Система выработки топлива налетательном аппарате

 

(ц18I 8963

ОПИСАНИЕ .ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 08.07.75 (21) 2149329/23 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.04.81. Бюллетень № 13 (51) М. Кл.з

В 64D 37/20

Государственный комитет

СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 629.7.063.6 (088.8) (45) Дата опубликования описания 07.04.81 (72) Авторы изобретения Л. И. Заславский, С. С. Жарков, К. Н. Матвеев и Ю. (71) Заявитель

Б|ЦЛД01т;.; л (54) СИСТЕМА ВЪ|РАБОТКИ ТОПЛИВА

НА ЛЕТАТЕЛЬНОМ АППАРАТЕ

Изобретение относится к авиационному оборудованию, а именно к устройствам топливных систем.

Известны системы, содержащие расходный бак и баки с подкачивающим и перекачивающим насосами, а также гидравлическую сеть управления перекрывным краном на трубопроводе перекачки, рабочая камера которого сообщена линией командного давления со струйным индикатором уровня топлива (1).

Такие системы недостаточно надежны, так как управление перекачкой топлива осуществляется со значительными погрешностями из-за влияния на сигнал индикатора колебаний уровня топлива и давления в сети управления.

Цель изобретения заключается в устранении указанного недостатка и достигается тем, что линия командного давления подключена к всасывающей полости струйного индикатора уровня, выполненного в виде струйного насоса. Сопло насоса ттодключено к гидравлической сети управления, выходной конец камеры смешения обращен в расходный бак, а входной патрубок всасывающей полости сообщен с этим баком в месте контроля наличия топлива.

При этом указанный входной патрубок может быть расположен ниже выходного отверстия его камеры смешения на величину, равную заданной амплитуде колебания уровня топлива. В случае размещения входного патрубка и камеры смешения в разных баках, выходной конец камеры смешения струйного насоса должен быть установлен в надтопливном пространстве. Входной патрубок может быть оборудован ограничителем расхода. щ На чертеже схематично изображена предлагаемая система.

Система выработки топлива содержит расходный бак 1 и дополнительный 2 баки, а также подвесной бак 3. В расходном баке

15 установлен насос 4, который трубопроводом

5 подключен к дополнительному насосу 6, обеспечивающему подачу топлива потребителю по трубопроводу 7. Для выработки топлива из дополнительного бака 2 гидро20 приводной насос 8 установлен на трубопроводе 9, оборудованном перекрывным краном 10, имеющим рабочую камеру 11, мембрану 12, шток 13, клапан 14, пружины 15 и 16. Для управления перекрывным краном

25 10 имеется насос-индикатор 17 наличия топлива. Индикатор содержит всасывающую полость 18, патрубок 19 всасывающей полости с ограничителем расхода 20, камеру 21 смешения и сопло 22 активного топ30 лива, которое трубкой 23 подключено к

818963 гидравлической сети управления 24. Всасывающая полость 18 индикатора 17 подключена трубкой 25 командного давления к рабочей камере 11 перекрывного крана.

Гидроприводной насос 8 соединен трубопроводом 26 через электроуправляемый кран 27 с трубопроводом 7.

Исполнительный механизм 28 с рабочей камерой 29, мембраной 30, пружиной 31 и контактами 32 соединен рабочей камерой через трубку 33 со всасывающей полостью

34 струйного индикатора 35 уровня жидкости. На всасывающем патрубке имеется ограничитель расхода 36. В камеру смешения

37 обращено сопло 38, которое соединено трубкой 39 с гидравлической сетью 24 управления. Для выработки топлива из подвесного бака 3 он соединен трубкой 40 с источником сжатого газа, а трубкой 41 с исполнительным механизмом 42, содержащим рабочие камеры 43 и 44, мембрану 45, шток 46, клапан 47 и пружины 48 и 49, Ра:"--бочая полость 43 соединена трубкой 50 командного давления с всасывающим патрубком 51 струйного индикатора 52 уровня жидкости, имеющего камеру смешения

53 и сопло 54, соединенное трубкой 55 с гидравлической сетью управления.

