Способ выравнивания нагрузки по сателлитам

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (н977876 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 19.11.80 (21) 3005739/25-28 (И) М. Кп. с присоединением заявки ¹

Р 16 Н 1/48

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 3011.82. Бюллетень №44

Дата опубликования описания 30.11.82 (531УДК 621. 833. .6 (088.8) (72) Авторы изобретения

В.И.Апархов, В.H.Âëàcåíêo и И.П.Горобец

Всесоюзный научно-исследовательский и проектноконструкторский институт редукторостроения (73) Заявитель (54) СПОСОБ ВЫРАВНИВАНИЯ НАГРУЗКИ

ПО САТЕЛЛИТАМ

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к механическим планетарным передачам.

Известен способ выравнивания нагрузки между сателлитами в процессе сборки за счет разворота осей сателлитов, установленных на эксцентриковых втулках. Величина смещения .определяется по результатам обмера деталей передачи P1).

Известный способ позволяет компенсировать ряд составляющих дополнительных нагрузок на сателлиты, но обладает недостатками, связанными с усложнением конструкции водила иэза введения смещающих элементов для всех осей сателлитов, и большой трудоемкостью, не позволяющей применять его для серийного производства.

Наиболее близким к предлагаемому по техни еской сущности является способ выравнивания нагрузки по сателлитам серийных планетарных редукторов одного типоразмера, заключаюь®йся в том, что в процессе сборки вмещают выходной вал редуктора в рапиальном направлении. Выходной вал жестко связан с водилом. Величина смещения определяется после обмера последнего 12).

Способ достаточно трудоемок, требует индивидуального обмера и сборки каждой передачи. Кроме того, способ не позволяет компенсировать без разборки передачи переменную составляющую неравномерности.

Целью изобретения является упрощение выравнивания нагрузки при сборке °

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу выравнивания нагрузки по сателлитам в процессе сборки смев(ают выходной вал редуктора в радиальном направлении, один иэ редукторов данного типоразмера выполняют с воэможностью изменения нагружеыности сателлитов путем использования эксцентриковых втулок и возможностью регистрации

20 усилий на сателлитах, тарируют ука-. занный редуктор, для чего собирают его с минимальной разнозазорностью совместно с приводом и рабочей машиной, на номинальном режиме работы нагружают выходной вал редуктора радиальными усилиями и замеряют величины смещений выходного вала и равнодействующих сил в зацеплениях, варьируют а помощью эксцентриковых

З0 втулок величину равнодействующИх 977876

65 сил в зацеплениях и замеряют деформацию конца выходного вала в радиальном направлении, затем устанавливают каждый последующий редуктор данного типоразмера вместе,с приводом и рабочей машиной, замеряют величину и направление деформации конца выходного вала при номинальном режиме работы и смещают выходной вал в направлении эамеренной деформации на величину, определяемую по данным 10 тарировки из условия равенства нулю равнодействующей сил в зацеплении. кроме того, с целью увеличения компенсации постоянной составлякщей разнозаэорности, принудительно сме- 15 шают конец выходного вала относительно общей оси редуктора и рабочей машины на величину и в направлении, определяемые постоянной составляющей деформации конца выходного вала.

С целью увеличения компенсации переменной составляющей разнозазорности, смещают конец выходного вала путем плоскопараллельного смещения всего редуктора относительно рабочей машины на величину и в направлении, определяемым переменной составляющей деформации конца выходного вала с частотой вращения водила.

Способ позволяет компенсировать как постоянную, так и переменную составляющие разноэазорности. Наибо- лее эффективен в трехсателлитных передачах.

На фиг. 1 представлена схема деформации выходного вала и водила под действием равнодействующей R от усилий в зацеплениях сателлитов с центральными колесами; на фиг. 2 схема деформации выходного вала и водила в результате принудительного 40 смещения ь конца выходного .вала, на .фиг. 3 — схема компенсации постоянной составляющей разноэаэорности, на фиг. 4 — схема компенсации переменной составляющей разнозазорности. 45

Способ, осуществляется следующим образом.

Известно, что для компенсации погрешностей изготовления и сборки, вызывающих разнозазорность в зубчатых зацеплениях с суммарным вектором

S, необходимо сместить водило на величину -S в направлении .уменьшения

3. величины S °

Учитывая, что величина раэноэаэорности S и равнодействующая R усилий в зацеплениях находятся в прямой. пропорциональной зависимости, операции по выравниванию нагрузки по сателлитам осуществляют в следующей

60 последовательности.

Первоначально один иэ редукторов данного типоразмера выполняют таким образом, чтобы было возможно изменять нагруженности сателлитов путем изменения величины и направления разнозаэорности в зубчатых зацеплениях, например эа счет установки осей сателлитов на эксцентриковые втулки или использования наборов зубчатых колес с разными величинами погрешностей изготовления. Затем на этом редукторе добиваются минимальной величины разнозазорности при помощи смещения эксцентриков либо применяя селективную сборку.

Раэнозаэорность контролируют либо косвенно при помощи тензометричес ких средств, измеряющих равномерность распределения нагрузки между сателлитами, либо при помощи общепринятых средств замера зазоров в зубчатых зацеплениях, после чего редуктор тарируют, для чего подсоединяют

его к рабочей машине или нагружающему устройству и приводному двигателю, добиваясь строгой соосности соединяемых валов, и при номинальном режиме работы определяют зависимость величины равнодействующей сил в зацепле ниях Е от величины принудительного смещения конца выходного вала д -R = Е (ь )(1). Последнее создается за счет .консольной нагрузки на выходном валу, прикладываемой, например, при помощи ременной передачи. Величина Л может быть определена, например, с помощью тенэометрической насадной головки. Жесткостные параметры деталей редукторов одного и того же типоразмера отличаются незначительно, поэтому найденные зависимости распространяются на все редукторы данного типоразмера.

