем повысить ее надежность.

Упрощение становится возможным эа счет исключения насоса высокого давления, создающего напор в системе и эа счет ликвидации обратной ветви тракта циркуляции, прокладываемой на вращающихся частях электрической машины.

Упразднение обратной ветви тракта циркуляции, в которой жидкость должна перемещаться, преодолевая центробежный напор, ведет к резкому снижению давления в системе охлаждения, что повышает надежность работы уплотнений в многочисленных соединениях.

S0

60 формула изобретения

Электрическая машина с охлаждаем ми самонагнетающейся жидкостью вентилями выпрямителя, содержащая ротор, вал которого выполнен с полостью для подачи охлаждающей жидкости, неподвижную камеру для слива охлаждающей жидкости, установленные на валу вентильные кольца, ободы которых имеют полости с цилиндрическими поверхностями, сообщающиеся при помощи каналов с полостью вала и камерой для слива, расположенной снаружи вентильных колец, и вентили, расположенные в полостях ободов колец,о тли чающая с ятем, что, с целью упрощения при повышении эксплуатационной надежности путем использования центробежного напора жидкости для ее циркуляции, каналы, соединяющие полости ободов с камерой для слива, расположены по касательным к цилиндрическим поверхностям полостей ободов и обращены в сторону, противоположную направлению вращения, а камера для слива выполнена в виде улитки .

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 235168, кл. Н 02 К 9/193, 1960.

2 . Патент США 9 34 71726, кл. 310-54, 1969.

746824

А-А аШЕНиЯ

Заказ 3971/49 Тираж 783

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подпи сное

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Л. Карцева

Редактор Т, Загребельная Техред Л. Теслюк Корректор М. Иароши

Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области тяжелого электромашиностроения

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроения и может быть использовано в высоковольтных электрических машинах, в частности в турбогенераторах с номинальным напряжением 110 кВ и выше

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах и механизмах с жидкостным охлаждением, имеющих расширительное устройство для создания избыточного давления

Изобретение относится к области электротехники, в частности к технологическому контролю мощных генераторов, и может быть использовано на электростанциях для защиты от увлажнения изоляции электрических цепей генераторов

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к турбогенераторам с водяным охлаждением обмоток ротора, в котором подача и слив воды осуществляется помимо вала, а гидравлический напор в ветвях обмоток создается разностью центробежных сил между выходом и входом параллельных цепей
Наверх