Способ определения качества смазочного масла

 

Е, В.Данилова, А,И,Турбина и А,В.Гала фва

Централь ный научно-исследовательский дизельяъй -.::= =- --" . институт (72) Авторы изобретения (7I) Заявитель (i4) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА СМАЗОЧНОГО

МАСЛА

Изобретение относится к способам анализа смазочных масел и может быть . использовано при определении загрязненности работавших моторных масел с целью установления срока его сме5 ны в двигателях внутреннего сгорания.

Известен способ определения содержания загрязнений цент рифу гированием1 заключающийся в весовом определении нера ст воримого осадка, полученного путем центрифугирования раствора мас-ла в бензине Pl ).

Недостатком способа являются большая длительность и неточность вслед- 15 ствие неполного осаждения мелкодис» персных частиц загрязнений.

Известен нфотометрический способ, заключающийся в определении оптической плотности раствора масла в бен- 20 зине (2 ).

Однако данный способ требует применения растворителя и не учитывает влияния дисперсности загрязнений.

Известен способ определения качества моторных масел, заключающийся в том, что пробу масла разбавляют в бензине и наносят каплю раствора масла на фильтровальную бумагу. После впитывания раствора в бумагу сравнивают цвет образовавшегося пятна с цветом эталонов с известными степенями загрязнения I. 3 ).

Недостатком способа является отсутствие точной количественной харак" теристики загрязненности масла.

Известен способ определения качества масел по методу масляного пятна, который заключается в том, что испытуемое масло разбавляют базовым маслом и добавляют 10 вес,3 концентрата сажи. Последиспергирования сажи в масле. полученные маслянце суспенаии нагревают при различных температурах (от

200 до 270оС) 3 ч. После охлаждения при комнатной температуре каплю масляной суспензии наносят на хроматографическую бумагу. Соотношение меж3 98948 ду диаметром масляного пятна и диаметром центрального ядра является показателем диффузии масла и сажи (4 ).

Однако метод "масляного пятна", как и другие способы, основан лишь на линейном измерении площадей отдельных зон масляного пятна и на их визуальной оценке,в. силу чего дает лишь качественную оценку загрязненности и относительную оценку диспергиру- g ющей,способности.

Известен также способ определения загрязненности смазочного масла, заключающийся в том, что на фильтровальную бумагу наносят каплю масла, взятую из системы смазки двигателя.

Затем бумагу высушивают и определяют концентрацию примесей по отношению внутреннего диаметра кольца пятна к диаметру ядра 5 .

29

Недостатком известного способа является то, что он не дает точной количественной оценки содержания загрязнений, так как отношение диаметров пятна и ядра фактически характеризует только диспергирующие свойства масла.

Цель изобретения - повышение точности количественной оценки загрязненности работавшего масла.

Поставленная цель достигается

ЗО тем, что в способе определения качества смазочного масла путем нанесения капли испытуемого масла на фильтровальную бумагу с последующим высушиванием ее и замером диаметров образовавшихся масляного пятна и ядра, согласно изобретению дополнительно определяют оптическую плотность ядра и зоны диффузии масляного пятна и о качестве масла судят по степени загрязненности и диспергирующей способности, которые определяют по формулам где С - степень загрязненности масла, см

Д - диспергирующая способность масла,. 3;

D - диаметр пятна, см;

d - диаметр ядра, см;

Ь„ - оптическая плотность зоны диффузии, b> - оптическая плотность эоны ядра.

Производят оценку качества смазочного масла марки М-10 Г ЦС (ТУ 38 101-548-75), работавшего в двигателе 6ЧН12/14, отбирают три пробы масла (через 10, 100 и 266 ч работы).

Способ осуществляется следующим образом.

После тщательного перемешивания берут каплю масла и наносят на беэзольный фильтр "Синяя лента" (диаметр фильтра 40 мм). В течение 10 мин каплю высушивают и с помощью универсального фотометра типа ФИ-56 (измерения ведут в белом свете) определяют оптическую плотность (фото- . метрическую характеристику) зоны диффузии масляного пятна и ядра, после чего производят два параллельных замера и определяют среднее значение оптической плотности. Затем с помощью линейки замеряют диаметры пятна и ядра, Имея значения оптических плотностей зоны диффузии и ядра, а также диаметров ядра и пятна, по приведенным выше формулам определяют степень загрязненности масла и его диспергирующую способность.

