Тренажер для обучения навыкам ведения сварки

 

«ф

Ю. H. Дубнов, B. К. Писаренко, И. П. Скрол щей

Q. Г. Киржнер, Р. Я. Антоновский, А. А. Н итин, .С

П. А. Лопатин, А. Б. Лещенко и М. Д . Коро ев

uATÅêõö„Киевский ордена Ленина политехнический институт им. Ж)-летф:(i

Великой Октябрьской Социалистической ревощюпии МЖ4ЙЙЙФ Я механосборочнь1й завод и Государственный Комитез:,".ЯЩ ф по профессионально-техническому образованию (72) Ae opb> изобретения (71) Заявители (54) ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ

ВЕЛЕНИЯ СВАРКИ

Изобретение относится к тренажерам для обучения навыкам ведения сварки.

Известен тренажер для обучения навыкам ведения сварки, содержаший пульт обучаемого, соединенный через узел имитации сварки с узлом инструктора (1l .

Недостатком известного тренажера является невысокая эффективность тренажа.

Бель изобретения - повьппение эффек10 тивности тренажа.

Поставленная цель достигается тем, что пульт обучаемого имеет табло аварийных ситуаций, узел инструктора имеет блок слежения за действиями оператора

3$ при открывании вентиля кислородного баллона, блок слежения эа действиями оператора при открывании горелки, блок слежения эа действиями оператора при заливке воды, блок слежения за действиями оператора при подготовке к работе водяного предохранительного затвора, блок слежения за действиями оператора при заливке воды в генератор и блок слежения за действиями оператора при работе с генератором, узел имитации сварки содержит блок имитапии ведения сварки, блок имитации открывания вентиля кислородного баллона, блок имитации открывания горелки, блок имитации заливки воды, блок имитации водяного предохранительцрго затвора, блок имитации заливки воды в корпус генератора и блок имитации управления рабо;той генераторе, при этом первые входы табло аварийных ситуаций через последовательно соединенные соответственно блок слежения за действиями оператора при открывании вентиля кислородного баллона и блок имитации открывания вентиля кислородного баллона, блок слежения эа действиями оператора при отKPblBsHRH гоРелки H 6310K HMHTGUHH открывания горелки,.блок слежения эа действиями оператора при подготовке к работе водяного предохранительного затвора я блок имитации водяного предохранительного затвора подключены к входам

3 90395 блока имитации ведения сварки, другие входы табло аварийных ситуаций через блок слежения за действиями оператора при заливке воды, блок слежения эа действиями оператора при заливке воды в генератор, блок слежения за действия- . ми оператора при работе с генератором подсоединены соответственно к блоку имитации заливки воды, блоку имитации заливки воды в корпус генератора и 10 блоку имитации управления работой генератора, информационный вход которого связан с выходом блока имитации заливки воды в корпус генератора, а выходс первым информационным входом блока имитации водяного предохранительного затвора, второй информационный вход которого соединен с выходом блока имитации заливки воды ф

На фиг. 1 изображена блок-схема тренажера; на фиг. 2 - тренажер, общий вид.

Тренажер содержит блок 1 имитапии открывания вентиля кислородного баллона, блок 2 слежения эа действиями оператора при открывании вентиля кислородного баллона, схему 3 имитации установки рабочего давления кислорода, схему 4 имитации кислородного газопровода, блок 5 имитации открывания горелки, блок 6 слежения эа действиями оператора при открывании горелки, схему 7 имитации регулировки сварочного пламени, схему 8 имитации поджигания сварочного пламени, блок 9 имитации

35 заливки воды, блок 10 слежения эа действиями оператора при заливке воды, . блок 11 иимтации водяного предохранительного затвора, блок 12 слежения за действиями оператора при подготовке к работе водяного предохранительного затвора, схему 13 имитации ацетиленового газопровода, блок 14 имитации заливки воды в корупс генератора, блок 15 слежения эа действиями оператора при за43 ливке воды в генератор, блок 16 имитации управления работой генератора, блок

17 слежения эа действиями оператора при работе с генератором, табло 18 аварийных ситуаций.

На фиг. 1 позицией 19 обозначен информационный вход блока 16 имитации управления работой генератора, а позициями 20 и 21 - информационные входы блока 11 имитации водяного предохранительного затвора.

Блок имитации ведения сварки имеет схему 3 имитации установки рабочего давления кислорода, схему 4 имитации

4 4 кислородного газопровода, схему 7 имитации регулировки сварочного пламени, схему 8 имитации поджигания сварочного пламени и схему 13 имитации ацетиленового газопровода.

Тренажер также содержит. (фиг. 2), имитатор 22 вентиля кислородного баллона, имитатор 23 кислородного редуктора с имитатором 24 кислородной магистрали, имитатор 25 водяного предохранительного затвора низкого давления

1 с имитаторами ацетиленовых магистралей 26 и уровня заливки воды в корпус

27, имитатор 28 ацетиленового генератора низкого давления системы Вода на карбид и вытеснения" с имитатором

29 уровня заливки воды в корпус затвора имитатор 30 сварочной ацетиленовой инжекторной горелки с имитатором 3 1 заженной спички и имитаторами 32-34 видов пламени с сигнальными световыми точечными индикаторами 35-37 под ними.

