Устройство для запуска газотурбинного двигателя

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПУСКА ГАЗО ТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащее два двухскоростных электростартера переменного тока, механически связан ных с газотурбинным двигателем через редукторную передачу 5 а электричес ки соответственно с первой и вто рой станцией управления, каждая из которых состоит из блока резисторов, блока временных уставок, блока уско рения и блока первой и второй скорое ти, причем каждая станция управления через соответствующий блок дистан ционного отключения скоростей подключена к командному блоку отключения скорости, через последовательно соединенные блок дистанционного включе ния второй скорости и первый элемент ИЛИ к командному блоку включения второй скорости, через блок дистан ционного включения первой скорости - к командному блоку включения первой скорости, выход которого подключен к входу первого элемента И, другой вход которого через второй элемент Или связан с блоками первой скорости обеих станций управления, блоки ускорений и второй скорости через второй и третий элементы И и третий элемент ИЛИ подключены к четвертому элементу И, другой вход которого подключен к командному блоку включения второй скорости, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности запуска, устройство дополнительрю содержит первьш и второй блоки времени и дистанционный переключатель , содержащий нормально разомкнутые и нормально замкнутые контакты, (Л прямую и отбойную обмотки.и включенный между командными блоками включения первой и второй скорости и дистанционными блоками включения скоростей станций управления, причем х вход первого блока времени подключен ю OS к выходу первого элемента И, а его выходы - к обеим обмоткам дистанционсо ного переключателя, которые с другой 00 стороны подключены к блокам дистанционного включения первой скорости, вход второго блока времени подключен к четвертому элементу И, а выходы - к первым элементам ИЛИ.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„926981 (51)5 1 02 С 7/26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABT0PCH0MV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 3003707/25-06 (22) 11, 11 ° 80 (46) 15«1 1 «90«Бюл«1Ô 42 (72): А, В,Дубовик,: В, В «Лисок онь, :В,Е Палиенко и:И И.Раимов (53) 621 «438 ° 57 (088 «8) (56) Технические условия 16-513 ° 354«80, "Электродвигатель асинхронный типа ДСТ7 2/40 M 5", 1980,:с« 3, 12 ° (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПУСКА ГАЗО»

ТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащее два двухскоростных электростартера переменного тока, механически связан» ных с газотурбинным двигателем через редукторную передачу, а электрически - соответственно с первой и второй станцией управления, каждая из которых состоит из блока резисторов, блока временных уставок, блока ускорения и блока первой и второй скорости, причем каждая станция управления через соответствующий блок дистанционного отключения скоростей подключена к командному блоку отключения скорости, через последовательно соединенные блок дистанционного включения второй скорости и первый элемент

ИПИ к командному блоку включения второй скорости, через блок дистанционного включения первой скоростик командному блоку включения первой

Изобретение относится к области автоматического управления газотурбинными двигателями, в частности к системам запуска газотурбинного дви» гателя скорости, выход которого подключен к входу первого элемента И, другой вход которого через второй элемент

ИЛИ связан с блоками первой скорости обеих станций управления, блоки ускорений и второй скорости через второй и третий элементы И и третий элемент

ИЛИ подключень к четвертому элементу

И, другой вход которого подключен к командному блоку включения второй скорости, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности запуска, устройство дополнительно содержит первый и второй бло» ки времени и дистанционный переклю» чатель, содержащий нормально разомкну тые и нормально замкнутые контакты, прямую и отбойную обмотки и включен ный между командными блоками включе» ния первой и второй скорости и дистанционными блоками включения скоростей станций управления, причем вход первого блока времени подключен к выходу первого элемента И, а его выходы - к обеим обмоткам дистанцион ного переключателя, которые с другой стороны подключены к блокам дистанционного включения первой скорости, вход второго блока времени подключен к четвертому элементу И, а выходык первым элементам ИЛИ

Известно устройство для запуска газотурбинного двигателя, соцержащее два двухскоростных электростартера переменного тока, механически свя занных с газотурбинным двигателем че

926981 рез редукторную передачу, а элект- рически - соответственно с первой и второй станцией управления, каждая из которых состоит из блока резисто

