Трехфазная полюсопереключаемая обмотка для двухскоростных машин переменного тока

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<»>955392 (61) Дополнительное K авт. свид-ву(22) Заявлено 20.03.81 (21) 3292153/24-07 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет—

Опубликовано 30.0882. Бюллетень ¹32 Дата опубликования описания 30. 08 ° 82

H 02 К 17/14

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 3. .045.58 (088.8) (72) Автор. изобретения

Г. М. Кириуек

Институт электродинамики ЛН уССР (73) Заявитель

> (5 4} ТРЕХФАЗНАЯ ПОЛЮСОПЕРЕКЛ10ЧАЕМАЯ ОБ 1 ТКА

ДЛЯ ДВУХСКОРОСТНЫХ Г4АШИН ПЕРЕИЕННОГО

ТОКА

Изобретение относится к полюсопереключае>ржм обмоткам электрическ»х .машин переменного тока.

Известна трехфазная полюсопереключаемая обмотка для двухскоростных машин переменного тока с отношением чисел полюсов 2:3, которая при числе пар полюсов, кратном трем, соединяется по Т-образной схеме для трехфазного питания (1J .

Недостатком данной обмотки является сравнительно большое число выводов (10 выводов), необходимых для изменения частоты врацения.

Известна трехфазная полюсопереключаемая обмотка с отношением чисел полюсов 2:3, которая выполняется из

12 одинаковых катушечных групп, соединяемых 7-образно с тремя параллельными ветвями при числе полюсов, кратном трем (2) .

В обмотке достигается полное использование обмоточной меди на обоих числах полюсс>в при сравнительно небольшом числе выводов (8 выводов) на переключатель частоты врацения. Недостатком этой обмотки является несимметрия токов в фазах при Т-образном включ ен и и .

Известна трехфазная обмотка с переключением чисел полюсов в отношении 2:3, которая выполняется из 12 катушечных групп. Нечетные катушечные группы соединены между собоР в три параллельные ветви с двумя последовательно включенными катушечными группами в каждой ветви, а к средним точкам этих ветвей подключены четные катушечные группы, три из которых соединены параллельно, а три других последовательно f3) .

Обмотка двухслойная, равносекционная, имеет три независимых вывода для каждого числа полюсов и обеспечивает симметрию токов в фазах.

Недостатками данной обмотки являются сравнительно большое число катушек обмотки и неполное использование (75%) обмоточной меди на высшей скорости.

Наиболее близкой к предлагаемой является двухскорс>стная обмотка с отношением чисел полюсов 2:3.

Обмотка содержит 12 катушечных групп, каждая из которых выполнена из двух концентрически расположенных катушек с отношением чисел витков внешней и внутренней катушек 1:2.

Нечетные: катушечные группы соедине955392 ны между собой в три параллельные ветви с двумя встречно вк поченными катушечными группами в каждой ветви

1 а к средним точкам этих ветвей подключены три четные катушечные группы, последовательно с которыми соединены 5 внутренние катушки трех остальных четных катушечных групп, а внешние катушки этих катушечных групп подключены к трем точкам соединения между собой четных и нечетных катушечных групп. !О

Обмотка выполняется однослойно-двухслойно со сравнительно небольшим числом элементов, имеет независимые выводы для обоих чисел полюсов, обеспечивает симметрию токов в фазах 4) .!5

Недостатками известной обмотки являются неполное использование (83„3Ъ) обмоточной меди при меньшем числе полюсов и наличие сравнительно большого числа (24) катушек, что усложняет обмотку, снижает использование га.барита машины, ухудшает характеристики двигателя.

Обмотка имеет б выводов и выполнима при числе пазов 36 и кратком 36.

Выводами обмотки для числа пар полюсов р-2 являются выводы из точек соединения: между собой дополнительных катушек, а точки соединенйя начал основных катушек с порядковыми номерами 1-9-5, 7-3-11 и концов катушек

2-6-10 служит выводами для р-3. Выводы обмотки независимы для каждого числа пар полюсов.

