Способ определения температурных режимов уплотнения асфальтобетонного покрытия и устройство для его осуществления

 

Союз Советскик

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

<>889778

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 1233479 (21) 2744148/29-33 с присоединением заявки йо 2744149/29-33 (23) Приоритет—

Опубликовано 153.281. Бюллетень М 46

Дата опубликования описания 15.12.81 (53)PA К„з

Е 01 С 23/07

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК620.1.08 (088. 8) (72) Авторы изобретения

A.A. Шестопалов, Э.И. Деникин, Н.Я. Х

A.A. Васильев и В.И. Окунев (71) Заявитель

Ленинградский ордена Ленина политехни институт им. М.И. Калинина (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРНЫХ РЕЖИМОВ

УПЛОТНЕНИЯ АСФАЛЬТОБЕ ТОННОГО ПОКРЫТИЯ

И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к дорожному =троительству и может быть наиболее. эффективно использовано при сооружении дорог с искусственным покрытием, выполненным преимущественно из горячего или теплого асфальтобетонов.

Кроме того может найти применение и в других областях науки и техники при определении усредненных температур внутри объектов, выполненных из пористого материала.

Известен способ измерения температуры объекта, включающий измерЕние температуры газового теплоносителя, 15 омывающего поверхность исследуемого объекта fl).

Применительно к измерению .температуры асфальтобетона способ и устройство для осуществления его обладают 2р рядом недостатков, основным иэ которых являются низкая точность и надеж- . ность.

Известен способ измерения усредненной температуры слоя грунта по 25 изменению объема жидкости при тепловом расширении с использованием прибора включающего баллон с жидкостью, I снабженный градуированной трубкой, заполненной той же жидкостью, погру- Зр жаемый в грунт или асфальтобетон при измерении (2).

Недостаток прибора †. необходимость при измерении температуры погружать . баллон в покрытие, тем самым нарушая его сплошность.

Кроме того, операция погружения трудоемка, так как она должна повторяться за цикл уплотнения длительностью 40-60 мин десятки раз.

Наиболее близким .к предлагаемому является способ определения температурных режимов уплотнения асфальтобетонного покрытия,.включающий измерение температуры воздуха,- используемого в качестве теплоносителя, и-устройство для его осуществления, вклю-, чающее полую термоизолированную камеру с установленным .внутри измерителем температуры (3).

Недостаток способа заключается в том, что он не дает представления о температуре внутри .слоя. покрытия, а именно зто и интересует. технологов, ведущих уплотнение.. Недостатком устройства является .низкая .точность и надежность измерения.

Цель изобретения †.повышение точ. ности измерения.

889778

Цель достигается тем, что по способу определения температурных режимЬв уплотнения асфальтобетонного покрытия,.включающем измерение температуры воздуха, используемого в качестве теплоносителя, .воздух предвари тельно прокачивают через толщину пок рытия.

Прокачку воздуха осуществляют вакуумированием .Участка .покрытия, который изолируют от окружающей температуры.

В устройстве для осуществления способа, включающем полую термоизолированную камеру с установленным внутри измерителем температуры, камера снаб". жена опорным фланцем с уплотнителем. 15 и средством создания вакуума, размещенными соответственно в торцах камеры.

Способ осуществляют следующим образом. 20

Устанавливают прибор на асфальтобетонное покрытие фланием и создают замкнутое, изолированное объемом полости камеры пространство над участком покрытия. Создают разрежение.

Следят по манометру, чтобы давление в полости камеры не падало ниже

0,95 ата, что обеспечивает. равномерный и низкоскоростной приток в йолость камеры нагретого воздуха из толщи покрытия и через него. Над по- ЗО верхностью в полости камеры создается давление меньше давления газа внутри слоя. Разность давлений вызовет фильтрацию воздуха иэ области высокого в область низкого давления над по- 35 верхностью слоя. Воздух, который нахо" дился внутри слоя асфальтобетона и имел температуру последнего, выйдя из слоя, создает тепловой. йоток воздуха над поверхностью дорожного по- gg крытия. Поскольку тепловой поток постоянно вытекает из внутреннего слоя смеси, то температура этого потока поддерживается постоянной и соответствует усредненному значению температуры слоя асфальтобетона. Измерение температуры осуществляют с помощью термометра. Стабилизация в показаниях термометра означает преодоление его инерции и показанная температура будет являться усредненной 50 температурой асфальтобетона. Диапао зон от 70 С вЂ” 160 С является наиболе рациональным для формирования необходимой структуры асфальтобетона.

На фиг. 1 представлено устройст- 55 во для осуществления способа; на фиг. 2 — схема управления электродвигателем; на фиг. 3 — схема управления работой термоиндикатора.