5 ров, блока временных уставок, блока ускорения и блоков первой и второй скорости, причем каждая станция уп равления через соответствующий блок дистанционного отключения скоростей подключена к командному блоку отклю чения скоростей через последователь но соединенные блок дистанционного включения второй скорости и первый элемент ИЛИ - к командному блоку 15 включения второй скорости, через блок дистанционного включения первой ско рости - к командному блоку. включения первой скорости, выход которого под» ключен к входу первого элемента И, 20 другой вход которого через второй элемент ИЛИ связан с блоком первой скорости обеих станций управления, блоки ускорений и второй скорости че" рез второй и третий элемент И и тре- 25 тий элемент ИЛИ подключены к четвер тому элементу И, другой вход которо го подключен к командному блоку вклю" чения второй скорости, Устройство обладает тем недостат ком, что имеет место наличие ударных перегрузок в редукторной передаче при включении электростартеров на первые скорости и при переключении их на вторые скорости, что снижает надежность устройства, Целью изобретения является повы шение надежности запуска, l

Указанная цель достигается тем, 40 что устройство дополнительно содер жит первый и второй блоки времени и дистанционный переключатель, содержа щий нормально разомкнутые и нормаль но замкнутые контакты, прямую и от бойную обмотки и включенный между командными блоками включения первой и второй скорости и дистанционными блоками включения скоростей станций управления, причем вход первого бло»

50 ка времени подключен к выходу перво» го элемента И, а его выходы к обеим обмоткам дистанционного переключа .теля, которые с другой стороны подключены к блокам дистанционного включения первой скорости, вход вто рого блока времени подключен к чет вертому элементу И, а выходы - к первым элементам ИЛИ, На чертеже представлена блок-схема устройства, Устройство содержит первый элект ростартер 1, второй электростартер

2, механически связанные с газотурбинным двигателем 3 через редуктор ную передачу 4, первую станцию 5 управления и вторую станцию 6 управле ния, каждая из которых состоит из блока 7 и 8 резисторов, блока 9 и

10 временных уставок, блока 11 и 12 ускорения, блока 13 и 14 первой ско рости и блока 15 и 16 второй скорости Причем каждая станция через со ответствующий блок 17 и 18 дистан ционного отключения скорости подклю» чена к командному блоку 19 отключения скорости, через последовательно соединенные блок 20 и 21 дистанционного включения второй скорости и первый элемент ИЛИ 22 и 23 - к командно" му блоку 24 включения второй скорости, через блоки 25 и 26 дистанционного включения первой скорости к командному блоку 27 включения первой скорости, выход которого подключен к входу первого элемента И 28, другой вход которого через второй элемент

ИЛИ 19 связан с блоками 13 и 14 пер вой скорости станций управления, блоки 11 и 12 ускорений и блоки 15 и 16 второй скорости через второй элемент

И 30, третий элемент И 31 и третий элемент ИЛИ 32 подключены к четвертому элементу и 33, Устройство включает также первый блок 34 времени, второй блок 35 времени и дистанционный переключатель 36, содержащий нормально замкнутые контакты 37 и нормально разомкнутые контакты 38, пря мую обмотку 39 и отбойную обмотку 40»

Устройство работает следующим образом»

При получении команды на запуск двигателя срабатывает командный блок

27, который через контакт 37 дистан ционного переключателя 36 включает блок 25, инверсный выход которого размыкает цепь питания прямой обмот

-ки 39, а прямой поступает иа вход блока 13» Блок 13 срабатывает, шунтирует вход блока 25 и инверсный выход блока 11, выдает запрет на включение блока 15 включает блок 9 и включает первый электростартер l aa первую скорость через блок 7 резис» торов, 1

Частота вращения ротора двигателя увеличивается»

При достижении установившегося значения частоты вращения стартеров, которая ниже синхронной частоты вращения первой скоросги электростартеров, по команде из системы запуска двигателя включается блок 24, через первый инверсный выход которого отключается блок 27, выходы которого отключают блоки 25, 26 и 34 °

Через выход блока 24, замкнутый контакт 38 и первый элемент ИЛИ 23 включается блок 21, прямой выход которого поступает на вход блока 16, а инверсйый - на вход блока 14 ° Блок

14 отключается, при этом второй электростартер 2 отключается от сети, а блоки 12 и !О возвращаются в исходное состояние.

