Упругая муфта
Союз Советскни
Соцнапнстнческни
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИД1! ТЕЛЬСТВУ
F 16 0374 Геоударсткиный комитет Ilo делам изобретений и открытий Опубликовано 23.01 82 Бюллетень № 3 Дата опубликования описания 23.01.82 (72) Авторы изобретения В. К. Проничев и H. М. Хряшев (71) Заявитель Всесоюзный научно-исследовательский институт сельск машиностроения им. В. П. Горячкина (54) УПРУГАЯ МУФТА Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в других отраслях народного хозяйства для соединения вала асинхронного электродвигателя с приводимой машиной. Известна упругая муфта, содержашая две фланцевые полумуфты со ступицами, соединенные между собой упругой торообраэной оболочкой (1). Недостатком данной конструкции являются ограниченные эксплуатационные возможнос1О ти муфты. Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей. Поставленная цель достигается тем, что в муфте, содержащей ведушую и ведомую фланцевые полумуфты со ступицами, соединенные между собой упругой торообразной оболочкой, муфта снабжена втулкой, а на обращенных одна к другой поверхностях ступицы веДущей полумуфты и втулки выполнены кулачки, при этом ведушая полумуфта установлена на втулке с возможностью поворота.; Такое выполнение муфты обеспечивает возможность поворота одной полумуфты относительно другой без передачи крутяшего момента, т.е. обеспечивает возможность передачи момента от электродвигателя к приводимой машине в момент времени, соответствующий достижению максимальной величины крутяшего момента на пусковой характеристике асинхронного электродвигателя, что значительно расширяет эксплуатационные возможности муфты. На фиг. 1 изображена упругая муфта, общий вид; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. l. Упругая муфта содержит ведущую 1 полумуфту и ведомую 2 полумуфту, установленные соответственно на ведущем 3 валу и ведомом 4 валу и соединенные между собой упругой торообразной оболочкой 5. На ступице ведущей полумуфты выполнен кулачок 6, а на втулке 7 выполнен кулачок 8. Муфта работает следуюшим образом. При включении, например, асинхронного электродвигателя, его вал 3 с посаженной на него втулкой 7 разгоняется вхолостую до тех 90006 пор, пока кулачок 8 не войдет в зацепление с кулачком 6. За это время электродвигатель выйдет на участок своей. характеристики, соответствующей максимальному моменту. После того, как кулачок 8 войдет в зацепление с кулачком 6, крутящий момент передается на ведущую 1 полумуфты и далее через упругую оболочку 5 на ведомую 2 полумуфту и вал 4. При выключении электродвигателя и оста- 10 новки машины происходит восстановление формы упругой оболочки. Упругая оболочка, восстанавливаясь, через кулачки 8 и 6 сообщит ротору электродвигателя некоторую скорость вращения в обратном направлении, и вал электродвигателя, врагцаясь по инерции с ротором, создает зазор между кулачками 8 и 6, подготовив муфту к последующему включению, Благодаря снабжению муфты втулкой и рц выполнению кулачков на обращенных одна к другой поверхностях ступицы ведушей лолумуфты и втулки, а также установке ведущей полумуфты на втулке с возможностью поворота обеспечивается возможность ислоль- д 1 4 зования предлагаемой муфты в приводах с асинхронными электродвигателями, что значительно расширяет эксплуатационные возможности муфты. Формула изобретения Упругая муфта, содержашая ведущую и ведомую фланцевые полумуфты со ступицами, соединенные между собой упругой торообразной оболочкой, отличающаяся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, муфта снабжена втулкой, а на обрашенных одна к другой поверхностях ступицы ведущей полумуфты и втулки выполнены кулачки. при этом ведушая полумуфта установлена на втулке с возможностью поворота. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе l. Поляков В. С,, Барбаш И. Il., Ряховский О, А. Справочник по муфтам. М., "Машиностроение", 1979, с. 104, рис. 111--44 (прототип), ВНИИПИ Заказ 12153/55 Тираж 980 Подписное Филиал ППП "11атент", г. Ужгород, ул1lросктная.4