Способ автоматического компаундиро-вания бензинов

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических республик (ii) 831778 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22)Заявлено 18.07.78 (21) 2645030/23-04 с присоединениент заявки М— (23) Приоритет

3 (51)М. Кд.

С 10 1 1/04

Гааударстаанний наютат

СССР . на делан нзабратаннй н аткрмтнй

Опубликовано 23.05.81. Бтоллетень М 1р (53) УД1(665.75 (088. 8) Дата опубликования описания 23: 15.81.

В. И. Кошевой, В. И. Карпеев, С. и Я.Л. Шннтман (72) Авторы изобретения

i - 1 т

/

/ -/

l (71) Заявитель (54) СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОИПАУНДИРОВАНИЯ

БЕНЗИНОВ

Изобретение относится к области

1тефтепереработки и может быть исполь1 зовано в товарных цехах заводов.

В современном производстве товарных бензинов применяются десятки различных и нестабильных по своим ка5

4ественным и количественным показателям компонентов бензина. В зависимости от характеристики и наличия ком понентов применяются различные мето.16 ды смешения: периодические смешения, частичное смешение в трубопроводе, непрерывное смешение в трубопроводе.

Известные способы получения товарных бензинов не позволяют достик15 нуть одновременно точности процентного содержания присадок и октаиовой характеристики без расчета по сложным математическим моделям, требующим большого количества лабораторных микроэкспериментов для каждой новлй партии товарных бензинов Эти способы не позволяют использовать индивидуальную особенность взаимодействия определенных групп компонентов бен.зина с присадками и, тем самым, сни жают эффективность последних.

Известен способ компаундирования в трубопроводе из нескольких компонентов, заключающийся в сборе компонентов в накопительных резервуарах, выполнении лабораторных анализов и одновременной дозировки компонетттов .и присадок в коллектор смешения j1) или 1.2) .

Компоненты направляются в промежуточный резервуарный парк. Для каждого компонента выделяется не менее

2-х резервуаров. Иэ образцов компонентов в заводской лаборатории приготовляют пробную партию товарного бензина. Такие образцы товарного бензин. анализируют и испытывают для ойределения оптимального соотношения компонентов и присадок, обеспечивающего получение товарного продукта, соответствующего требованиям ГОСТ.

Затем необходимые компоненты и

:-присадки, изменяющие и не изменяюшие октановые характеристики, и краситель одновременно закачиваются в смесительный коллектор в заданном соотношении так, что в любой момент, времени на выходе из коллектора получаются товарные бензины.

Однако существующий способ является не оперативным из-за сложности математических моделей, большого коли чества лабораторных анализов с определением приамистости и смесительных характеристик каждой пары компонентов и используемых образцов .товарных продуктов.

Большое количество сложных лабораторных анализов дают значительную инструментальную и субъективную погрешность при выборе оптимальных рецептов смещения, что, в конечном итоге, .приводит к выпуску товарных бензинов с: запасом по основным показателям {октановое число и 7 содержания присадки) или к браку по тем же показателям, Отсутствие контроля качества товар ного бензина в процессе смешения вызывает необходимость преднамеренного ввода страховочных запасов по основным показателям качества. Одновременная подача в коллектор смешения компонентов и присадок снижает эффективность последних. Кроме того, для каждого компонента необходимо иметь не менее двух резервуаров, насосное оборудование и оборудование КИП.

Целью настоящего изобретения является обеспечение заданного уровня октанового числа и содержания приса.док.

Это достигается тем, что в способе автоматического компаундирования

Т а б л и ц а 1

Высокооктановая

Платформат 35/Н-300

80-82

72-73,6

800-900

800-900

-"- 35/5

Бензин кат. блоков 43-!02/1

7ч-72,8

75,8-78,4

300-320

550-600

43-102/3

831778 4 бензинов углеводородные компоненты бензина предварительно делят на две группы, одна из которых при добавлении присадок, изменяющих октановые характеристики, имеет запас по октановому числу 2-9 пунктов, и указанные присадки вводят в обе группы в одинаковых количествах с последующим смешением обеих групп при одновременl0 ном добавлении присадок, не изменяющих октановые характеристики, и красителя.

В высокооктановой группе формируются такие компоненты бензина, кото15 рые с учетом добавления присадок в любой момент времени при любых непредвиденных производственных ситуациях на технологических установках, будут соответствовать лучшей марке товарно2О го бензина, в частности смесь компонентов бензина с октановой характеристикой в чистом виде 79-100 пунктов для бензина AH-93, АИ-98.и 70-79 пунктов для А-72, А-76.

25 В низкооктанавой группе формируются остальные компоненты бензина с добавлением таких же присадок и в таком же процентном содержании, как и в высокооктановой группе. Расчет смеЗО,шения производится по номограмме из

2-х компонентов по октановой характеристике, что в 7 раз сокращает количество лабораторных анализов. Уменьшение лабораторных анализов сокращает

35 инструментальную и субъективную погрешность, уменьшается ошибка в расчетах и при смешении.

Пример.Проводят распределение всех вырабатываемых компонентов на

40 две группы.

Компонентный состав высокооктановой и низкооктановой групп приведен в табл. 1, 831778

Продолжение табл. 1

Показатели

Группа

Состав т!су»тки »

Октановое число

Гексан с ЦГФУ

700-800

53-55

62-72

47-53

Бензин головка 22/1,3,4 700-1000

Ниэкооктано- Бензин стабилизации 1000-900 вая

Бензин термического крекинга

300-900

62-66

62-64

Рафинат 35/8

300-600

В/октановый

Н/октановый

154 183 0,711 78,4

41 61

54 75

104 153 185 0,717 68,4

Тов.бензин

А-76

96 152 182 0,7155 76

66

Использование предлагаемого способа дает следующие преимущества: возможность получения товарных беи50 зыков с первого предъявления (по октановой характеристике и присадке) с заданным уровнем качества, минимальным количеством лабораторных анали55 зов и наименьшим временем; увеличение выпуска -высокооктаио вых бензинов за счет вовлечения нйзкооктановых компонентов или уменьшения выпуска низкооктановых товарных бензинов; достижение устойчивых показателей качества (октановое число, процентное содержание присадок) при постоянно изменяющейся октановой характеристике, приемистости и смесительных характеристик компонентов бензина; наиболее эффективное использова-. ние присадок при вводе их раздельно в каждую группу бензинов;

Б каждую иэ групп вводят этиловую жидкость из расчета содержания ТЭС

0,41 r/Kã бензина.

В результате добавления этиловой жидкости высокооктановая группа компонентов бензина имеет октановое число 78,4 пункта, низкооктановая—

68,4 пункта, октановые числа определяют моторным методом. Производят смешение бензинов путем одновременной подачи в коллектор смешения 2-х компонентов (высокооктанового и низкооктанового) по расчету и красителя.

В результате смешения получен товарный бензин с октановым числом 76,0 пунктов и содержанием ТЭС 0,41 г/кг бензина.

Показатели качества компонентов и товарного бензина приведены в табл.2.

Таблица 2

7 8317 при строительстве станций смешения по предлагаемому способу требуется меньшее количество накопительных ре" зервуаров,.насосного оборудования, счетчиков, оборудования КИП;

5 предлагаемый способ производства не требует дополнительного монтажа оборудования при расширении заводов и вовлечении новых компонентов в товарные бензины. 1О

Экономическое преимущество предлагаемого способа производства заключается в увеличении выпуска высокооктановых товарных бензинов за счет уменьшения страховочных запасов по )s качеству.

Формула изобретения

Способ автоматического компаундирования бензинов путем дознрованного смешения его углеводородных компонентов и добавления присадок, изменяю78 8 щих и не изменяющих октановые характеристики бензина и красителя. о т-личающийся тем, что, с целью обеспечения заданного уровня октанового числа и содержания присадок, углеводородные компоненты бензина предварительно делят на две груп" пы, одна из которых при добавлении присадок, изменяющих октановые характеристики, имеет запас по октановому числу 2-9 пунктов и указанные присадки вводят в обе группы в одинаковых количествах с последующим смешением обеих групп при одновременном добавлении присадок, не изменяю-.щих октановые характеристики, и красителя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Инженер-нефтяник, 1966, Ф 13, с. 80.

2. Башилов А.А и др. Компаундирование моторных топлив. М., 1968, с ° 97-125 (прототип) .

Составитель Н. Богданова

Редактор В. Голышкина Техред А.Савка Корректор B. Синицкая.

Заказ 3977 83 Тираж 548 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, И-35 ..Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4.

Способ автоматического компаундиро-вания бензинов Способ автоматического компаундиро-вания бензинов Способ автоматического компаундиро-вания бензинов Способ автоматического компаундиро-вания бензинов 

 

Похожие патенты:

Топливо // 819153

Вптб // 400075

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к составу топлива, предназначенному для использования в быстроходных дизелях

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, а именно к композициям неэтилированного бензина, имеющим октановые числа не менее 76 и используемым в качестве автомобильного и авиационного бензинов

Изобретение относится к топливным композициям, используемым в качестве котельного топлива

Изобретение относится к нефтепереработке и может быть использовано для получения нефтяных маловязких котельных топлив

Изобретение относится к производству моторных топлив и может быть использовано для получения высокооктанового бензина из отходов производства

Изобретение относится к области производства товарных нефтепродуктов в отраслях нефтепереработки и нефтехимии и может быть использовано в товарно-сырьевых производствах, на нефтебазах и танкерах-смесителях для смешения товарных мазутов (котельных и технологических топлив, судовых мазутов) на стационарных установках и передвижных смесительных модулях

Изобретение относится к жидким углеводородным топливам и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к нефтепереработке и может быть использовано для получения нефтяных маловязких котельных или печных топлив
Наверх