Тормозное устройство

 

Союз Советских

Социалистических

Респубнин

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ

Ф г

".г (61) Дополнительное к авт. свид-ву Р 665147 (22) Заявлено 290179 (21) 2718945/25-27 (51)М с присоединением заявки Но (23) Приоритет

F 16 D 51/ХО

Государственный комитет

СССР оо делам изобретений и открытий

Опубликовано 15.02,81. Бюллетень NB 6

Дата опубликования описания 180281 (53) УДК 62-592 (088.8) 1

le Р

Л.В. Бурый и С.А. Кузнецбв(j (72) Авторы изобретения (71) Заявители

Институт автоматики и электроме конструкторское бюро научного приборостроения (54) ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в приборах и механизмах, где требуется обеспечить остановку вращающихся частей при достижении ими определенной частоты вращения, зависящей от .угла их поворота.

По основному авт. св. к 665147 известно тормозное устройство, содержащее неподвижный корпус, s котором размещен вал с установленными на нем грузиками, поджатыми друг к другу с помощью пружины, кольцо с выступами на внутренней поверхности, контактирующими наружной поверхностью с корпусом, а подпружиненные грузики снабжены жестко закрепленными на их периферии зубьями, взаимодействующими с выступами кольца.

Недостаток известного тормозного устройства заключается в том, что оно предназначено для остановки вращающихся частей при достижении ими определенной частоты вращения, не зависящей от угла поворота. Однако в прецизионных высокоскоростных установках с автоматическим управлением электроприводами такое решение является недостаточным, так как предельная частота вращения, при которой срабатывает такое тормозное устройство, должна уменьшаться до нуля по мере приближения вращающихся частей к своим продольным положениям (ограничителям вращения).

Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей тормозного устройства путем изменения предельной частоты вращения вала в зависимости от угла его поворота.

Поставленная цель достигается тем, что тормозное устройство, содержащее неподвижный корпус, в котором размещен вал с установленными на нем грузиками, поджатыми друг к другу с помощью пружины, кольцо с выступами на внутренней поверхности, контактирующими наружной поверхностью с корпусом, а подпружиненные грузики снабжены жестко закрепленными на их периферии зубьями, взаимодействующими с выступами кольца, снабжено также упругим элементом, один иэ концов .которого закреплен в корпусе, а другой свободно установлен между торцовымн поверхностями грузиков с возможностью взаимодействия с упомянутыми торцовыми поверхностями.

На чертеже изображена конструктивная схема тормозного устройства.

804939

Устройство содержит неподвижный корпус 1, внутри которого находятся кольцо 2 с выступами 3. В корпусе 1 раэглещены тормозные колодки 4, которые прижимаются к кольцу 2 пружинами 5. Усилие прижима колодок 4 к кольцу 2 может регулироваться винтами 6. Внутри кольца 2 соосно с ним установлен вал 7 с диском 8, на котором шарнирно закреплены грузики 9 и 10, прижимаемые к упору 11 пружиной 12. Причем вращение вала 7 ограничено. От своего среднего положения он может поворачиваться в каждую сторону на допустимый угол поворота (ограничители вращения вала на чертеже не показаны). С грузиками 9 и 10 жест-15 ко связаны зубья 13 и 14, которые на небольшом расстоянии отстоят от выступов кольца 2. Внутри вала 7 размещена спиральная пружина 15, один конец 16 который неподвижен и посред- 20 ством кронштейна 17 связан с корпусом,а другой конец 18 находится между торцами грузиков 9 и 10. В среднем положении вала 7 пружина 15 находится в свободном состоянии. 25

Устройство работает следующим образом.

При повороте вала 7 с диском 8 от своего среднего положения, например против хода часовой стрелки, на грузики 9 и 10 действуют центробежные силы. При этом грузик 10, взаимодей ствуя с концом 18 пружины 15, начинает ее закручивать. Поэтому кроме центробежной силы на грузик 10 действует сила спиральной пружины 15.

Эти,две силы, приложенные к грузику

10, стремятся преодолеть натяжение пружины 12. Как только сумма этих сил достигает определенной величины (необходимой для преодоления натяже- 40 ния пружины 12), грузик 10 отходит от упора 11, его зуб 14 входит в зацепление с одним из выступов коль- ца 2, и оно начинает вращаться вместе с валом 7. Так как кольцо 2 имеет фрикционное сцепление с корпусом 1, то на вал 7 действует тормозной момент до тех пор, пока он не остановится. При этом, величина тормозного момента должна быть отрегулирована так, чтобы вал 7 остановился в пределах допустимого угла поворота.

При повороте вала 7 в противоположную сторону (по ходу часовой стрелки) от своего среднего положения устройство работает так же, как описано„

Только в этом случае с кольцом ? зацепляется зуб 13 грузика 9, который при взаимодействии с концом 18 упругого элемента 15 раскручивает его.

Так как характер изменения упругого момента спиральной пружины при закручивании и при раскручивании одинаков, то соответственно и воздействие конца 18 пружины 15 на оба грузика 9 и 10 одинаково.

Величина силы, обусловленной действием на грузик 9 или 10 спиральной пружиной 15, увеличивается по мере поворота вала 7 в ту или другую сторону, а величина центробежной силы, требуемой для преодоления оси упругости пружины 12, а, следовательно, и для включения тормоза, уменьшается.

Из этого следует, что предельная частота вращения вала, при которой вступает в работу тормоз, зависит от угла его поворота. С увеличением угла поворота вала как в одну, так и в другую сторону предельная частота его вращения уменьшается и достигает нулевого значения в крайних положениях вала.

Применение тормозного устройства данной конструкции в прецизионных приборах и механизмах предохраняет от поломок и деформации дорогостоящие и высокоточные детали и узлы .

Формула изобретения

Тормозное устройство по авт. св.

Р 665147, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем изменения предельной частоты вращения вала в зависимости от угла его поворота, оно снабжено упругим элементом, один из концов которого закреплен в корпусе, а другой свободно установлен между торцовыми поверхностями грузиков с воэможностью взаимодействия с упомянутыми торцовыми поверхностями

804939

Составитель Е. Ахматова

Редактор С. Тимохина Техред Н. Бабурка Корректор А, Гриценко

Заказ 10836/53

Тираж 1017 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул, Проектная, 4

Тормозное устройство Тормозное устройство Тормозное устройство 

 

Наверх