Узел разгрузки дискового клапана (его варианты)

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗЬБРЕТЕ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик ()905568 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 01.02.80 (21) 2877258/25-08 (51) М.К .

F 16 К 39/02 с присоединением заявки № 2877259/25-08 и

2877260/25-08 (23) Приоритет —, Гасударственный кемнтет

Опубликовано 15.02.82. Бюллетен(№ 6. (53) УДК 621.646 (088.8) ло делам наебретеннй н аткрмтий

Дата опубликования описания 25.02.82 (72) Автор изобретения

Э. 3. Гуревич

Киевское специализированное производ предприятие «Спецэнергоавтомати (71) Заявитель (54) УЗЕЛ РАЗГРУЗКИ ДИСКОВОГО КЛАПАНА (ЕГО ВАРИАНТЫ) 1

Изобретение относится к арматуростроению и может найтн применение в клапанах для регулирования расхода жидкой или газообразной среды в различных технологических процессах, например, на тепловых электрических станциях для регулирования питания водой паровых котлов.

Известен дисковый клапан, запорный орган которого кинематически связан с разгрузочным плунжером, расположенным в камере, соединенной обводными каналами с напорной и силовой частями трубопровода, причем кинематическая связь выполнена в виде проставочного шпинделя, воспринимающего действие плунжера, перемещаемого давлением рабочей среды, подаваемой в камеру по обводным каналам (1). . Недостатками этого клапана являются сложность конструкции и невозможность применения его при больших давлениях и расходах рабочей среды, поскольку происходит отрыв дискового запорно-регулирующего органа от седла.

Наиболее близкой конструкцией по технической сущности к предлагаемой является конструкция узла разгрузки дискового клапана, содержащего связанные с корпусом и шпинделем клапана цилиндр и, установленный в нем, плунжер с активными поверхностями большей и меньшей площади, образующими полости, сообщенные с напорным и сливным трубопроводами. Этот узел

s разгрузки обеспечивает возможность использования клапана на больших давлениях и расходах рабочей среды123.

Однако наличие в зоне подвижных элементов четырех уплотняемых разъемов усложняет конструкцию и снижает надежность устройства. Кроме того, использование центральной части плунжера под подшипники и шпиндель приводит к увеличению диаметра цилиндра и, следовательно, всего узла разгрузки.

Цель изобретения — упрощение конструкции, уменьшение габаритов и повышение надежности.

Указанная цель достигается тем, что в плунжере выполнена расточка, образующая с его активной поверхностью меньшей площади полость, сообщенную со сливным трубопроводом, а полость, образованная активной поверхносТью большей площади с внутренней поверхностью цилиндра, сообщена с напорным трубопроводом, причем

905568 плунжер связан со шпинделем через подвижную опору, связанную с корпусом.

По другому варианту цель достигается тем, что плунжер жестко связан с корпусом, а цилиндр связан со шпинделем.

Г1о третьему варианту цель достигается тем, что цилиндр снабжен охватывающим его хомутом, посредством которого плунжер связан со шпинделем, и установленной в полости цилиндра перегородкой, разделяющей активные поверхности плунжера.

На фиг. 1 — 3 изображены варианты выполнения узла разгрузки дискового клапана.

На фиг. 1 основными элементами узла разгрузки, расположенного вне корпуса дискового клапана, у свободного конца шпинделя 1, второй конец которого сочленен с запорно-регулирующим органом, являются цилиндр 2, установленный в нем плунжер 3 с расточкой, плунжер 4 с активной поверхностью меньшей площади, уплотненный, как и плунжер 3, уплотнительным кольцом 5, и подвижная опора 6. Полость 7, образованная активной поверхностью плунжера

3 (большей площади) с внутренней поверхностью цилиндра 2, и полость 8, образованная поверхностью расточки плунжера4 (меньшей площади), сообщены каналами 9 и !О и соединительными трубками (не показаны), соответственно, с напорным и сливными трубопроводами.

Цилиндр 2 через опорные детали 11 и 12, установленные, например в бугеле клапана, жестко связан с корпусом клапана. Плунжер 4 через радиально-упорный шарикоподшипник 13 (набор шариков, собираемых через боковое отверстие, закрытое винтом

14) связан со шпинделем и установлен с возможностью совместного со шпинделем осевого перемещения.

Плунжер 3 опирается на подвижную опору 6, установленную в опорной детали 12 и выполненную в виде набора разрезных двуплечих рычагов или в виде эластичной прокладки. Опора 6, в свою очередь, взаимодействует с плунжером 4. т. е. плунжер 3 связан со шпинделем 1 через подвижную опору 6, плунжер 4 и подшипник 13. Связь плунжера 3 со шпинделем 1 может быть выполнена и непосредственно через подвижную опору 6.

На фиг. 2 узел разгрузки, расположенный у свободного кольца шпинделя 1, содержит цилиндр 2, закрытый уплотненной крышкой

3, и расположенный в нем грибообразный плунжер 4, уплотненный по двум диаметрам кольцами 5. Надпоршневая 6 и подпоршневая 7 полости, образованные цилиндром и активными поверхностями плунжера, сообщены каналами 8 и 9, выполненными в плунжере, и соединительными трубками, соответственно, с напорным и сливным трубопроводами.

2$ з

3$

4$

Плунжер 4 через опорную деталь 10, установленную,например у бугеле клапана, жестко связан с корпусом клапана. Цилиндр 2 через крышку 3 и радиально-упорный шарикоподшипник 11 связан со шпинделем 1 и установлен с возможностью совместного со шпинделем осевого перемещения относительно плунжера.

На фиг. 3 узел разгрузки, расположенный у свободного конца шпинделя 1, содержит цилиндр 2, разделенный перегородкой 3 на две части, входящие в его расточки плунжеры 4 и 5, уплотненные кольцами 6, и хомут 7, охватывающий цилиндр и плунжеры

Подпоршневая 8 и надпоршневая 9 полости, образованные расточками цилиндра и плунжерами, сообщены каналами 10 и 11, выполненными в цилиндре, и соединительными трубками (не показаны) соответственно с напорным и сливным трубопроводами. Цилиндр 2 через опорные детали 12 и 13, установленные, например в бугеле клапана, жестко связан с корпусом клапана. Плунжеры 4 и 5 через охватывающий их хомут 7 и радиально-упорный шарикоподшипник 14 связаны со шпинделем 1 и установлены с возможностью совместного со шпинделем осевого перемещения относительно цилиндра.

Узел разгрузки дискового клапана работает следующим образом.

Давления в полостях 7 и 8 (фиг. 1), 6 и 7 (фиг. 2), 8 и 9 (фиг. 3), сообщенных обводными каналами с напорным и сливным трубопроводами, равны, соответственно, давлениям до клапана Р> и после клапана Р . Под действием этих давлений плунжеры 3 и 4 (в варианте узла разгрузки, п редставленном на фиг. 1), цилиндр 2 через крышку 3 и подшипник 1! (фиг. 2), плунжеры 4 и 5 — через хомут7 и подшипник 14 (фиг. 3) воздействуют в осевом направлении на шпиндель 1, а через него— на запорно-регулирующий орган клапана, изменяя давление прижатия его к седлу (не показано).

При этом усилия, передаваемые на шпиндель плунжерами 3 и 4 (фиг. 1) плунжерами 4 и. 5 (фиг. 3), направлены встречно: усилие от плунжера 3 (фиг. 1), обусловленное перепадом давлений Р,-Р и передаваемое через подвижную опору 6, плунжер 4 и подшипник 13, уменьшает контактное давление между запорно-регулирующим органом и седлом (разгружает запорно-регулирующий орган), а усилие от плунжера 4 (фиг. 1) нагружает запорно-регулирующий орган. Аналогичным образом, усилие, обусловленное давлением Р (фиг. 2), способствует разгрузке, а усилие от P, — нагрузке.

Для варианта на фиг. 3 усилие от плунжера 4 уменьшает контактное давление, способствуя разгрузке, а усилие от плунжера 5 — нагружает запорно-регулирующий орган.

905568

Величина и знак результирующего усилия, передаваемого от узла разгрузки на запорно-регулирующий орган, определяются величинами давлений Р, и Р,, рабочих площадей плунжеров и цилиндра, воспринимающих эти давления, и соотношением размеров (плеч рычагов) подвижной опоры 6 (фиг. 1).

Площади, воспринимающие давление Р, больше, чем площадь, воспринимающая давление Р1 . При больших перепадах давлений на клапане, когда P, )) P2. и запорно регулирующий орган с большой силой прижимается к седлу, шпиндель 1 передает на запорно-регулирующий орган от узла разгрузки значительное усилие разгрузки, которое уменьшает контактное давление между запорно-регулирующим органом и седлом до оптимальной величины: По мере снижения перепада уменьшается и усилие прижатия. Еще быстрее падает усилие разгрузки, которое при некотором расчетном перепаде становится равным нулю. При дальнейшем уменьшении перепада усилие, воспринимаемое шпинделем, меняет свой знак и прижимает запорный орган к седлу, обеспечивая герметичность при малых перепадах давлений, а также при отсутствии перепада (Р, = Р ).

