Устройство подвода жидкости в ротор электрической машины

 

(54) УСТРОЙСТВО ПОДВОДА ЖИДКОСТИ В .РОТОР

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электромашиностроенао и, в частности, к устройствам подвода хладагента в электрических машинах, например в гидрогенераторах, с жидкостным охлаждением ротора.

Известно устройство подвода воды и масла в системе гидротурбинной установки, имеющее маслоприемник с втулкой, тело которой состоит из двух концентрично .расположенных труб, служащих для подачи масла, и водоприемник, состоящий из напорной, сливной и дренажных камер,. образованных радиальными неподвижными копояеваяея переооропкамя (1), Дпя отделения напорной воды от сливной и дренажных в корпусе водоприемника приме- нены кольцевые и торцовые уплотнения.

Однако в известном устройстве вели» ки протечки воды через уплотнения из напорной камеры в сливную (при этом вода не достигает ротора генератора), составляющие 50-70% рабочего расхода.

Повышенные протечки воды вызывают необходимость установки насосов повышенной мощности.

Холодная вода протечек смешивается в сливной камере с горячей водой, выходящей из ротора, снижает общую температуру воды в сливцом трубопроводе, в котором производится термоконтроль, и тем самым искажает измерения теплового состояния ротора.

Кроме того, устройство недостаточно надежно. Конструкция уплотнения предусматривает постоянное прижатие уплотняющего элемента к поверхности трения. B случае даже кратковременного отсутствия воды в рабочих камерах водоприемника уплотнения немедленно перегреются и разрушатся; продукты разрушения уплотнений закупорят полые проводники обмоток ротора, что приведет к аварии.

Известно также устройство подвода жидкости в ротор электрической маши— ны, содержащее охватывающие вал напорную, сливную и дренажные кольцевые ка», М2317 меры, образованные установленной на ва:лу ротора втулкой, имеюшей соециненные между собой выступаюшие кольцевые перегородки, и неподвижными кольцевыми элементами, охватываюшими втулку, и уплптиитальиыа пластины (21.

Llaaaoe устройство свободно от нецос, татков устройства (1 ), однако наличие уплотняющих пластин, установленных .с фиксированными зазорами, снижает нацежность 10 устройства за счет утечки жидкости.

Целью изобретения является повышение эксплуатационной нацежности устройства путем устранения утечки жидкости.

Укаэанная цель достигается тем, l5 что уплотнительные пластины выполнены перекрывающими зазоры между перегороцками и неподвижными элементами, имеют радиальные канавки на рабочих поверхностях и закреплены на непоцвижных элементах, причем послецние выполнены Ч-образной формы.

На фиг. 1 показано предлагаемое устройство, продольный разрез; на фиг. 2узел I на фиг. 1.

Устройство соцержит камеру 1, сливную камеру 2, и дренажные камеры 3-5, образованные втулкой 6, .имеющей соециненные между собой выступающие. кольцевые перегородки 7, и неподвижными кольцевыми элементами 8-12, имеющими Ч образную форму. Уплотнительные пластины 13, перекрывающие зазоры между пе-. .регороцками 7, и пятью ненрдвижными элементами 8-12, имеют радиальные канавки 14, по которым жидкость постуца35 ет на рабочие йоверхности пластины цля их смазки. Охлаждающая жицкость or насоса по трубопроводу подается в напорную камеру и целее по каналу 15 ва втулке

6 в.ротор электрической машины. Пройдя

porop, жидкость по каналу 16 во .втулке

6 попацает в сливную камеру 2, а оггуца.по трубопроводу обратно к насосу. Протечки воды через уплотнения собираются.

45 в дренажных камерах 3-5 и отводятся по трубам. Уплотнительные пластины 13 выцолнены из упругого материала, например еэины, и закреплены на непоцвижных эле-. ментах 8-12 посредством прижимных шайб 17 и болтов 18.

Перекрытие зазоров между непоцвижными и подвижными элементами устройства подвода охлаждающей жидкости в ротор электрической машины исключает протечки жидкости через зазоры, возможность смешивания холодной жидкости с уже нагретой и потери ее и обеспечивяет тем самым повышение надежности устройства и BceN электрической машины.

Формула изобретения

1. Устройство поцвоца жицкости в ротор электрической машины, содержащее ох ватывающие вал напорную, сливную и цренажные кольцевые камеры, образованные установленной на валу ротора втулкой, имеющей соединенные между собой выступаюшие кольцевые перегородки, и непоцвижными кольцевыми элементами, охватываю- щими втулку, и. уплотнительные пластины, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эксплуатационной нацежности путем устранения утечки жидкости, уплотнительные пластины выполнены перекрываюшими зазоры между перегородками и неподвижными элементами, имеют радиальные канавки на рабочих поверхностях и закреплены на неподвижных элементах, 2. Устройство по п. 1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что укаэанные неподвижные элементы выполнены Ч-образной формы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Стеклов М.Л. Горизонтальные гидравлические турбины. "Машиностроение, 1 974.

2. Патент Японии М 49-41885, кл. Н 02 К 9/193, 1974 (прототип).

Устройство подвода жидкости в ротор электрической машины Устройство подвода жидкости в ротор электрической машины Устройство подвода жидкости в ротор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области тяжелого электромашиностроения

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроения и может быть использовано в высоковольтных электрических машинах, в частности в турбогенераторах с номинальным напряжением 110 кВ и выше

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах и механизмах с жидкостным охлаждением, имеющих расширительное устройство для создания избыточного давления

Изобретение относится к области электротехники, в частности к технологическому контролю мощных генераторов, и может быть использовано на электростанциях для защиты от увлажнения изоляции электрических цепей генераторов

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к турбогенераторам с водяным охлаждением обмоток ротора, в котором подача и слив воды осуществляется помимо вала, а гидравлический напор в ветвях обмоток создается разностью центробежных сил между выходом и входом параллельных цепей

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх