Устройство для управления аэродинамическими поверхностями самолета

 

(О) 2946979/23

Щ26фбЯО (фф::ЭОЛ1.93 Бка Ne 43-И (Уй) Мухин ЕГ„Старинскйй М; Рыкко ВФ; MaN0a, 8.T„ 8ойтко АФ„ пятаков НИ; Смирйов НЛ; Сюирй2 дое 8.И„Савчвко ВА (54) УСТРОВС336 ДИВ УПРАВЛЕНИЯ АЭРОДИЙАМИЧЕСЮ4МИ ПОВЕРХНОСТЯМИ САМОЛЕТА

Фэ

917456

Изобретение относится к авиационной технике и может .быть использовано при проектировании систем управления аэродинамическими поверхностями самолета, например, интерцепторами. 5

° Известно устройство для управления перемещением. штоков двух гидроцилиндров, содержащее два гидроцилиндра, два гидроусилителя типа "сопло-заслонка" датчики положения, датчик синхронизации и 10 злемейт сравнения.

Недостаток известного устройства— низкая надежность, обусловленная возмож. ностью самопроизвольного перемещения штоков гидроцилиндров при отказах эле- 15 ментов схемы, например:датчиков..

Наиболее близким к предложенному техйическому решению является устройство для управления аэродинамическими по" .. верхностями самолета, содержащее ручку 20 управления, подключенную к входам двух. каналов управления, каждый из которых включает:задающий датчик, соединенный с первым входом сумматора, второй эход которого связан с датчиком обратной связи, а .25 еыход.— с входом головки управления рулевой машины, шток которой связан с датчиком обратной . связи, датчиком синхронизации и азродйнамической поверхйостью самолета.. а также усилитель синх- 3о ронизации, входы которого подключены к выходам датчиков синхронизации каналов управлеция.

Недостаток этого устройства — низкая . надежность.. обусловленная возможностью 35 самопроизвольного . перемещения штоков гидроцилиндров при отказах элементов схемы, например, датчиков при эксплуатации.

Цель изобретения - повышение эксплуатационной надежности устройства. 40

Цель достигается тем, что в устройство для вправления аэродинамическими поверхностями самолета, .содержащее ручку уп-. равления, соединенную с входами двух каналов управления, каждйй иэ которых включает:задающий датчик, соединенный с первым входом сумматора, второй вход которого связан с датчиком обратной связи, а выход — с входом головки управления руле. вой машины, шток которой евязан с датчи- 50 ком : обратной связи. датчиком синхронизации и аэродинамической поверхностью самолета, а также. усилитель синхронизации, входы которого подключены к выходам датчиков синхронизации управле- 55 ния, дополнительно. введены четыре элемента И, два. элемента.ИЛИ; два ключа, формирователь сигнала рассогласования и формирователь сигналов "Выпуск — уборка", при этом входы формирователя сигна.nos "Выпуск — уборка" соединены с задающими датчиками и датчиками обратной связи каналов управления, а выходы — с первыми входами элементов И, вторне входы которых попарно подключены к выходам формирователя сигнала рассогласования, входы которого соединены с входами усилителя синхронизации, выходы элементов И попарно соединены через элемент ИЛИ с управляющими. входами ключей, сигнальные вход и выход которых включены между выходом усилителя синхронизации и третьим входом сумматора каждого канала óïравнения.

Такое построение схемы устройства позволяет за счет введения электрической связи. между каналами управления исключить самопроизвольное перемещение штоков гидроцилиндров при отказе датчиков, что повышает его эксплуатационную надежность.

На чертеже представлена схема устройства для управления аэродинамическими поверхностями самолета.

Она содержит ручку 1 управления, задающие датчики 2, 3, сумматоры 4. 5, формирователь 6 сигналов "Выпуск — уборка", головки 7, 8. управления рулевых машин, рулевые мааинй 9, 10, аэродинамические поверхности 11, 12 самолета, датчики 13, 14 обратной связи, датчики 15; 16, формирователь 17 сигнала рассогласования, усилитель

18 синхронизации, ключи 19, 20, элементы

И 21, 22, 23, 24 и элементы ИЛИ 25, 26.

С ручкой 1 управлейия кинематически связаны задающие датчики каналов 2; 3, выходы которых соединены соответственно с входами сумматоров 4, 5 и с входами формирователя 6 сигналов "В.ыпуск — уборка", выходы сумматоров 4, 5 соединены с голо-. вками управления 7, 8 рулевых машин 9, 10, штоки которых связаны с аэродинамическими поверхностями 11, 12.

Датчики обратной связи 13, 14 соответствен но.соединены с входами сумматоров 4, 5 и с .входами формирователя 6, а датчики синхронизации 15, 16 — с входами формирователя 17 и усилителя синхронизации 18, выход которого. через ключи 19, 20 соединен со входами сумматоров 4, 5, Вйходы формирователей 6, .17 подключены к входам элементов И 21, 22, 23, 24, выходы которых через элементы ИЛИ 25, 26 соединены с ключами 19, 20.

Устройство работает следующим образом.

При.перемещении ручки управления 1, например, на выпуск, задающие датчики 2, 3 выдают электрический сигнал на входы сумматоров 4. 5, где они сравниваются с

917456!

Фо р мул а и зоб ре1 ения

УСТРОйство ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ 45

АЭРОДИНАМИЧЕСКИМИ ГЮВЕРХНОСТЯМИ САМОЛЕТА, содержащее ручку уп-; равления, соединенную с входами двух «а- " налое управления, каждый мз:которых 50 включает задающий датчик, сое@инВййый с первым входом сумматора, атеей:axод которого связан с датчиком обратжф связи; а выход - с входами головки уй@э®ле-: ния рулевой машины, шток котй Ю сФлзэн 55 с.датчиком обратной связи, щпчикем сийхронизации и аэродинамической поверхностью самолета, . а .также усилитель синхронизации, входы которого подключрны к выходам датчиков синхронизаций: кэналов управления, отличающееся тем, что, е целью повышения эксплуатационной надежности устройства, в него дополнительно введены четыре . элемента И, два элемента ИЛИ, деэ ключа, формирователь сигнала рэссоглэсовэнйя и формирователь сигнала «Выпуск - Уборка», при этом входы формирователя сигиалов «Выпуск - Уборка» соединены с задающими датчиками и датчиками. обратной связи каналов управления;.а:выходы - с первыми входами элементов И, вторые входы которых попарно подключенй «. выходам формирователя сигнала . рассогласования. входы которого соединены с входами усилителя синхронизации, выходы элементов И попарно соединены через элемент ИЛ И с сигналами датчиков обратной связи 13, 14.

Полученная разность усилйвается и поступает на головки управления 7, 8 рулевых машин 9, 10, перемещающих аэродинамические поверхности 11, 12. Сигнал с задаю- 5 щих датчиков 2, 3 подается также на входы формирователя 6,:на выходе которого формируется сигнал "Выпуск", поступающий на первые входы элементов И 22. 24, на вторые входы которых подается- сигнал с выхода 10 формирователя 17. При синхронном перемещении приводов на.выходах формирователя 17 сигнал отсутствует,. и- ключи 19, 20 остаются разомкнутыми. В случае, рассйнх; ронизации, если, например, рулевая.маши- 15 на 9 имеет большую скорость нэ выпуск (опережая отстающую машину 10), нэ первом выходе формирователя 17 появляется сигнал, который поступает на второй вход элемента И 22, на выходе котсфого появится 20 сигнал, который через элемент ИЛИ:25. включает ключ 19 и сигнал с усилителя синхронизации 18 поступает на вход сумматора

4, уменьшая скорость рулевой машины 9.

При равенстве скоростей перемещения ру- 25 левых машин 9, 10 нэ первом выходе формирователя 17 и на выходе элемента Я 22 сигналы рассогласования исчезают; ключ 19 размыкается и разрывает цепь между уси-. лителем синхронизации 18 и суммэторой 4; 30

При увеличении скорости рулевой..ма-. шины 10 работа схемы происходю.Мэлогично; с той лишь разницей, что угнал появляется на втором выходе формирователя 17, на выходе элемента И24вчерезсхему 35

ИЛ И 26 вкл ючает ключ 20, при этом с усилителя синхронизации 18 сигнал постугщет нэ вход сумматора 5, уменьшая сигнал иа:его входе и этим уменьшая скорость голов«и управления рулевой машины. При воинств- 40 новлении синхронности исчезает сигйэл на.выходе усилителя синхронизации 18, и на втором выходе формирователя 17 сигнал рассогласования исчезает, и ключ 20 разрывает. цепь между усилителем 18 и сумматором 5..

При перемещении ручки управления 1 на уборку на выходе формирователя 6 появ-,. ляется сигнал "Уборка", который подается на элементы И.21, 23. При несинхронном перемещении рулевых машин на вторые входы этих элементов йодается сигнал с формирователя 17, и работа схемы, происходит аналогично работе при выпуске с той разнй4ей, что на ключ 19 сйгнал подается с элемента И 21 при опережении рулевой машины 9. а на.ключ 20- с элемента И 23 при опережении рулевой машины t0. При остановке одной из рулевых машин величина сигнала с усилителя синхронизации 18 обеспечивает полную остановку опережающей рулевой машины.

Ввведение в известное устройство четырех элементов И. двух.элементов ИЛИ, двух ключей, формирователей сигнала рассогласования и сигналов "Выпуск — уборка", а также соединение их по описанной выше схеме позволяет ээ счет.введения электрической связи между каналами управления . исключить самопроизвольное перемещениее штоков гидроцилиидров при отказе датчиков. Это повышает эксплуатационную надежность устройства. (56).С«рицкий В.Й, и др. Синхронизация исполнительных органов гидрофицированных машин и механизмов. М.: Машиностроение, 1973, с.166.

Лебедев А.А., Карабанов В;А. Динамика систем упраеления беспилотными летательными аппаратами, М.: Машиностроение, 1965. с.265.

917456

Составитель Е. Мухин

Техред М.Моргентал

Корректор С. Патрушева

Редактор О. Юрковым

Подписное

Заказ 3331 Тираж

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва. Ж-35, Раушская нвб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул Л ага рина.; Q1 управляющими входами ключей, сигнальные вход и выход которых включены между входом усилителя синхронизации w третьим входом сумматора каждого канала уп- равления.

Устройство для управления аэродинамическими поверхностями самолета Устройство для управления аэродинамическими поверхностями самолета Устройство для управления аэродинамическими поверхностями самолета Устройство для управления аэродинамическими поверхностями самолета 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к ручным устройствам управления самолета и может быть использовано для взаимоблокировки рычага управления режимом двигателей и рычага управления тормозом винта

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системе управления летательным аппаратом

Изобретение относится к области рулевых приводов аэродинамических поверхностей беспилотных летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационной технике, а именно, к гидросистемам, обеспечивающим торможение самолета на пробеге и стоянке

Изобретение относится к газогидравлическим исполнительным механизмам следящих систем летательных аппаратов одноразового действия

Изобретение относится к гидравлическим распределителям и может быть использовано в гидросистемах терморегулирования летательных аппаратов
Наверх