Прямозубая цилиндрическая передача

 

(ц 76И49

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 30.11.77 (21) 2547484/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.10.80. Бюллетень № 37 (45) Дата опубликования описания 07.10.80 (51) М. Кл.з

F 16Н 1/08

Государственный комитет (53) УДК 621.833 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения (71) Заявитель

Н. М, Зятьков

Брянский ордена Ленина завод дорожных машин имени 50-летия Великого Октября (54) ПРЯМОЗУБАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА

А,w= тсояаkа я1пи + "аь "ьа + ьm +! mс0еа

+ + " я1па,„) + ) для шестерни, 2 2 ) 2 ) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи движения с заданным передаточным числом в условиях повышенных требований к плавности работы передачи и к надежности работы зубьев на изгиб.

Известна прямозубая цилиндрическая передача, содержащая зацепляющиеся между собой зубчатые колеса, наружные поверхности зубчатых венцов которых выполнены с коническими фасками, расположенными симметрично средней плоскости колес (1).

Недостатком известной передачи является то, что она осуществима только для передач, состоящих из двух зубчатых колес, так как для передач, состоящих из трех и более колес с различным числом зубьев, зацепляющихся между собой, предельные точки однопарного зацепления для среднего 2о колеса не совпадают между собой при зацеплении с колесом, находящимся спереди и сзади.

Другой недостаток состоит в том, что передача имеет малую несущую способ- 25 ность вершин зубьев на срез, так как площадка контакта в начале или в конце зацепления равна нулю, что недопустимо для силовых передач.

Кроме того, в зоне минимального приведенного радиуса кривизны, а значит, и минимальной контактной прочности, передача имеет малую длину контактной линии, равную ширине зубчатого венца, что может сместить зону минимальной контактной прочности, обычно лежащую в области полюса, в зону двухпарного зацепления.

Целью изобретения является повышение надежности передачи.

Указанная цель достигается тем, что окружности малых оснований конусов фасок зубчатых колес расположены на участках головок зубьев, ограниченных, с одной стороны, верхними граничными точками однопарного зацепления, с другой — предельными точками с коэффициентом перекрытия, равным единице при зацеплении с аналогичными колесами, диаметры их определены из условия вхождения зубчатых колес в зацепление с меньшим коэффициентом перекрытия по следующим зависимостям:

769149

d„= 1/(+ mcosг —, а„я по. +ii ("" ) — () +(")+

+ 1- -г- Slп 2 + для колеса, b — ширина зубчатого венца;

5 — хордальная толщина вершины зуба.

m а— а„— а„— где аш аа

Аш, с ы

Аош, 2

=2 mcos + „„sinn,„, - 1/ (— "" + " для шестерни, аш

\, 2 г

d„ „= 2 Р -„mcos + a sin .„Pl/ " — + " для колеса, 2 2 2 с другой стороны, предельными точками 19 — 21, диаметры расположения которых равны т cosa d . 1 / с(ы, К = 2 ((2

+ " sin „) + () для колеса.

Формула изобретения

Прямозубая цилиндрическая передача, содержащая зацепляющиеся между собой зубчатые колеса, наружные поверхности зубчатых венцов которых выполнены с коническими фасками, расположенными симмодуль зацепления; угол исходного контура; угол зацепления; межосевое расстояние зацепления; 5 диаметры вершин зубьев шестерни и колеса; диаметры основных окружностей шестерни и колеса; диаметры начальных окружно- ip стей шестерни и колеса.

Верхние знаки — для внешнего зацепления, нижние — для внутреннего.

Колеса выполнены с цилиндрическим 15 участком на вершинах зубьев величина которого определена выражением тЬ

20 где — коэффициент, зависящий от числа зубьев и коэффициента сдвига;

Верхние знаки — для внешнего зацепления, нижние — для внутреннего. 25

Принимая средние значения „ и d" и Й„ и d „ получаем значения 4, и А,q диаметров меньших оснований фасок.

Большие основания 22 — 24 конических фасок 5 — 7 находятся на цилиндрических

30 частях вершин зубьев, имеющих размеры для каждого колеса фтЬ а а

Такое выполнение зубчатых колес прямозубой цилиндрической передаче обеспечивает снижение веса штампованных заготовок при изготовлении зубчатых колес, веса самих колес, объема снимаемой зубо- 40 фрез еров анием (зубодол блея ием) стружки

На фиг. 1 изображена прямозубая цилиндрическая передача, состоящая из трех зубчатых колес; на фиг. 2 — разрез А — А фиг. 1; на фиг. 3 — график для определения коэффициента ф

Прямозубая цилиндрическая передача состоит из трех зубчатых колес 1 — 3 (1, 2 с внешним зацеплением и 2, 3 с внутренним), выполненных с коническими фасками

4 — 11, расположенными симметрично относительно средней плоскости 12 колес 1 — 3.

Меньшие основания 13 — 15 конических фасок 5 — 7 расположены в торцовых плоскостях зубчатых венцов в пределах участков головок зубьев, ограничены, с одной стороны, верхними граничными точками 16 — 18 однопарного зацепления, диаметр расположения которых равен и увеличение надежности в эксплуатации, которое обеспечивается уменьшением коэффициента концентрации нагрузки при изгибе при приложении ее в вершине зуба, увеличением плавности работы за счет меньшей величины изменения длины контактных линий в зацеплении, более быстрой приработки зубьев в области двухпарного зацепления и снижения жесткости зубьев за счет многоугольной формы для передач, содержащих любое число зубчатых колес.

769149 ц соз „1 ak ьй 1 ьш б тсоза а,„„ 3 (Ц 3

+ + — " " з1па + — " для шестерни, 2 2 2 щcos з1п,„ аш 0ш ьй жт сова "ьи

+ (2

+ s1n а„+ " для колеса, 2 2

10 метрично средней плоскости колес, отлич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, окружности малых оснований конусов фасок зубчатых колес расположены на участках головок зубьев, ограничен- 5 ных, с одной стороны, верхними граничными точками однопарного зацепления, с другде т — модуль зацепления; а — угол исходного контура; а — угол зацепления; а„— межосевое расстояние зацепления;

d,, с4 — диаметры вершин зубьев шес- . терни и колеса;

d, Ыи — диаметры основных окружно- 15 стей шестерни и колеса;

d, d a — диаметры начальных окружностей шестерни и колеса.

Верхние знаки — для внешнего зацепления, нижние — для внутреннего. 20

2, Передача по п. 1, отличающаяся тем, что колеса выполнены с цилиндричегой — предельными точками с коэффициентом перекрытия, равным единице при зацеплении с аналогичными колесами, диаметры их определены из условия вхождения зубчатых колес в зацепление с меньшим коэффициентом перекрытия по следующим зависимостям:

Ф ским участком на вершинах зубьев, величина которого определена выражением

4тб а— 7

5 где — коэффициент, зависящий от числа зубьев и коэффициента сдвига;

b — ширина зубчатого венца;

S — хордальная толщина вершины зуба.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Ко 352052, кл. F 16Н 1/08, 1970 (прототип).

76Я149

19 б

22 г б

Ф

17

21

У

24

pii g

01

005

001

040

0,30

020

010

0 12 20 Ы 40 50 б0 70 б0 У0 100

Уи П0 3 УЬЕ8 г ф1г.З

200

Составитель Ю. Красненко

Техред Н. Заболотнова

Корректор Л. Корогод

Редактор Г. Петрова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2544/2 Изд. № 571 Тираж 1095 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Прямозубая цилиндрическая передача Прямозубая цилиндрическая передача Прямозубая цилиндрическая передача Прямозубая цилиндрическая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх