Блок приводных звездочек для конвейера с цепным тяговым органом

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистичесних

Республик о>967897 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 17.12.80 (21) 3247109/27-03 (31) М. Ка. с присоединением заявки ¹ —.

В 65 G 23/06

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 231032. Бюллетень ¹ 39 (53)УДК 621.867. . 1 (088. 8) Дата опубликования описания 23.10.82 (72) Авторы изобретения

А.Н.Логвин, Н.П.Бабенко, Б.А.Алексеенко, 6.(.Кар

В.Д.Перский и В.П.Векленко,,«Щ .) ПАТЕ

ТЕХН

Харьковский ордена Ленина машиностроительныйтфф)Щ Свет шахтера (71) Заявитель (54) БЛОК ПРИВОДНЫХ ЗВЕЗДОЧЕК ДЛЯ КОНВЕЙЕРА

С ЦЕПНЫМ ТЯГОВЫМ ОРГАНОМ

Изобретение относится к скребковым конвейерам, а именно к конструкции блока приводных звездочек для конвейеров с цепным тяговым органом. . Известен блок приводных звездочек для конвейера с цепным тяговым орга- ном, включающий цельный по периметру барабан с торцовыми пазами, размещенный между консольными полувалами, установленными и закрепленными в подшипниках на боковинах paw конвейера, и две цельные по периметру звездочки, смонтированные и закрепленные на консольных полува .ах, и имеющие со стороны, обращенной к барабану, торцовые пазы, в которых размещены силовые шпонки, входящие также в торцовые пазы барабана (1 ). .Однако этот блок имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что для возможности его установки на раме привода требуется консольное исполнение этой рави, при котором боковины рамы привода в месте установки блока приводных звездочек установлены консольно и на расстоянии не связаны между. собой никакими связями, при этом длина консолей достигает 30-40% от общей длины раьы, в связи с чем рама привода в этом месте и в целом является нежесткой конструкцией. Сами же блоки приводных звездочек, будучи установленными на раме привода, не обеспечивают жесткой силовой связи между боковинами. В то же.время на боковины рамы привода действуют значительные распорные усилия на всем.ее протяжении, в том числе и на консольной части, которые возникают в процессе транспортирования груза, особенно крупногабаритных кусков горной массы, между боковинами с усилием, сообщаеьым горной массе, движущейся скребковой цепью. При этом, в месте расположения блока приводных звездочек, в связи с движением там цепи и горной массы, не представляется возможность установить какие-либо жесткие связи между боковинами (например лист, которым боковины связаны на остальной длине). В связи с этим под воздействием распорных усилий боковины на консольном участ25 ке деформируются и расходятся. В результате этого увеличивается расстояние между звездочками, которое должно быть равно расстоянию между осями цепей, нарушается зацепление

З0 звездочек с цепями, выпадает бара967897 бан, ломаются зубья, выходит иэ строя весь привод, в том числе рама привода и почти все элементы блока приводных звездочек.

Устранить этот недостаток простым увеличением металлоемкости рамы эффективно не удается, так как это связано не только с нерациональными. затратами большого количества металла, но и с увеличением веса и габаритов привода, что крайне нежелательно в подземных условиях.

Недостаток данной конструкции блоков приводных звездочек усугубляется непрерывным ростом устанавливаемых мощностей на приводах конвейеров, так15 как при этом пропорционально росту мощности увеличиваются усилия., увеличиваются габариты звездочек, и, следовательно, возрастает длина консоли незакрепленных концов боковин Я{) относительно листов.

Наиболее близким к иэобретени1о о технической сущности и достигаемому эффекту является блок приводных звездочек для.конвейера с цепным тяговым органом, включающий барабан с торцовыми пазами, размещенный между . консольными полувалами, установленными в подшипниках на боковинах раьы привода, и две звездочки, закрепленные на консольных полувалах и имеющие со стороны, обращенной к барабану, торцовые пазы с размещенными в них силовыми шпонками, входящими в торцовые пазы барабана t 2 ).

Недостаток известного блока заключается в том, что в нем применен разъемный по оси барабан, две половины барабана соединяются между собой болтами, которые в процессе работы вытягиваются, рвутся, в результате 40 чего нарушается центрирование барабана, который может выходить из строя.

Кроме того,.не обеспечивается необходимая жесткость боковин рамы.

Целью изобретения является повы- 45 шение эффективности работы блока приводных звездочек путем улучшения центрирования барабана относительно звез. дочек и увеличение жесткости боковин рамы привода. 50

Указанная цель достигается тем, что в блоке приводных звездочек для конвейера с цепным тяговым органом, включающем барабан с торцовыми паэамн Размещенный между консольными полувалами, установленными в подщипниках на.боковинах рамы привода, и две звездочки, закрепленные на консольных полувалах и имеющие со стороны, обращенной к барабану, торцовые пазы о размещенными в них силовыми шпонками, входящими в торцовые пазы барабана, барабан снабжен жестко

1 установленными в нем полувалами с выступами эа торцы барабана концами, имеющими,йыски, расположенные перпен- б5 дикулярно к торцовым пазам барабана, и разомкнутые по периметру кольцевые выступы на цилиндрических участках, а на звездочках со стороны барабана выполнены цилиндрические расточки и разомкнутые по периметру кольцевые пазы в цилиндрических расточках, при этом цилиндрические участки выступаю1 щих концов полувалов расположены в цилиндрических расточках звездочек, а кольцевые выступы концов полувалов, расположены в кольцевых пазах в расточках звездочек.

