Вентиль

 

»

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Соцналистичесиих

Республик

<и> 747232

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт, свид-ву— (51)М. Кл3

F 16 К 31/50 (22) Заявлено 150978 (21) 2665526/25-08 с присевдинением заявки М— (23) Г1риоритет—

Государственный комнтет

СССР но делам нзобретеннй н открытнй (:)публиковано 070981. Бюллетень 1»о 33 (53) УДК 621 646 (088. 8) Дата опубликования описания 07.0981 (72) Автор изобретения

A. Ni Бабушкин - Листратов (71) Заявитель (54) Изобретение относится к областя запорной арматуры и предназначено преимущестненно для управления вентилем с двумя напорными органами, перекрывающими проход в трубопроводах первого контура энергетических установок.

Известен принод ручной (для управления вентилями, имеющими два напорных органа), в которых гайка ходовая сонместно с удерживающим устройством, взаимодействуя со штоком (винтом), приводит в работу два эапорных органа, размещенных на общем штоке, и уплоняет их по корпусу в одно и то же 15 вр м (1).

При этом в приводе используется принцип работы "струбцины", т. е. стягивания одного запорного органа навстречу другому запорному органу 20 одновременно.

Недостатком этого привода является то, что хотя он и управляет двумя эапорными органами в вентиле, но не позволяет их закрывать последователь- 25 но; т. е. сначала один напорный орган, а потом другой.

Известен также вентиль, в корпусе которого установлены два коаксиально расположенных эапорных органа, управ- 30 ляемых приводом, содержащим ходовую гайку, связанную со штоком с одной стороны, а с другой стороны - посредством переключающего устройства с хвостовиком (2 ).

Б известном вентиле, хотя и возможно последовательное закрытие и открытие запорных органов, но наличие в приноде двух переключающих устройств приводит к усложнению кинематической схемы конструкции, а, следовательно, к понижению его эксплуатационной надежности.

Цель изобретения — повыаение экс плуатационной надежности устройства.

Это достигается тем, что в пред»агаемой конструкции внешний эапорный орган выполнен с резьбовым хвостовиком, на ходовой гайке ныполнен дополнительный реэьбовой участок, образующий с хностовиком внешнего запорного органа резьбовую пару, а хвостовик переключающего устройства размещен между штоком и хвостоником внешнего запорного органа.

На фиг. 1 изображена приводная часть вентиля, продольный разрез» на фиг. 2 — запорная. часть вентиля, продольный разрез» на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1» на фиг. 4 — раз747232 рез В-В на фиг. 1; ка фиг. 5 — разрез Г-Г на фиг. 1.

Вентиль включает в себя корпус 1, в котором установлены два кааксиально эапорных органа: внутренний (основной) 2 и внешний (дапалнительный)

3, шток 4, с ходовой гайкой 5 и переключающим устройством б.

Корпус 7 привода закреплен на корпусе 1 вентиля и имеет в нижней части продольный паэ 8 под шпанку 9 внешнего (дополнительнаго) запорного органа 3, который выполнен с резьбовым хвостовикам 10. На ходовой гайке

5 выполнен дополнительный резьбовой участок 11, образующий с хвостовиком

10 резьбовую пару. Внутренняя поверхность 12 хвостовика 10 выполнена многогранной, а хвостовик 13 переключающего устройства б размещен между штоком 4 и хвоставиком 10 внешнего (,цаполнительнага) запорного органа 3.

Внутренний (основной) запоркый орган 2 имеет в верхней части буртик

14, которым посредством аксиальноподвижной скобы 15 соединяется со штоком 4 через ега бурт 1б.

В среднюю часть внутреннего основ ного запорного органа 2 запрессаван палец 17, концы которого входят в продольную прорезь 18, выполненную на внешнем (дополнительном) запаркам органе 3, удерживающим от проворота внутренний запаркый орган 2. Скоба 15 позволяет штоку 4 вращаться и соединяет ега с кевращающимся внутренним (оснавным) запорным органом 2 .для сообщения ему поступательнога перемещения.

По центру скобы 15 верхнее ее отверстие выполнено многогранным (см. фиг. 4), в нижние — круглым (см. фиг. 5), Шток 4 с одной стороны соедике с ходовой гайкой 5 посредством реэьбавой поверхности головки 19 и имеет в средней части цилиндрический участок с выполненными на нем продольными пазами 20 и заканчивающийся кольцевой проточкой 21, через которые он взаимодействует с зубьями

22 переключающего устройства б. Между корпусом 7 и фланцем ходовой гайки

5 установлена возвратная пружина 23.

В средней части ходовая гайка 5 имеет кольцевой прилив 24, являющийся опорным участком, в котором выполнены радиальные отверстия 25, где размецены поперечные детали 26, пропущенные в кольцевой паз 27 переключающего устройства б и образующие аксиальноподвижное соединение ходовой гайки 5 и переключающего устройства б. На верхней наружной поверхности ходовой гайки 5 выполнен шестигранник 28 для управления вентилем.

В корпусе 1 установлена регулировочная прокладка 29, определяющая положение упора 30, служащего для ограничения асевагс перемещения ходовой гайки 5 при ее обкатывакии по резьбе головки 19 штока 4.

Работа вентиля осуществляется следующим образом.

1(ля закрытия вентиля вращают шестигранник 28 ходовой гайки 5 па часовой стрелке.

