Преобразователь передаточногоотношения

 

Союз Совете кых

Соцнапнстнческих

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii>815364

{61) Дополнительное к авт. свмд-ву (22) Заявлено 01.08.77 {2! ) 2539723/25 28 с прнсоедннейнем заявки,% (23) Приоритет

Опубликовано 23.03.81. Бюллетень Рй 11

Дата опубликования описания 27.03.81 (5!)М. Кл.

Р 16 Н 21/08! йнуднрстееннмй кемнтет

СССР

IIo делам нзебретеннй н открытнй (53) УДК621. . 83(088.8) Г (72) Автор изобретения

E. Д. Валунский

°:

<" (73 ) Заявитель (54 } ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ПЕРЕДАТОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в случаях, когда требуется автоматическое увеличение усиления на ведомом элементе в кинематической системе при достижении определенной силы сопротивления за

S счет изменения передаточного отношения между ведущим и ведомым элементами, например в приводе тормоза транспортного средства.

Известен преобразователь передаточного отношения, содержащий попый корпус, размещенные в нем -ведущий и ведомый толкатель, и расположенный между ними преобразующий узел.

Этот преобразователь представляет собой устройство, повышающее усилие в: гидротормозной системе автомобиля за счет энергии работающего двигателя путем использования разряжения созд ва- 20 емого во всасывающем коллекторе. Эта дополнительная сила снижает усилие на тормозной педали и способствует более эффективному торможению автомобиля.

Вакуумный усилитель, содержащий корпус с установленной в нем диафрагмой разделяющей внутренний объем на две полости, связан центральной частью с ведомым звеном. Обе полости, в исходном положении усилителя, соединены вакуумной магистралью с всасывающим коллектором двигателя автомобиля. Одна полость снабжена вакуумным и атмосферным клапан&мир коммутирующими дав ление вэтой полости,,создавая дополнительную силу на ведомом элементе и определенных пределах пропорциональную усиликь приложенному к тормозной педали P).

Недостатком известного устройства является сложность и значительные габариты конструкция, ограниченное повышение усилия и зависимость повышения усилия от регулировки работы двигателя, вследствии особенностей конструкц ии.

Бель изобретения - упрощение конструкции и уменьшение габаритов.

815364

25

Указанная цель достигается тем, что в преобразователе, содержащем полый корпус, размещенные в нем ведущий толкатель, ведомый толкатель и расположенный между ними преобразующий узел, на торце ведущего толкателя выполнены скосы, преобразующий узел выполнен в виде установленной внутри корпуса обоймы со скосами на торце, тел качения, размещенных между ведомым толкателем и скосами ведушего толкателя, обоймы и упругого элемента, связывающего ведомый толкатель с обоймой, а последняя снабжена элементом одностороннего перемещения в осевом направлении, взаимодействующим с ведущим толкателем.

При этом скосы на обойме выполнены с переменным углом. Кроме того, ведомый толкатель снабжен роликами, взаимодействующими с телами качения, а на скосах ведущего толкателя выполнены канавки с фигурными выборками. Элемент одностороннего перемещения выполнен в виде клиновых поверхностей и подпружиненных в направлении обоймы тел заклинивания, а упругий элемент связывающий обойму и ведущий толкатель, выполнен в виде нескольких цилиндрических грибко- образных пружин.

Целесообразно при этом заклинивания выполнять в виде бочкообразных роликов, а тела заклинивания подпружинивать в направлении ведущего толкателя кольцевой пружиной.

На фиг. 1 схематически изображен предлагаемый преобразователь, общий вид в разрезе," на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1, на фиг. З вЂ” узел 1 на фиг. 1, на фиг. 4 — разрез Б-Б на фиг. 3.

Преобразователь передаточного отношения. содеркит полый корпус 1, размещенные в нем ведущий толкатель 2., на торце З которого выполнены скосы 4, ведомый толкатель 5 и расположенный между ведущим 2 и ведомым 5 толкателями преобразующий узел, выполненный в виде установленной внутри корпуса 1 обоймы 6 со скосами 7 на тор.це 8, тел 9 качения, размещенных между ведомым толкателем 5 и скосами 4 и 7 ведущего толкателя 2 и обоймы 6 соответственно, и упругого элемента 10„ например пружины, связывающего ведомый толкатель 5 с обоймой 6, а послед,няя снабжена элементом 11 одностороннего перемещения в осевом направлении, взаимодействующим с ведущим толкателем 2. Скосы 7 на обойме 6 выполнены с переменным углам„a скосы на ведушем толкателе 2 — с постоянным углом.

Ведомый толкатель 5 снабжен роликами 12, взаимодействующими с телами

9 качения. На скосах 4 ведущего толкателя 2 выполнены канавки 13 с фигурными выборками 14, обеспечивающими контакт тел 9 качения с ведущим толкателем .2 на определенном диаметре.

Э ле мент 1 1 одностороннего пере мещения в виде клиновых поверхностей 15 и тел заклинивания 16, в виде бочко- образных роликов, подпружиненных в направлении ведущего толкателя 2 кольцевой пружиной 17.