Далее при номинальных режимах работы с помощью эксцентриковых втулок добиваются различной величины разнозазорности S и величины равнодействующей R, замеряя при этом величину деформации конца выходного вала 2 при отсутствии консольной нагрузки от ременной передачи. В результате строится зависимость Х = К(К)...(2).

Зависимости (1) и (2)являются тарировочными ° После этого каждый последующий из серийных редукторов данного типоразмера соединяют с соблюдением точной соосности с приводом и рабочей машиной. (нагружающим устройством) и при номинальном режиме работы замеряют величину Х деформации конца выходного вала.

Если бы жесткость передачи была предельно малой, то водило смещаясь под действием равнодействующей R, полностью компенсировало бы разноэаэорность, и нагрузка по сателлитам была бы равномерной. Однако в реальных условиях водило смещается на меньшую величину, что является причиной остаточной неравномерности нагружения сателлитов. Согласно данному способу водило устанавливают в

977876.требуемое положение принудительно.

При этом возможна компенсация как переменной, так и постоянной составляющей разнозазорности в зацеплениях или их совместная компенсация.

Для компенсации постоянной составляющей из кривой деформации выходного вала 2 во времени необходимо выделить постоянную составляющую Сг при помощи усреднения 0 во времени либо графически, либо с помощью 10 электрических сумматоров. На основе зависимостей (1) и (2) определяют величину постоянной составляющей

Йд равнодействующей R и величину соответствующего ей компенсационного 5 смещения й„. Затем в статике консольной силой смещают конец выходного вала редуктора относительно общей оси редуктора и рабочей малины на величину Ь„ в направлении 6Г,. Конструктивно это достигается, например, тем, что фланцы валов редуктора и рабочей машины сбалчивают в смещенном положении (фиг.3). для компенсации переменной составляющей раэнозаэорности, изменяющейся с частотой вращения водила, из кривой деформации 8 выделяют переменную составляющую 0 г. Аналогично процессу компенсации постоянной составляющей осуществляют принудительное смещение конца выходного вала на величину Ь в направлении деформации 0ч путем приложения консольной силы постоянной величины и направления относительно неподвижного корпуса, редуктора. Это достигается смещением всего корпуса на величи ггу д,г (фиг.4) . . Предлагаемый способ позволяет отказаться от трудоемкой операции 40 полного контроля качества изготовления деталей, неприемлемого для серийногб производства, снижает габаритно-весовые показатели передачи за счет исключения механизма смеще- 45 яия осей сателлитов, а также позволяет, в отличие от существующих способов, беэ разборки редуктора

Компенсировать возникшую в процессе работы неравномерности в усилиях на 5Q сателлитах (например, в результате

Износа деталей) за счет дополнительного смещения конца выходного вала редуктора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9496402 кл. F 16 H 1/48, 1974.

2. Авторское свидетельство СССР

9312096, кл. F 16.H 1/48, 1969 (про тотип) .

Формула изобретения

1 ° Способ выравнивания нагрузки по сателлитам серийных планетарных редукторов одного типоразмера, заключающийся в том, что в процессе сборки смещают выходной вал редуктора в радиальном направлении,, о т— л-и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения выравнивания нагрузки при сборке, один и-." редукторов данного типоразмера выполняют с воэможностью изменения нагруженности сателлитов путем использования эксцентриковых втулок и возможностью регистрации усилий на сателлитах, тарируют указанный редуктор, для чего собирают его с минимальной разнозазорностью совместно с приводом и рабочей машиной, на номинальном режиме работы нагружают выходной вал редуктора радиальными усилиями и замеряют величины смещений выходного вала и равнодействующих сил в зацеплениях, варьируют с помощью эксцентрнковых втулок величину равнодействующих сил в зацеплениях и замеряют деформацию конца выходного вала в радиальном направлении, затем устанавливают каждый последующий редуктор данного типоразмера вместе с приводом и рабочей машиной, замеряют величину и направление деформации конца выходного вала при номинальном режиме работы и смещают выходной вал в направлении замеренной деформации на величину, определяемую по данным тарировкн из условия равенства нулю равнодействующей сил в зацеплении.

2. Способ по п,1, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью увеличения.компенсации постоянной составляющей разноэазорности, принудительно смещают конец выходного нала относительно общей оси редуктбра и рабочей машины на величину и в направлении, определяемые постоянной,.составляющей деформации конца выходного вала.

3. Способ по п,1, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью увеличения компенсации переменной составляющей раэнозазорности, смещают конец выходного вала путем плоскопараллельного смещения всего редуктора относительно рабочей машины на величину и в направлении, определяемые переменной составляющей деформации конца выходного вала с частотой вращения водила, 977876

Фиг. 2

tcce. 3

Составитель Г. Кузнецова

Техред E.Харитончнк Корректор A.Ãðèöåíêî

Редактор Л.Торинец

Заказ 9184/51 Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ выравнивания нагрузки по сателлитам Способ выравнивания нагрузки по сателлитам Способ выравнивания нагрузки по сателлитам Способ выравнивания нагрузки по сателлитам 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх