Способ оценки качества смазочных материалов и пара трения для его осуществления

 

Союз Советскнк

Социалистические

Рес убпнн

ОП ИСАНИЕ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. свмд-ву (22)Заявлено 23.0 1. 80 (21) 2879048/25-28 с присоединением заявки 1та (23) Приоритет

Опубликовано 07.01.82. Бюллетень М 1

Дата опубликования описания 10.01.82 (51) М. Кл.

G 0I N 19/02

1ооуаарстваииый комитат

СССР во делам изобретений и открытий (53) УДК 620.

° 178. 08 (088.8) (72) Авторы изобретения

В.А. Корин и Л.Д. Лившиц

/

1

Ордена Ленина институт химической физики. AH СССР;-.-,. и Ордена Ленина институт физики Земли АН СССР им. О.Ю. Шмидта т ь

7 (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

И ПАРА ТРЕНИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к исследо" ваниям триботехнических свойств материалов и касается оценки качества смазочных материалов.

Известен способ оценки качества смазочных материалов, заключающийся в том, что образуют пару трения, сопрягая исследуемые поверхности образца и контробразца, на которые предварительно нанесена смазка, прикладыtO вают к ним сжимающую нагрузку, перемещают образец относительно контр- образца и измеряют параметры, характеризующие качество смазки (1).

Для реализации этого способа может

15 быть использована пара трения, со ,стоящая из двух соосно расположенных дисков, на рабочие поверхности которых нанесен смазочный материал.

Недостатком известного способа является ограниченный диапазон давлений, при которых проводятся испы,тание смазки. Это обусловлено тем, что в известном способе в качестве

2 параметра, характеризующего качестзо смазки, используется величина момента, обеспечивающего скольжение образца по поверхности контробразца.

Однако при высоких давлениях на контакте существенный вклад в величину этого параметра вносит эффект пластического течения материала, лежащего вблизи от поверхности, что в итоге снижает информативность способа.

Цель изобретения — расширение диапазона давлений на контакте.

Эта цель достигается тем,что раз" резают пару трения в направлении, перпендикулярном их исследуемым поверхностям, готовят шлиф полученного поперечного сечения пары трения, а в качестве параметра, характеризующего качество смазочного материала, используют суммарную длину образовавшихся мостиков сварки.

Отношение толщины диска 5 к его диаметру Д выбрано из условия Д/бт50, 896514

При использовании такой пары тре-. ния удается достичь, высоких контактных давлений порядка 4-10 ГПа даже для относительно пластичных материалов.

На чертеже представлена схема, поясняющая реализацию способа с использованием тонких образцов, выполненных в виде дисков.

Способ реализуется сл 1дующим образом.

На рабочие поверхности образца 1 и контробразца 2, для каждого из которых выполняется условие Д/6 7 50, где Д вЂ” диаметр диска; 0 . — его тол" щина; наносится .смазочный материал

3. Образованная пара трения устанавливается в испытательное устройство и сжимается между двумя пуансонами 4 и 5. Затем пуансон 4 вместе с образцом 1 проворачивается относительно неподвижного пуансона 5. После поворота на угол порядка 180 сни мают пару трения с испытательного устройства, не смещая при этом обра" зец 1 относительно контробразца 2, и разрезают ее в направлении, перпендикулярном исследуемым поверхностям. Готовят шлиф полученного таким образом поперечного сечения пары трения, который в дальнейшем исследуют на оптическом микроскопе, определяя суммарную длину мостиков сварки B исследуемом поперечном сечении ° Проводя такие испытания для ряда смазочных материалов, получают их сравнительную характеристику.Чем протяженнее участки, на которых образовались мостики сварки, тем хуже . качество смазочного материала.

Использование способа оценки качества смазочных материалов обладает по сравнению с существующими сле" дуюшими преимуществами: позволяет проводить испытания. твердых и жидких смазок в сочетании с широким классом конструкционных материалов (в том числе и пластичных) и/или с любыми металлическими и неметаллическими покрытиями при среднем контактном давлении в диапазоне от давго

25 зо

50 ления, при котором отсутствует проскальзывание между опорами и парой трения (например, от 2-2,5 до 10 ГПа ); позволяет проводить анализ приповерхностного слоя материалов пары трения, например, с целью изучения взаимодействия смазки .с металлом; увеличивает срок службы твердоплавных опор (пуансонов) и сокращает потребность в их реставрации, что дает заметную экономию дефицитных материалов и трудовых затрат на их обработКу, Формула изобретения

1. Способ оценки качества смазоч" ных материалов заключающийся в том, что образуют пару трения, сопрягая исследуемые поверхности образца и контробразца, на которые предварительно нанесена смазка, прикладывают к ним сжимающую нагрузку, перемещают образец относительно контробразца и измеряют параметры, характеризующие качество смазки, о т л ичающий с я тем, что, с целью расширения диапазона давлений на контакте, разрезают пару трения в направлении, перпендикулярном их исследуемым поверхностям, готовят шлиф полученного поперечного сечения пары трения, а в качестве параметра, xa" рактеризующего качество смазочного материала, используют суммарную дли ну образовавшихся мостиков сварки.

2. Пара трения для оценки качества смазочных материалов, состоящая из двух соосно расположенных цилиндрических дисков, на рабочие поверхности которых нанесен смазочный материал, отличающаяся тем, что отношение толщины диска 5 к его диаметру Д выбрано из условия

Д/6» 50.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Boyd Т Robertson В.P. - Trans

ASIDE, 1945, vol. 67, р. 51-59 (прототип).

896514

Тираж Подлисное ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Х<-35, Раушская наб., д. 4/5.

Заказ 11688/32

Филиал IlW "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель M. Добычин

Редактор О. Персиянцева Техред 3. фанта Корректор M. Пожо

Способ оценки качества смазочных материалов и пара трения для его осуществления Способ оценки качества смазочных материалов и пара трения для его осуществления Способ оценки качества смазочных материалов и пара трения для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области трибометрии, в частности, к конструкциями устройств для прецензионных исследований процессов трения и износа как в присутствии смазочных материалов различного типа, так и в их отсутствии (при изучении процессов "сухого трения" конструкционных материалов)
Изобретение относится к способам исследования, в частности к способам контроля равномерности распределения компонента в смеси, используемым при контроле гомогенизации смеси смешиваемых компонентов, и может быть использовано в химической промышленности

Изобретение относится к области исследования материалов механическими методами, а именно к аппаратуре, оценивающей коэффициент сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения и предназначено для использования при исследовании устройств, транспортирующих сыпучие материалы с помощью вибрации

Изобретение относится к средствам исследования материалов механическим способам, а именно к средствам оценки коэффициента сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к материаловедению и может быть использовано для определения фрикционных свойств волокна, в частности волокна волос

Изобретение относится к области исследования материалов механическими способами, в частности к определению коэффициента трения

Изобретение относится к измерению коэффициента сцепления колеса, например автомобильного, с дорожным покрытием
Наверх