Устройство содержит камеру 1, выполненную из гаэоплотного материала . в форме усеченного конуса со сквозным отверстием, образующим внутреннюю полость., с пенопластовой футеровкой 2. В расширенной части камера снабжена опорным фланцем 3, уплотнительным диском 4, например упругоэластичной резиной с кольцевыми ка.навками, образующими лабиринтное уплотнение. В полости камеры в зоне опорного фланца установлен измеритель температуры 5,.электрически связанный с источником .питания аккумулятором 6. В зауженной части камеры установлено средство создания вакуума, например крыльчатка 7 (или ресивер с насосом), которая с помощью ,вала 8 связана с электродвигателем

9 постоянного тока, который также .связан с аккумулятором 6. Корпус электродвигателя установлен в обойме

10 кронштейна 11, жестко связанного с корпусом 1 и одновременно являющегося рукояткой, на которой установлена приборная доска 12, несущая индикатор температуры и счетчик оборотов электродвигателя (не показан).

Схема управления электродвигателем содержит включенный параллельно электродвигателю стабилитрон 13, подстроечный резистор 14, два выключателя

15. Для работы крыльчатки предпочтителен привод с последовательным возбуждением, имеющий мягкую рабочую характеристику, т. е. зависимость между числом оборотов и моментом,. изменяющуюся по экспоненциальному закону.

Схема управления работой термоиндикатора содержит мостовую схему измерения 16, в одно из плеч которой включен измеритель температуры 5, связанный с линейным усилителем 17, между выходом которого и измерителем температуры введен корректирующий резис тор 18.

Устройство работает следующим образом.

Устанавливают устройство на поверх ность дорожного асфальтобетонного покрытия так, чтобы изолировать внутренний объем камеры 1 от окружающей атмосферы и предотвратить натекание воздуха внутрь камеры через зазоры между корпусом и слоем асфальтобетона. Включают электродвигатель, на валу которого расположена крыльчатка, и начинают откачку воздуха из внутреннего объема камеры 1. В полости камеры создают давление меньшее, чем давление воздуха, находящегося в слое асфальтобетона. Это давление обеспечивает непрерывное движение воздуха через слой асфальтобетона, температуру которого измеряют.

Электрическое напряжение, пропорциональное измеряемой температуре, снимается с выхода линейного усилителя 17 и через корректирующий рези,стор 18 подается на обмотку измерителя температуры и вход усилителя 17, в результате чего выходное напряжение оказывается практически пропорционально измеряемой температуре покрытия. Показания измерителя температу889778 ры считывают с индикатора, находящегося на приборной доске 12.

Формула изобретения

1. Способ определения температурных режимов уплотнения асфальтобетонного покрытия, включающий измерение температуры. воздуха, используемого в качестве теплоносителя, о т л ич а ю щ и с я тем, что, с целью повышения точности .измерения, воздух предварительно прокачивают через толщу покрытия.

2. Способ по и. 1, о т л и ч а юр и и с я тем, что прокачку воздуха осуществляют вакуумированием участка покрытия, который изолируют от окружающей атмосферы.

3. Устройство для осуществления способа по п. 1 и 2, включающее полую термонзолированную камеру с установ" ленным внутри измерителем температу" ры, о т л и ч а ю щ е е с я -тем, что камера снабжена опорным фланцем с уплотнителем и средством .создания вакуума, размещенными .соответственно в торцах камеры.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

251870, кл. G Ol К 13/08 1968.

2. Авторское свидетельство СССР

77795, кл. G 01 К 3/02, 1948.

3. Авторское свидетельство СССР

51477, кл. G 01 J 5/16, 1935.

889778

Составитель М. Слинько

Техред А.йч Корректор,В. Синицкая

Редактор Е. Яковчик

Заказ 11218 Тираж 564

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ определения температурных режимов уплотнения асфальтобетонного покрытия и устройство для его осуществления Способ определения температурных режимов уплотнения асфальтобетонного покрытия и устройство для его осуществления Способ определения температурных режимов уплотнения асфальтобетонного покрытия и устройство для его осуществления Способ определения температурных режимов уплотнения асфальтобетонного покрытия и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и аэродромов

Изобретение относится к области исследования прочностных свойств грунтов в природных условиях путем динамического зондирования грунта

Изобретение относится к области исследования материалов механическими методами, а именно к аппаратуре, оценивающей коэффициент сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации автомобильных дорог, а именно к устройствам для контроля технико-эксплуатационных показателей дорожных одежд и геометрических характеристик автомобильных дорог, в частности прогиба и геометрических параметров автомобильных дорог

Изобретение относится к строительству и эксплуатации автомобильных дорог и предназначено для контроля несущей способности и ровности дорожных конструкций

Изобретение относится к устройству для измерения прогиба шоссе, соединенному с транспортным средством, включающим раму, передние колеса и заднюю несущую ось, представляющую пары задних колес

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации автомобильных дорог, в частности к устройствам для испытаний дорожных и аэродромных конструкций с целью оценки их прочности

Изобретение относится к строительству и эксплуатации автомобильных дорог

Изобретение относится к строительству и эксплуатации автомобильных дорог и аэродромных покрытий, а именно к устройствам для оценки прочности и ровности дорожных одежд
Наверх