При этом ходовая гайка 5 пад действием предварительно сжатой возвратной пружины 23 остаатся неподвижной в продольном осевом направлении, но перемещаясь аксиально (совершая обороты вокруг оси), путем одновременного взаимодействия своими резьбовыми поверхностями с ответными резьбавыми поверхностями штока 4 (его головки

19). и внешнего (допалнителькага) запорного органа 3 совместна перемещает их, а значит и внутренний (аснавкай) запаркый орган 2 в продольноссевсм направлении вциз, т, к, шток

4 и внешний (дополнительный) ..запарный орган 3 аксиальна удержаны ат поворота (путем взаимодействия между собой продольных пазов 20 с зубьями

22, граней хваставика 13 с многогранной поверхностью 12, шпанки 9 с продольным пазом 8 неподвижного корпуса

7, которым и гасятся радиальные усилия, возникающие ат вращения-ходовой гайки 5).

Одновременна с этим происходит продольное скольжение лазов 20 па зубьям 22 и многогранной в -.утренней поверхности 12 па граням;;ваставика

13 переключающего устрайа::в- б также кольцевое (аксиалька. ) скольжение поперечных деталей 26 па пазу

27. Эта происходит да тех пар, пока внутренний (аскавнай) эапорный орган

2 не закроет проход среды. Окончательное закрытие вентиля осуществляется путем далькейшег0 вращения шестигранника 28 .ходовой гайки 5 па часовой стрелке.

При этом происходит сжатие возвратной пружины 23, дающей усилия уплотнения в вентиле и перемещение ходовой гайки 5 (ее обкатывание) па резьбе голонки 19 и резьбавай части хвсстовика 10 в верхнем направлении; перемещение вверх сседикеккага с ходовой гайкой 5 переключающего устройства б (т. е. начинается ere срабатывание), обеспечивающего скольжение зубьев 2? по продольным павам 20 в там же верхнем направлении и выход в кольцевую проточку 21 штока 4 зубьев 22 переключающего устрайства б (т. е. заканчи— вается срабатывание переключающего устройства) с достижением флакцем ходовой гайки 5 упора 30 в корпус 7 привода.

Шток 4 совместно с головкой 19 поворачивается совместно с ходовой гайкой 5, что обеспечивает дальнейшее поступательное движение внешнего (дополнительного) запорного органа э ка

747232 его закрытие, н результате чего создается вторичное уплотнение вентиля.

Для открытия вентиля вращают шес тигранник 28 против часовой стрелки.

При этом ходовая гайка 5, оставаясь неподвижной и продольном направлении, но перемещаясь аксиально (совершая обороты вокруг оси), путем взаимодействия поверхности дополнительного резьбового участка 11 с резьбоным хвостовиком 10 внешнего (дополнительного) запорного органа 3 перемещает его в крайнее верхнее положение до упора продольной прорезью 18 в палец

17 внутреннего основного) запорного органа 2, в результате чего начинается продольное перемещение ходовой 15 гайки 5 вниз, а также раэжатие возвратной пружины 23 и опускание вместе с ходоной гайкой 5 переключающего устройства 6 (при скольжении поперечных деталей 26 по кольцевой проточке 27) Щ на включение, когда зубья 22 нойдут н продольные пазы 20 штока 4, который в результате этого вместе с головкой

19 будет удержан при дальнейшей работе от поворота. 25

После того, как ходовая гайка 5 дойдет до крайнего нижнего положения, обкатывание ее прекратится, и при дальнейшем вращении она, взаимодействуя своими реэьбовыми участками с головкой 19 штока 4 и реэьбовым хвостоником 10 внешнего (дополнительного) запорного органа 3, начнет поднимать его и внутренний (основной) запорный орган 2 совместно в крайнее верхнее положение, в результате чего вентиль полностью откроется.

Формула изобретения

Вентиль, в корпусе которого установлены два коаксиально расположенных эапорных органа, управляемых приводом, содержащим ходовую гайку, связанную со штоком с одной стороны резьбоным участком, а с другой — посредством переключающего устройства с хвостовиком, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, внешний эапорный орган выполнен с резьбовым хвостоником, на ходовой гайке выполнен дополнительный реэьбсвой участок образующий с хвостовиком внешнего запорного органа реэьбовую пару, а хностоник переключающего устройства размещен между штоком и хвостовиком ннешнега запорного органа.

Источники инФормации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 294991, кл. F 16 К 41/10, 1969.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке В 2350383/25-08, кл. F 16 К 31/44, 1976.

747232 Ра2. 4 г-г т - иг. Х

Составитель М. Кольцова

Редактор Нечаева Техред A. Бабинец Корректор С. Щомак

Тираж 1006 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж.-35, Раушская наб,, д. 4/5

Заказ 6732/63

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Вентиль Вентиль Вентиль Вентиль Вентиль Вентиль 

 

Похожие патенты:

Вентиль // 422901

Вентиль // 2157937
Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для перекрытия потока текущей среды с учетом автоматической саморегулировки износа уплотняемых поверхностей

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для приведения в действие различных исполнительных элементов, чья работа основана на перемещении

Изобретение относится к атомной технике и предназначено для его использования в горячих камерах

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для регулирования давления и расхода текучей среды

Изобретение относится к трубопроводной арматуре

Изобретение относится к трубопроводной арматуре

Изобретение относится к регулирующей трубопроводной арматуре и предназначено для дисковых клапанов средних и больших диаметров, применяемых в технологических линиях ТЭЦ, АЭС и нефтехимического производства

Изобретение относится к трубопроводной арматуре

Изобретение относится к трубопроводной запорной арматуре, в частности к ручным приводам, применяемым в клиновых задвижках, запорных клапанах
Наверх