Обмотка соединяется Т-образно с тремя параллельными ветвями при р-3 На этой частоте вращения используется 83,3% обмоточной меди и достигается симметрия токов .в фазах благо,царя включению дополнительных катушек с удлиненным шагом по пазам (y = 9) в фазу В6 (фиг. 2), обуславливающих уменьшение ЭДС этой фазы, необходимое для получения симметричной трехфазной ЗДС при Т-образном включении обмотки. Следует отметить, что симметрия токов в фазах будет обеспечена и при укороченном шаге (g = 3) дополнительных катушек обмотки. Кроме тоm» дополнительные катушки могут быть

Цель изобретения — упрощение обмот- ки и улу гшение характеристик двигате- 25 ля.

Указанная цель достигается тем, что обмотка выполнена из 12 основных одинаковых катушек, равномерно распределенных по расточке машины и 6 . 3p дополнительных одинаковых катушек, концентрически расположенных по отношению к основным четным катушкам и обозначенных соответственно порядковыми номерами 2 „ 4, б, 8, 10, 7

1?, из которых четные и нечетные основные катушки соединены в отдельные группы с тремя параллельными ветвями в каждой группе и с двумя последовательными встречно включенными кату ками в каждой ветви, порядковые номера которых 1-7, 9-3, 5-11 для од-. ной группы и 10-4, 6-12.„ 2-8,цлядругой группы при обратном включении четных катушек по сравнению с нечетньпли, а между средними точками парал45 лельных ветвей обеих групп основных катушек включено по две соединенные встречно дополнительные катушки с порядковыми номерами 4 -10, 12 -б ! г /

8 -2, соединяющие соответственно

/ / параллельные ветви с номерами катушек 1-7 и 10-4 9-3 и 6-1?, 5-11 и

2-8, причем выводами для числа пар полюсов р-2 являются точки соединения между собой дополнительных кату- 55 шек, а выводами для р-3 являются точки соединения основных катушек с порядковыгли номерами 1-9-5, 7-3-11 и 2-6-10.

На фиг. 1 представлена схема со- 6р единения элементов двухскоростной обмотки с отношением чисел полюсов

2:3; на фиг. 2 — развернутая схема трехфазной двухскоростной обмотки с числами полюсов 2р-4 и 2р-6; на фиг. 3 — схема трехфазной двухскоростной обмотки с числами полюсов 2р-4 и 2р-6 и двухслойными исполнением основных катушек.

Трехфазная двухскоростная обмотка содержит 12 основных и б дополнительных катушек. Основные катушки обмотки одинаковы и равномерно распределены по расточке машины. Они обозначе-,. ны порядковыми номерами 1-12 и соедйнены в две отдельные группы, одна из которых состоит из четных, а другая из нечетных катушек. В каждой группе катушки образуют три параллельные ветви с двумя последовательными встречно включенными катушками в каждой ветви, порядковые номера которых 1-7, 9-3, 5-11 для одной группы и 10-4, 6-12, 2-8 для другой группы, причем четные катушки имеют обратное включение по сравнению с нечетными, например нечетные катушки в каждой параллельной ветви соединены между собой концами, а четные началами катушек.

Дополнительные катушки расположены концентрически по отношению к ос- новным четным катушкам и обозначены соответственно 2,. 4, б, 8, 10

12 (фиг. 2). Они выполнены с числом

1 витков в два раза меньше, чем основные катушки (намотаны в два провода) и соединены между собой попарно встречно, а каждая пара катушек включена между средними точками параллельных ветвей обеих групп основных катушек. При этом соединения катушки с порядковыми номерами 4 -10 с каФ / тушками 1-7 и 10-4, 12"-6 с 9-3 и

6-12, 8 -2 с 5-11 и 2-8 (фиг. 1) .

955392

Формула изобретения расположены концентрически по отношению к нечетным основным катушкам.

При этом принцип соединения основных и. дополнительных катушек для получения двухскоростной обмотки с отношением чисел полюсов 2:3 (фиг. 1) не 5 изменяется.

На высшей частоте вращения при р-2 обмотка соединяется в звезду с четырьмя параллельными ветвями. При этом использование обмоточной меди 10 составляет 100Ъ.

На фиг. 3 приведен вариант обмотки, в котором основные катушки представлены в двухслойном исполнении.