Упругий элемент 10, связывающий обойму 6 и ведомый толкатель 5, выполнен в виде нескольких цилиндрических грибкообразных пружин 18.

На ведущий толкатель 2 воздействует шток 19, связанный, например с педалью тормоза транспортного средства (на чертеже„не показана). Ведомый толкатель 5 связан с выходным устройством, например с поршнем главного гидротормозного цилиндра. Кольцо 20 ограничивает обойму 6 в осевом направлении.

Преобразователь работае-; следующим образом.

При приложении усилия, направленного в сторону преобразующего узла, к штоку

19 ведущий толкатель 2„ведомый толкатель 5 и обойма 6 перемешаются, при этом сила сопротивления ведомого толкателя 5 создает реакцию этой силы, которая через тела.9 качения .а виде: шариков стремится переместить обойму

6 в противоположном направлении, чему противостоят пружины 10. При достиженин определенного усилия сопротивления

40 на ведомом толкателе 5 обойма 6 останавливается при этом между скосами выступов ведущего толкателя 2 и бочкообразными роликами 16 образуется зазор, и за счет кольцевой пружины 17 и ско4s сов 7 обоймы 6 бочкообразные ролики

16 заклинивают обойму 6 с корпусом 1.

Тела 9 качения, обкатываясь в канавках ведущего толкателя 2, по торцу 8 обоймы 6, выполненной с переменным углом, о и роликов 12 начинают плавно изменять передаточное отношение между ведущим толкателем 2 и ведомым толкателем 5, достигнув в конце ходаопределеннойзаданной величины. При этом тела 9 качения

ss не имеют трения скольжения, так как канавки ведущего толкателя 2 снабжены выборками 14. При перемещении п.тока

19 в противоположном направлении по5 8 следний увлекает за собой ведущий топкатель 2 и через пружины 10 ведомый толкатепь 5, обойма 6 при этом оста-. ется неподвижной. При воздействии скосов и выступов толкателя 2 на ролики 16 последние расклинивают обойму 6 с корпусом 1, и обойма 6 совместнсРс ведущим 2 и ведомым 5 толкателями занимает исходное положение.

Применение преобразователя передаточного отношения, например, в тормозной системе автомобиля создает автономную систему усиления, повышает эф фективность работы тормоза, упрощает конструкцию тормозной системы, сокращает габариты устройства и облегчает обслуживание в эксплуатации.

Формула и зобретения

1. Преобразователь передаточного отношения, содержащий полый корпус, размещенные в нем ведущий толкатель, ведомый толкатеиь и расположенный между ними преобразующий узел, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения конструкции и уменьшения габаритов, на торце ведущего толка-. теля выполнены скосы, преобразующий узел выполнен в виде установленной внутри .. корпуса обоймы со скосами на .торце, тел качения, размещенных между ведомым толкателем и скосами ведущего толкателя, обоймы и упругого элемента, связывающего ведомый толкатель с обоймой, а последняя снабжена элементом одностороннего перемещения в осевом

15364 6 направлении, взаимодействующим с ведущим толкателем.

2. Преобразователь по и. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что скосы на обойме выполнены с переменным углом.

3. Преобразователь по и. 1, о т л ич а ю шийся тем, что ведомый .. толкатель снабжен роликами, взаимодействующими с телами качения.

1о 4. Преобразователь по и. 1, о т л ич а ю шийся тем, что на скосах ведущего толкателя выполнены канавки с фигурными выборками. 5. Преобразователь по и. 1, о. т л ич а ю шийся тем, что элемент одностороннего перемещения выполнен в виде клиновых поверхностей и подпружиненных в направлении обоймы тел заклинивания.

6. Преобразователь по п. 1, о т л ич а ю шийся тем, что упругий элемент, связываюшяй обойму и ведущий толкатель, выполнен в виде нескольких цилиндрических грибкообразных пружин.

7. Преобразователь ПО п. 5, О т л ич а ю шийся тем, что тела заклинивания выполнены в виде бочкообразных роликов. .8. Преобразователь по п. 5, о т л ич а ю шийся тем, что тела заклинивания подпружинены в направлении ведущего толкателя кольцевой пружиной.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Шувалов Л. П. Автомобиль "Жигули" ВА3-2101, 2102, 2103. М., и:д-во ДОСААФ, 1974, с. 320-326, рис. 10-6.

Составитель В. Штукарев

Техред М,Федорнак Корректор О. Билак

Редактор О. Малец филиал ППП Патент, г...Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 1004/58 Тираж 1006 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобрвтений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Преобразователь передаточногоотношения Преобразователь передаточногоотношения Преобразователь передаточногоотношения Преобразователь передаточногоотношения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам механизации технологических процессов и может быть использовано в составе машин с остановками рабочих или исполнительных органов

Изобретение относится к средствам механизации технологических процессов и может быть использовано при передаче изделий из позиции в позицию
Наверх