После отключения блоков 14 и 12 включается блок 16, шунтирует вход блока 21 и инверсный выход блока 12, выдаег запрет на включение блока 14, повторно включает блок 10 и производит переключение полюсно-переключаемой обмотки второго электростартера 2 с первой скорости на вторую (большую), чем обеспечивается его работа на второй скорости через блок резисторов 8 при пониженном напряжении Первый электростартер при этом продолжает работать на первой скорости при полном напряжении, I

Через некоторое время после включения блока 16 10, выход второй установки которого поступает на вход блока 12, который срабатывает и обеспечивает работу второго электростартера на второй скорости при полном напряжении, После включения блока 16 и 12 чеpcs элементы И 31, ИЛИ 32 и И 33, на вход которого поступает выход блока

24, включается второй блок 35 времени, который спустя некоторое время через первый элемент ИЛИ 22 включает блок 20, прямой выход которого посту лает на вход блока 15, а инверсныйна вход блока 13» 13 отключает ся, при этом первый электростартер отключается от сети, а блоки 9 и 11 .возвращаются в исходное состояние, После отключения блоков 13 и 11 вклю чается блок 15; шунтирует вход блока

20 и инверсный выход блока 11, выда» ет запрет на включение блока 13, по«f

5 92698

Электростартер 1 на пониженномна-— пряжении начинает раскрутку ротора двигателя 3 через редукторную пере дачу.4» Одновременно блок 13 через второй элемент ИЛИ 29 и первый элемент И 28, на вход которого поступа ет второй выход блока 27, включает первый блок 34 времени, который че рез некоторое время выдает команду 1О на включение обмоток 39 и 40 дистанционного переключателя 36 ° Отбойная обмотка 40 включается и дистанционный переключатель 36 срабатывает, контакты 37 размыкаются, а контакты

38 замыкаются, Через замкнувшийся контакт 38 и выход блока 27 включается блок 26, инверсный выход которого размыкает цепь питания отбойной обмотки 40, 20 состояние дистанционного переключа теля 36 при этом не изменяется, так как прямая обмотка 39 дистанционногс переключателя отключена блоком 25

Прямой выход блока 26 поступает на 25 вход блока 14» Блок 14 срабатывает, шунтирует вход блока 26 и инверсный выход блока 12, выдает запрет на

i включение блока 16, включает блок 10 и включает второй электростартер 2 30 на первую скорость через блок резисторов:8» После включения блока 14 происходит совместная работа электростартеров по раскрутке ротора ГТД на пониженном напряжении Одновременно блок 14 через второй элемент ИЛИ

29 дополнительно выдает команду через блоки 28 и 27 на включение первого блока 34 времени, состояние К0ТО рого не изменяется» 40

Через некоторое время после включения блока 13 первой станции 5 управления блок временных установок 9 выдает команду на включение блока ус» корения !1 ° Блок 11 срабатывает и от- 45 ключает блок 7 резисторов - обеспечивается работа первого электростартера 1 на первой (меньшей) скорости при полном напряжении, второй электростартер 2 при этом продолжает рабо- 50 тать на пониженном напряжении. через блок резисторов:8» Спустя некоторое время после включения блока 14 срабагывает блок 10, включается блок 12 и второй электростартер 2 переключает 55 ся на полное напряжение, Происходит совместная работа обоих электростар» теров на первых скоростях при полном напряжении 1

926981 вторно включает блок 9 и производит переключение полюса-переключаемой обмотки первого электростартера 1 с первбй скорости на вторую (большую), чем обеспечивается его работа на второй скорости через блок резисто-, ров 7 при пониженном напряжении» рай скорости при полном напряжении, :т е» переключение электростартеров с первой скорости на вторую происходит через блок резисторов, Это уменьшает динамические перегрузки в жесткой связи переключаемого электростартера с работающим.

Таким образом, наличие в устройст ве первого и второго блоков времени и дистанционного переключателя дает положительнный эффект, заключающийся в том, что не происходит ударных нагрузок в редукторе, Использование изобретения позволит повысить надежность .запуска газотурбинного двигателя

Через некоторое время после включения блока 15, при достижении под синхронной частоты вращения первой скорости электростартеров, срабатывает блок 9, выход второй уставки которого поступает на вход блока !1, который срабатывает и обеспечивает работу, первого электростартера на втор дактор 0 Филиппова Техр д Л.сердюкова Корректор М Де „ик lte&a &aPata Ф еЭ ФФФФФ аде В Фве Ф

Заказ 4346 Тираж 441 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина 101

Устройство для запуска газотурбинного двигателя Устройство для запуска газотурбинного двигателя Устройство для запуска газотурбинного двигателя Устройство для запуска газотурбинного двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, в частности к пусковым системам авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), позволяющим дополнительно осуществлять кондиционирование кабины и (или) салона летательного аппарата

Изобретение относится к области бронетанкового вооружения и техники, в частности к силовым установкам танков

Изобретение относится к области энергетики, а точнее к энергетическим парогазовым установкам (ПГУ), использующим газообразное топливо
Наверх