Такая обмотка может быть использована в случае необходимости улучшения гармонического состава кривой намагничивающих сил.

По сравнению с известными двухскоростными обмотками предлагаемого типа, обмотка отличается простотой конструкции, уменьшающей трудоемкость . изготовления, повышенным использованием габарита машины на высшей частоте вращения, лучшим заполнением пазов обмоточной медью. Обмотка имеет минимальное число выводов и независимые входы для каждого числа пар полюсов. Она может найти применение в многоскоростных двигателях, в машинах с внутренним каскадом, в регулируемых двигателях с бесконтактным изменением числа пар полюсов.

Трехфазная полюсопереключаемая обмотка для двухскоростных машин переменного тока с отношением чисел полюсов 2:3 для числа пазов, равным 36, 4О имеющая независимые входы для обеих полюсностей и включение при числе полюсов, кратном трем, Т-образно с тремя параллельными ветвями, о т л ич а ю щ а я .сятем,,что, с целью упрощения обмотки и улучшения характеристик двигателя, обмотка выполнена из 12 основных одинаковых катушек, равномерно распределенных по расточке машины и б дополнительных одинаковых катушек, концентрически расположенных по отношению к основным четным катушкам и обозначенных соответственно порядковыми номерами 2, 4, б

I t g

8, 10, 12, из которых четные и нечетные основные катушки соединены в отдельные группы с тремя параллельными ветвями в каждой группе и с дву- мя последовательными встречно включенными катушками в каждой ветви, порядковйе номера которых 1-7; 9-3, 5-11 для одной группы и 10-4, 6-12, 2-8 для другой группы при обратном включении четных катушек по.сравнению с нечетными, а между средними точками параллельных ветвей обеих групп основных катушек включено по две соединенные встречно дополнительные катушки с порядковыми номерами 4 -10 2 -6, 8 -2, соединяющие соответстI I .(у венно параллельные ветви с номерами катушек 1-7 и 10-4, 9-3 и 6-12, 5-11 и 2-8, причем выводами для числа пар полюсов р-2 являются точки соединения между собой дополнительных катушек, а выводами для р-3 являются точки соединения основных, катушек с порядковыми номерами 1-9 -5, 7-3-11 и 2-6-10.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. N. Seguenz Die icklungen

elektrischer Maschinen. Band III, Wien. 1954, с. 87-88.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 408423, кл. Н 02 К 3/28, 1966.

3. Авторское свидетельство СССР

9 508864 кл. Н 02 К 3/28, 1971.

4. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2965173/24-07, кл. Н 02 К 3/28, 1980..

955392

9Ч и

ФР

И

Н ос

О У

Ы

ФУ

ЧУ

zz

И

oz

/f

У/

g/

Ф /

О

l/ (?/

6

Л

1

Ф

Ч

Составитель A. Кецарис

Техред Т.Фанта Корректор М. t tàîîøè

Редактор Н. Ковалева

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заr:àç 646 6/70 Тираж 721 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Трехфазная полюсопереключаемая обмотка для двухскоростных машин переменного тока Трехфазная полюсопереключаемая обмотка для двухскоростных машин переменного тока Трехфазная полюсопереключаемая обмотка для двухскоростных машин переменного тока Трехфазная полюсопереключаемая обмотка для двухскоростных машин переменного тока Трехфазная полюсопереключаемая обмотка для двухскоростных машин переменного тока Трехфазная полюсопереключаемая обмотка для двухскоростных машин переменного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при создании многоскоростных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при создании микроскоростных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники, касается выполнения многофазных электрических машин переменного тока и может быть использовано для турбомеханизмов ступенчатого регулирования скорости

Изобретение относится к области электротехники и позволяет создавать двухскоростные электродвигатели при 36 пазах на статоре

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для создания многоскоростных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для создания многоскоростных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники, а именно к устройству многополюсных обмоток электрических машин переменного тока, и может быть использовано при изготовлении обмоток асинхронных и синхронных двигателей и генераторов, в том числе и однофазных малой мощности

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано для создания многоскоростных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники и позволяет создать двухскоростные электродвигатели

Изобретение относится к электротехнике, позволяет создать двухскоростные электродвигатели
Наверх