Технико-экономическая эффективность узла разгрузки по предлагаемому изобретению заключается в упрощении конструкции, поскольку число уплотнений в зоне подвижных элементов уменьшено вдвое, соответственно, вдвое уменьшено и количество уплотнительных поверхностей, требующих высокой точности и чистоты обработки.

Уменьшение количества требующих уплотнения разъемов повышает надежность узла, а использование центральной части плунжера, которая в устройстве занята под подшипники и шпиндель, а также усиление усилия, передаваемого подвижной опорой, обеспечивает уменьшение габаритов цилиндра и всего узла разгрузки.

Формула изобретения

1. Узел разгрузки дискового клапана, содержащий связанные с корпусом и шпинделем клапана цилиндр и, установленный в нем, плунжер с активными поверхностями большей и меньшей площади, образующими полости, сообщенные с напорным и сливным трубопроводами, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, уменьшения габаритов и повышения надежности, в плунжере выполнена расточка, образующая с его активной поверхностью меньшей площади полость, сообщенную со сливным о трубопроводом, а полость, образованная активной поверхностью большей площади с внутренней поверхностью цилиндра, сообщена с напорным трубопроводом, причем плунжер связан со шпинделем через подвижную опору, связанную с корпусом. 5 2. Узел разгрузки дискового клапана, содержащий связанные с корпусом и шпинделем клапана цилиндр и, установленный в нем, плунжер с активными поверхностями большей и меньшей площади, образующими полости, сообщенные с напорным и сливным трубопроводами, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, уменьшения габаритов и повышения надежности, плунжер жестко связан с корпусом, а цилиндр связан со шпинделем.

3. Узел разгрузки дискового клапана, содержащий связанные с корпусом и шпинделем клапана цилиндр и, установленный в нем плунжер с активными поверхностями большей и меньшей площади, образующими полости, сообщенные с напорным и сливным

30 трубопроводами, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, уменьшения габаритов и повышения надежности, цилиндр снабжен охватывающим его хомутом, посредством которого плунжер связан со шпинделем, а в полости цилиндра установлена разделяющая активные поверхности плунжера перегородка.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 393525, кл. F !6 К 31/12, 1967.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2565971/25-08, кл. F 16 К 31/122, 1978 (прототип).

905568

Редактор И. Касарда

Заказ 335/52

Составитель Т. Колясннская

Техред А. Бойкас Корректор В. Синицкая

Тираж 980 Подписное

ВНИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Узел разгрузки дискового клапана (его варианты) Узел разгрузки дискового клапана (его варианты) Узел разгрузки дискового клапана (его варианты) Узел разгрузки дискового клапана (его варианты) Узел разгрузки дискового клапана (его варианты) 

 

Похожие патенты:

Клапан // 806969

Клапан // 798402

Клапан // 699271

Изобретение относится к области энергетического машиностроения и предназначено для использования при конструировании регулирующих клапанов для паровых турбин

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для использования в качестве запорной арматуры для технологических трубопроводов

Изобретение относится к области гидравлики и предназначено для изготовления регулирующих клапанов, в проточной части которых в бескавитационных режимах должен "срабатываться" большой перепад давлений

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции и устройствам трубопроводной арматуры многофункционального назначения, и предназначено для работы в качестве как запорного, так и запорно-регулирующего органа в широком диапазоне рабочих параметров различных рабочих сред

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, в частности к отключающим устройствам, и предназначено для установки на технологических линиях газовых промыслов для перекрытия и регулирования транспортируемой среды

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, а именно к отключающим устройствам с запорным элементом, совершающим скользящее движение вдоль седловой поверхности, имеющей форму поверхности тел вращения, и предназначено для установки на технологических линиях газовых промыслов для перекрытия и регулирования расхода транспортируемой среды

Изобретение относится к трубопроводной арматуре высокого давления для загрязненных сред и предназначено для регулирования расхода и перекрытия потока жидкостей в газодобывающей, нефтехимической и других отраслях промышленности

Изобретение относится к регулирующим клапанам для управления потоком жидкости в трубопроводе

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, а именно к отключающим устройствам с запорным элементом, совершающим скользящее движение вдоль седловой поверхности, имеющей форму поверхности тел вращения, и предназначено для установки на технологических линиях газовых промыслов для перекрытия и регулирования расхода транспортируемой среды
Наверх