Табло 18 аварийных ситуаций в виде набора точечных световых транспарантов 38, 39, 40, 41, 42 с надписями под ними "Оплавление редуктора", Замерзание .редуктора", Перегрев карбида кальция, "Взрыв генератора, "Обратный удар соответственно, кнопку 43

Сброс, тумблер 44 Сеть" и сигнальный точечный индикатор 45 " Сеть .

После включения в сеть тренажер для обучения навыкам ведения сварки работает следуюшим образом.

В узле инструктора преподаватель производит набор условий и заданий обучаемому на проведение тренажа. После этого начинается работа обучаемого с тренажером.

При этом обучаемый вначале запускает в работу имитатор 28 ацетиленового генератора системы Вода на карбид и вытеснения". Этот процесс состоит в подготовке к работе имитатора 25 водяного предохранительного затвора и собственно генератора.

Подготовку к работе имитатора 25 водяного предохранительного затвора обучаемый начинает с заливки в затвор воды до контрольного уровня. Для этого он ставит имитатор водопроводного крана в положение "Открыто, а имитатор крана слива воды иэ затвора в положение "Закрыто". Затем обучаемый ставит в положение "Закрыто" имитатор ацетиленового крана водяного затвора, а индикатор крана контрольного уровня воды в затворе в положение "Открыто .

5 90395

По показаниям имитатора 29 уровня заливки воды в корпус затвора определяют, когда уровень воды в заливке достигнет нормативного, ставят имита"торы крана водопроводного и контрольного уровня воды в положение Закрыто .

Далее обучаемый осуществляет подготовку к работе имитатора 28 ацетиленового генератора. Процесс подготовки он начинает с заливки водЫ в корпус генератора до контрольного уровня. Для этого имитатор водопроводного крана ставится в положение Открыто, а имитатор крана слива воды из корпуса генератора — в положение "Закрыто . Когда l5 имитатор 27 уровня заливки воды в клрпус достигнет контрольной отметки, имитатор водопроводного крана ставят в положение Закрыто .

Затем обеспечивают загрузку гене- 20 ратора карбидом кальция необходимой грануляции. Для данной системы генеpampa ставят в положение "Включено" имитаторы загрузки генератора карбидом кальция. 2$

После этого обучаемый ставит в положение " Открыто имитатор подачи воды в реторту на карбид кальция и имитатор крана продувки реторты, а затем последний снова ставится в 30 положение Закрыто .

После этого ставят в положение

Открыто" имитаторы 26 ацетиленовых магистралей. При этом начинает функционировать схема 13 имитации ацетиле- 3> нового газопровода. Она имитирует распределение ацетилена по всей магистрали, а также до ацетиленового вентиля на горелки. В случае,,если закрыт какой-либо ацетиленовый кран на магистрали, то распределение ацетилена происходит до соответствующего крана и обеспечивается фиксация засветки этого крана.

Далее обучаемый переходит к ими- 4> тации подачи кислорода к горелке. Для этого с нормативной скоростью он ставит в положение "Открыто" имитатор маховичка вентиля кислородного баллона, который соединен с блоком 1 имитации открывания вентиля кислородного баллона, регулирующим проведение тренажа этОГО тип&, если IlpH этом имитатОр маховичка открывают со скоростью боль- . ше нормативной, то вспыхивает сигнальная лампа Оплавление редуктора (не показана) .

Затем обучаемый регулирует рабочее давление кислорода, Для этого он вра-щает имитатор регулировочного винта кислородного редуктора, соединенный со схемой 3 имитации установки рабочего давления кислорода и наблюдает эа показаниями имитатора 23 кислородного редуктора и имитатора 24 кислородной магистрали, с помощью которых осуществляется имитация регулирования рабочего давления кислорода. При этом срабатывает схема 13, которая имитирует распределение кислорода для имитатора кислородного вентиля. В результате имитатор 24 кислородной магистрали высвечивается.

Затем обучаемый включает имитатор .

30 ацетиленовой инжекторной горелки.

Для этого имитатор кислородного вентиля горелки открывают частично, а имитатор ацетиленового вентиля горелки полностью. При этом вновь срабатывает схема 13, которая показывает распределение кислорода н ацетилена вдоль соответс твующих магис тралей.

После этого обучаемый имитирует поджог газовой смеси, поставив в положение Включено имитатор 31 зажженной спички, и регулирует вид пламени по соответствующим графическим иэображениям и точечным световым индикаторам 35-37 около этих иэображений. Для этого он устанавливает в соответствующие положения имитаторы ацетиленового и кислородного вентилей сварочной горелки.

Затем обучаемый переходит к следующему этапу тренажа - тушение газового пламени. Для этого он ставит в положение Закрыто" имитатор вентиля ацетилена, а после этого имитатор вентиля кислорода.

Одновременно с этими имитаторами работают связанные с ними блок 1 имитации открывания вентиля кислородного баллона, схема 3 имитации установки рабочего давелния кислорода, схема 4 имитации кислородного газопровода, блок

5 имитации открывания горелки, схема 7 имитации регулировки сварочного пламени и схема 8 имитации поджигания сварочного пламени.