На всасывающем патрубке установлен ограничитель расхода 56. Камера 44 исполнительного механизма 42 соединена отвер-, стием 57 с баком 1. Трубка 58 соединяет сопло 59 струйного индикатора 60 с гидравлической сетью управления 24. Струйный индикатор 60, установленный выше максимально возможного уровня топлива, имеет камеру смешения 61, всасывающую полость 62, которая трубкой 63 через ограничитель 64 расхода соединена с трубой 41, а трубкой 65 — с рабочей камерой 66 исполнительного механизма 67, у которого есть мембрана 68, пружина 69 и контакты 70; .В расходном баке 1 расположен струйный индикатор 71 уровня аварийного остатк а топлива, содержащий всасывающую полость 72, ограничитель расхода 73, камеру смешения 74, сопло 75 активного топлива, к которому по трубке 76 подводится топливо от гидравлической сети управления 24.

Всасывающая порость 72 соединена трубкой 77 с рабочей камерой 78 исполнительного механизма 79, содержащего пружину 80 и контакты 81. Сигналы при замыкании контактов исполнительных механизмов 67 и 79 выведены на лампочки 82 и 83.

Между баками 1 и 2 установлен клапан самотека 84.

Топливо в бак 1 и 2 заливается по уровень А. После включения насосов 4 и 6 топливо подается к потребителю, в гидравлическую сеть управления 24 и струйные индикаторы (находящиеся под уровнем топлива) 17, 35. 5, 71 «запустятся», т. е.

65 создадут во всасывающих полостях 18, 34 и 72, а также во всасывающем патрубке 51 разрежение.

Струйный индикатор 60 «запустится» лишь после того, как будет подано давление воздуха по трубке 40 в подвесной бак

3 и тогда, когда топливо через трубку 63, ограничитель расхода 64 заполнит камеру смешения 61.

Труба 41 выработки топлива из бака 3 перекрыта клапаном 47 исполнительного механизма 42, так как мембрана 45 передвинула шток 46 влево под действием разрежения в полости 43. Когда уровень топлива в баке 1 понизится до уровня ограничителя расхода 56 и во всасывающий патрубок 52 попадет газ, струйный насос — индикатор 52 перестанет создавать разрежение в камере 43 и под действием пружины

49 мембрана 45 передвинет шток 46 вправо, топливо из бака 3 под действием избыточного давления передвинет клапан 47 вправо и начнется выработка подвесного бака

3. Если темп выработки из бака 3 будет превышать темп выработки из бака 1 и уровень топлива достигнет камеры смешения 53, то струйный индикатор уровня вновь «запустится», в патрубке 51 и камере 43 образуется разрежение, мембрана 45 передвинет шток 46 влево, клапан 47 перекроет трубу 41 и прекратит выработку топлива из бака.

Когда топливо в баке 3 израсходуется, то в трубку 63, а затем в полость 62 попадет газ, струйный насос 60 «сорвется», вакуум в трубке 63 и в камере 66 исполнительного механизма 67 исчезнет, под действием пружины 69 мембрана 68 замкнет контакты 70 и загорится лампа 82 «дополнительный пуст», Выработка топлива из бака 2 производится гидроприводным насосом 8 по трубопроводу 9 через нормально-закрытый клапан 14 исполнительного механизма 10.

Электроуправляемый кран 27 является нормально-открытым при разомкнутых контактах 32. Приводное топливо к гидронасосу подается по трубке 26.

Как только уровень топлива в баке 1 опустится ниже ограничителя расхода 20 струйного индикатора уровня 17, газ попадет во всасывающую полость 18, произойдет

«срыв» работы индикатора 17 и разрежение в полости 18, трубке 25 и камере 11 исполнительного механизма 10 пропадет и шток 13 под действием пружины 16 переместится вправо, давление топлива за насосом 8 откроет клапан 14 и начнется выработка бака 2. Выработка будет продолжаться до тех пор, пока уровень топлива в баке 1 не достигнет верхней кромки камеры смешения 21 струйного индикатора уровня 17. Тогда произойдет «запуск» индикатора — струйного насоса и во всасывающей полости 18, в трубке 25 и в камере 11 соз818963 дастся разрежение, под действием которого мембрана 12 переместит шток 13 влево и клапан 14 перекроет трубопровод 9 и выработка топлива из бака 2 прекратится.

При понижении уровня топлива в баке 2 5 ниже уровня ограничителя расхода 36 струйного индикатора уровня 35 произойдет «срыв» в работе и этого индикатора и разрежение в полости 34, трубке 33 и в рабочей камере 29 исполнительного механиз- 1о ма 28 пропадет. Под действием пружины

31 произойдет замыкание контактов 32, электроуправляемый кран 27 закроется и прекратит подачу приводного топлива к гидронасосу 8. 15

При понижении топлива в баке 1 ниже уровня ограничителя 73 расхода струйного индикатора уровня 71 произойдет «срыв» в его работе и разрежение во всасывающей полости 72, трубке 77 и рабочей ка- 2О мере 78 исполнительного механизма 79 пропадет. Под действием пружины 80 замыкаются контакты 81 и выдается сигнал

«аварийный остаток». .Формула изобретения

1. Система выработки топлива на летательном аппарате, содержащая расходный бак и баки с подкачивающим и перекачивающим насосами, а также гидравлическую сеть управления перекрывным краном на трубопроводе перекачки, рабочая камера которого сообщена линией командного давления со струйным индикатором уровня топлива, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы путем уменьшения влияния колебаний уровня топлива и давления в сети управления, линия командного давления подключена к всасывающей полости струйного индикатора уровня, выполненного в виде струйного насоса, сопло которого подключено к гидравлической сети управления, выходной конец камеры смешения обращен в расходный бак, а входной патрубок всасывающей полости сообщен с этим баком в месте контроля наличия топлива.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что входной патрубок всасывающей полости струйного насоса расположен ниже выходного отверстия его камеры смешения на величину, равную заданной амплитуде колебания уровня топлива в баке.

3. Система по п. 1, отличающаяся тем, что выходной конец камеры, смешения струйного насоса установлен в надтопливном. пространстве бака выше максимально возможного уровня при размещении входного патрубка и камеры смешения в разных баках.

4. Система по пп. 1 — 3, отлич а юща яс я тем, что входной патрубок всасывающей полости струйного насоса оборудован ограничителем расхода.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 330721, В 64D 37/20, 1970.

Редактор О. Иванова

Составитель Е. Корнилов

Техред И. Заболотнова Корректор А. Овчинникова

Заказ 522717 Изд. № 262 Тираж 497 Подписное

HI10 «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, нр. Сапунова, 2

Система выработки топлива налетательном аппарате Система выработки топлива налетательном аппарате Система выработки топлива налетательном аппарате Система выработки топлива налетательном аппарате 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к пневмогидравлическим системам, в частности, к технике выработки рабочих тел в заданной последовательности из одной и той же или разных емкостей и может найти применение в любой отрасли народного хозяйства, например в топливных системах самолетов для обеспечения надежной подачи топлива в двигатели при знакопеременных перегрузках, в том числе и в состоянии невесомости или при последовательной выработке топлива из разных баков (или разных точек одного бака) самолета одним и тем же насосом

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано преимущественно в авиационной технике

Изобретение относится к устройствам для хранения и подачи жидкостей и может быть использовано для хранения и подачи компонентов топлива к потребителям на космических кораблях и летательных аппаратах

Изобретение относится к устройствам для обслуживания топливных баков силовой установки, например самолета

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к системам автоматического управления заправкой топливом летательных аппаратов, и может быть использовано на всех типах самолетов, имеющих высокий центроплан и оборудованных централизованной магистралью вертикальной подачи топлива

Изобретение относится к области авиации, в частности к топливным системам летательных аппаратов с дозаправкой топливом в полете

Изобретение относится к авиационной технике, в частности может использоваться при хранении криогенного топлива, а также в различных областях промышленности при работе с криогенными жидкостями

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к агрегатам топливной системы летательного аппарата, касается устройства крана слива остатков топлива и конденсата и может быть использовано в области машиностроения для слива жидкости из емкости

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к топливным системам летательных аппаратов
Наверх