Кроме того, блок снабжен прижимными планками, перекрывающими силовые шпонки, при этом планки одним кон цом закреплены на барабане, а другим концом - на звездочках.

На фиг.l изображено расположение барабана приводных звездочек на раме привода1 на фиг.2 - блок приводных звездочек., общий вид; на фиг.3— разрез A-A на фиг.2; на- фиг.4 — разрез Б-Б на фиг.3; на фиг.5 - разрез

В-В на фиг.3.

Блок приводных э вездочек 1 для конвейера с цепным тяговым органом располагается между боковинами 2 рава привода, соединенных между собой листом 3, по которому перемещается скребковая цепь 4. Полувалы 5 установлены и зафиксированы в подшипниках 6 на боковинах 2 рамы привода.

Цельные по периметру звездочки 7 смонтированы на полувалах 5 н закреплены на них неподвижно с помощью упорных шайб 8 и болтов 9. На тор- цах звездочек имеются торцовые пазы 10. Цельный по периметру барабан

11 размещен между консольными полувалами 5 и имеет торцовые пазы 12, аналогичные торцовым пазам 10 на звездочках 7 и обращенные к ним, В полостях, образованных при совмещении торцовых пазов 10 звездочек

7 с торцовыми пазами 12 барабана 11, размещены силовые шпонки 13, входящие одновременно в торцовые пазы 10 звездочек 7 и в торцовые пазы 12 барабана 11. Барабан 11 жестко установлен на дополнительные полувалы 14 или, -как показано тонкими линиями, на дополнительный вал. Концы 15 дополнительных полувалов 14 снабжены лысками 16, которые расположены .соосно торцовым паэам 12 барабана 11 (на оси 0 0 ) и перпендикулярно к ним. Концы 15 дополнительных полувалов 14 снабжены также разомкнутыми по периметру кольцевыми выступами (буртиками) 17. Звездочки 7 со стороны барабана имеют цилиндрические расточки 18, в которых. выполнены разомкнутые по периметру кольцевые пазы (канавки) 19. Цилиндрические участки 20 выступающих концов 15 дополнительных полувалов 14 входят в

967897

Формула изобретения

1. Блок приводных звездочек для вейера c UerrHeM тяговом органо включающий барабан с торцовыми.пазами, размещенный между консольными полувалами, установленными в подшипниках на боковинах раьы привода, и две о звездочки, закрепленные на консольных полувалах и имеющие со стороны, обращенной к барабану, торцовые пазы с -размещенными в них силовыми шпонками, входящими в торцовые па65 .зы барабана, о т л и ч а ю щ и и цилиндрические расточки 18 звездочек 7, а разомкнутые по периметру кольцевые выступы (буртики)17 на концах дополнительных полувалов входят в разомкнутые по периметру кольцевые пазы (канавки) 19 в расточках

18 звездочек 7.

Осевое положение звездочек 7 относительно друг друга (расстояние

Я), а также относительно барабана 11. регулируется прокладками 21.

Силовые шпонки 13 своим цилиндри ческим основанием 22 опираются на ,1 цилиндрическую часть 23 дополнительных полувалов 14 и на поддерживающие пальцы 24. Цилиндрическая форма ос нования 22 силовых шпонок 13 исключает возможность передачи крутящего момента со стороны дополнительных полувалов 14 на основание силовых шпонок 13 в случае появления зазоров в шпоночном соединении и (при монтаже или в процессе эксплуатации) и тем самым предотвращает радиальное выдавливание силовых шпонок из торцовых пазов барабана и звездочек.

Для предотвращения выпадания силовых шпонок 13 из торцовых пазов

12 барабана 11 и торцовых пазов 10 звездочек 7 на барабане 11 закреплены с помощью болтов 25 прижимные планки 26, которые вторым концом 27 входят,в отверстия 28 звездочек 7,и перекрывают силовые шпонки 13.

Сборка блока приводных звездочек осуществляется следующим образом.

На концы полувалов 5 одеваются звездочки 7 и закрепляются на них торцовыми шайбами 8 и болтами 9 с соответствующим стопорением от отвинчивания. При этом положение звездочек на оси относительно друг друга (выдерживая размер $) и относительно барабана регулируется прокладками 21.