Далее обучаемый ставит в положение

Закрыто имитаторы маховичка вентиля кислородного баллона, регулировочного винта кислородного редуктора, ацетиленовых кранов водяного предохранительного затвора. Высвечивание имитаторов магистралей ацетилена и кислорода прекращается. При этом в имитаторе ацетиленового газопровода зафиксировано высвечивание участка имитатора ацетиленовой магистрали от имитатора гене25

Формула изобретения

7 9039 ратора до имитатора ацетиленового вентиля водяного затвора.

После этого обучаемый закрывает имитатор вентиля подачи воды, затем открывает имитаторы вентилей продувки н слива воды. После этого исчезают подсветки имитатора 26 магистралей

/ ацетилена.

Йри неправильных действиях обучае мого цо подготовке к работе оборудова- щ ния поста газовой сварки и по операциям оиончеяии работы высвечиваются соответстаумищ1е сигнальные лампочки на табпо 18 аварийных ситуаций. Одновременно с работой всех перечисленных вьше бпоков функционируют блоки 2, 6, ХО, 12, 18 и 17 слежения за действиями оПератора, которые фиксируют неправильные действия обучаемого во время тренажа. 20

Использование предлагаемого тренажера позволит повысить эффективность тренажа э

Тренажер для обучения навыкам ведения сварки, содержаний пульт обучаемого, соединенный через узел имитации сварки с узлом инструктора, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности тренажа, пульт обучаемого имеет табло аварийных ситуаций, узел инструктора имеет блок слежения за действиями оператора при открывании вентиля кислородного баллона, блок слежения эа действиями оператора при открывании горелки, блок слеженки за действиями оператора при за:, ливке воды, блок слежении за действиями, оператора при подготовке к работе водяного предохранительного затвопа, блок слежения за действиями оператора при заливке в<щи в генератор и блок слежения за действиами оператора при

54 8 работе с генератором, узел имитаиии сварки содержит блок имитации ведения сварки, блок имитации открывания вентиля кислородного баллона, блок имитации открывания горелки, блок имитации заливки воды, блок имитации водяного предохранительного затвора, блок имитации заливки воды в корпус генератора и блок имитапии управления работой генератора, при атом первые входы табло аварийных ситуапий через последовательно соединенные соответственно блок слежения эа действиями оператора при открывании вентиля кислородного баллона и блок имитации открывания вентиля

1 .кислородного баллона, блок слежения эа действиями оператора, нри открывании горелки и блок имитации открывания горелки, блок слежейия за действиями оператора при подготовке к работе водяного предохранительного затвора и блок имитации водяного предохранительного затвора подключены к входам блока имтиации ведения сварки, другие входы табло аварийных ситуаций через блок слежения за действиями оператора при заливке воды, спок слежении эа действиями оператора цри заливке воды в генератор, блок слежения эа действиями оператора при работе с генератором подсоединены соответственно к блоку имитации заливки воды, блоку имитапии заливки воды в корпус генератора и блоку имитации управления работой генератора, информационный вход ко-орого связан с выходом блока имитации заливки воды в корпус генератора, а выход — с первым информационным входом блока имитации водяного предохранительного затвора, второй информационный вход которого соединен с выходом блока ими:anmH заливки воды, Источники информации, гринятые во внимание при экспертизе

1. Патент США N 3867769, кл. 35- 13, 1975.

903954

Составитель С. Алексанов

Редактор Л. Филь Техред С. Мигунова Корректор А. ЕЬятко

Заказ 132/35 Тираж 473 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП Патент"; r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Тренажер для обучения навыкам ведения сварки Тренажер для обучения навыкам ведения сварки Тренажер для обучения навыкам ведения сварки Тренажер для обучения навыкам ведения сварки Тренажер для обучения навыкам ведения сварки Тренажер для обучения навыкам ведения сварки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным приборам по курсу сопротивление материалов и может быть использовано в высших и средних учебных заведениях

Изобретение относится к техническим средствам и может быть использовано в качестве устройства для привития практических навыков по анализу функционального назначения и совместимости деталей по их геометрической форме

Изобретение относится к средствам обучения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности касается пространственных посадочных макетов, применяемых для оценки позы водителя, положения агрегатов автомобиля, уточнения внешней формы и оформления салона автомобиля

Изобретение относится к созданию учебной лаборатории для изучения порошковых материалов

Изобретение относится к области средств обучения (учебного процесса, обучающим устройствам), в частности к изучению техники и технологии автоматизированных систем водоснабжения, автоматического управления системой водоснабжения в учебном процессе, к техническим средствам новых информационных технологий обучения

Изобретение относится к учебно-наглядным пособиям, использующимся в учебном процессе при изучении механики, физики, теории механизмов

Изобретение относится к учебным устройствам и позволяет моделировать реальные условия выполнения регулировочных работ клапанного механизма, необходимых для подготовки специалистов по ремонту и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к учебным устройствам, и позволяет моделировать реальные условия выполнения работы по укладке коленчатого вала, необходимые для подготовки специалистов по ремонту и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания
Наверх