Путем проворачивания звездочек выставляют их в такое положение, чтобы .оси торцовых пазов 10 обеих звездочек совместились в одной плоскости. Неподвижно посаженный и жестко закрепленный на дополнительных полувалах 14 барабан 11 устанавливается между звездочками 7 таким образом чтобы выступающие концы .15 дополнительных полувалов 14 со снятыми лысками 16 вошли в открытые торцовые пазы 10 звездочек 7 до совмещения осей звездочек и барабана, после чего барабан поворачивается вокруг оси вращения относительно звездочек на угол 90 до совпадения открытых торцовых пазов

12 барабана 11 с аналогичными открытыми торцовыми пазами 10 звездочек 7.

В отверстия на лысках 16 вставляются до упора поддерживающие пальцы

24, после чего в пазы вставляются силовые шпонки 13 цилиндрическим осйованием вниз до упора в цилиндрическую .часть 24 дополнительных. лолувалов 14 и закрепляются прижимными планками 26, которые одним концом

27 вставляются в отверстия 28 на торцах ступиц звездочек 7, а другим крепятся на барабане 11 с помощью болтов 25, которые соответствующим образом стопорятся от отвинчнвания.

Разборка производится в обратном

1О порядке.

Блок приводных звездочек работает следующим образом.

Вращаясь от привода, полувал 5 передает крутящий момент на звеэдоч15 ку 7, далее крутящий момент через силовую шпонку 13 передается бараI .бану 11, через барабан 11 и вторую силовую шпонку 13 он передается на вторую звездочку 7.

Звездочки входят в зацепление со скребковой цепью 4, которая,перемещаясь .по решеткам (желобам), с помощью укрепленных на ней скребков транспортирует горную массу. Возника25 ющие при этом и действующие на боко-вины 2 рамы привода распорные усилия R, передаются через подшипники 6 полувалам 5. От полувалов 5 усилия

R через болты 9 и упорные шайбы & @ передаемся на звездочки, откуда че-. рез кольцевые пазы 19 в расточках 18 усилия R передаются на кольцевые выступы 17 дополнительных полувалов

14 жестко соединенных с барабаном

35 11, и замыкаются на барабане, взаимно уничтожаясь. Таким образом,осуществляется силовое заьнкание консольных частей боковин 2 рами привода между собой, в результате чего

4О жесткость рава в месте размещения на ней блока приводных звездЬчек повышается не менее, чем в 6 раз.

Предлагаемое выполнение блока позволит без увеличения металлоем45 кости рам приводов конвейеров увеличить их прочность и жесткость, а следовательно, резко увеличить надежность и долговечность приводов и всех элементов блока приводных звездочек., 967897 с я тем, что, с целью повышения эффективности работы блока приводных звездочек путем улучшения центрирования барабана относительно звездочек и увеличения жесткости боковин рави привода, барабан снабжен жестко установленными в нем полувалами с выступающими за торцы барабана концами, имеющими лыски, расположенные перпендикулярно к торцсвым пазам барабана, и разомкнутые по периметру кольцевые выступы на цилиндрических участках, а на звездочках со стороны барабана выполнены цилиндрические расточки и разомкнутые по периметру кольцевые пазы в цилиндрических расточках, при этом цилиндрические участки выступающих концов полувалов расположены в цилин.дрических расточках звездочек, а кольцевые выступы концов полувалов расположены в кольцевых пазах в расточках звездочек.

2. Блок по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что он снабжен прижимными планками, перекрывающими силовые шпонки, при этом планки одним концом закреплены на барабане, а

>О другим концом - на звездочках.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе .1. Авторское свидетельство СССР

Р 280308, кл. В 65 G 23/00, 1967 °

15 2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2749716, кл. В 65 G 23/06, 1979 (прототип), . 967897

4.-А

ФиаФ

В-8

Фиа5

ВНИИПИ Заказ 8009/31 ТИраж 977 Подписное

Филиал. ППП "Патент", r.Óæãoðîä, ул.Проектная,4

Блок приводных звездочек для конвейера с цепным тяговым органом Блок приводных звездочек для конвейера с цепным тяговым органом Блок приводных звездочек для конвейера с цепным тяговым органом Блок приводных звездочек для конвейера с цепным тяговым органом Блок приводных звездочек для конвейера с цепным тяговым органом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приводу цепного скребкового конвейера и инструменту для его демонтажа

Изобретение относится к цепному колесу для подземной горной разработки, в частности для цепного скребкового конвейера с цепным приводом

Изобретение относится к устройству цепного привода или поворотному устройству для работающих с использованием цепной тяги добычных или транспортирующих устройств

Изобретение относится к цепному колесу для цепных приводов, с осью D вращения и с двумя расположенными по окружности цепного колеса рядом друг с другом и со смещением относительно друг друга группами карманов (20, 30) для звеньев цепи, которые проходят цепное колесо в наклонном положении

Изобретение относится к конструктивному узлу для стандартизации и создания системы агрегатирования для цепных транспортеров, цепных трюмных транспортеров и транспортеров с зубчатыми ремнями

Изобретение относится к конвейерному транспорту и может быть использовано в таких отраслях промышленности и производства, где применяются конвейеры с различными тяговыми и грузонесущими органами
Наверх