В табл. 1 приведены результаты замеров и расчетов, LA 1

Ю ° в Ю

cV - Ch

< Ъ

-Ф Ф ОО . сЧ 00 «Ф

Ю Ю ° В

° сЧ ch (Ч CO

ФЪ с 60

Ю Ю ° Ь о о о

О О CO л со

Ю Ю Ю о о о

Ф М ОО еИ 00

° 1 Ю о о о

Ф\ ° . 3 О 01

Ю Ю о о

ОО (Ч Ф О ОЪ

Ю Ю Ю о о

C) (Ч Ql

ФЪ LA 6 Ъ

lh C0 ФЧ л

O Ю Ю

CV CV

a e е» ф 1 Кф сЧ

989481

ОЪ

LA

Ю

C) С0 Ф Ъ

ОЪ

Ю Ю о

Ю Ю.

Ю Ф

9894

1,24

0,74

32,1

1 35

41,6

1,38

2,84

100

0 72

50 формула изобретения

Данные таблицы свидетельствуют о том, чт о масло М-10 Г ЦС может продолжать работу в дизеле 64Н12/14, так как обладает еще достаточным запасом дис перги рующих свой ст в, а содержание загрязнений в нем не достигло предельного значения.

С помощью предлагаемого способа проводят также исследования масла

М-1ОВ (ТУ 38 1012278-72) в дизелях типа ЧН18/22 и ЧК12/14. Приведенными многочисленными исследователями масел с различными степенями за-.

Из таблицы видно, что степень загрязнения и диспергирующая способность масла, определенные известными способами, практически одинаковые (1,35, 1,38 и 0,74, 0,72 соответственно)., По мере работы масла в дизеле содержание загрязнений в нем растет. Повышение точности определения в предлагаемом способе связано с дополнительной оценкой количе- @ ства загрязнений путем определения оптической плотности ядра и зоны диффузии масляного пятна с помощью фотометрирования, так как при этом учитываются как количество мелких ча- стиц загрязнений, находящихся в зоне диффузии, так и крупных, находящихся в зоне ядра, Способ определения качества смазочного масла путем нанесения капли испытуемого масла на фильтровальную

55 бумагу с последующим высушиванием ее и замером диаметров образовавшихся масляного пятна и ядра, о т личающийся тем,что,с

81 8 гряэненности установлено, что масло, в котором степень загрязненности (С ) превышает 5, а диспергирующая способность (Д ) менее 204, подлежит замене.

Для оценки точности способа определения качества смазочного масла в сравнении с известными способами (5 j и (4 ) используют масло И10ГдЦС, отработавшее в двигателе 6ЧН12/1410 и 100 ч, Полученные данные при- ведены в табл, 2, целью повышения точности оценки, дополнительно определяют оптическую плотность ядра и зоны диффузии масляного пятна и о качестве масла судят по степени загрязненности и диспергирующей способности, которые определяют по формулам

C " (D Ъ, 8 (Ь,-Ъ„ ), где С - степень загрязненности мас3 ла, см

Дс - диспергирующая способность масла, Ф

Р - диаметр пятна, см;

d - диаметр ядра, см;

b - оптическая плотность эоны диффузии, Ь вЂ” оптическая плотность ядра, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. ГОСТ 20684-75, 2. Зеленецкая И.С. и др, Зкспрессметод определения примесей в рабоСоставитель Л.Иванова

Редактор К. Волощук Техред Л. Пекарь Корректор И. Коста аказ 1 1 ираж. 871 . одписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал П атент, г, жгород, ул, Проектная, 9 - - 989 тавших маслах по оптической плотности, " "Химия и технология топлив и масел", 1977 И 8, с. 58-60.

3, Авторское свидетельство СССР ,N 68986, кл. G 01 М 33/30, 1946.

481 10

-- 4, Химия и технология топлив и масел, 1971, И 5, с. 39-40, 5. Авторское свидетельство СССР

N 201768 ° кл. G 01 И 31/08, 1965 (нфютотип).

Способ определения качества смазочного масла Способ определения качества смазочного масла Способ определения качества смазочного масла Способ определения качества смазочного масла Способ определения качества смазочного масла 

 

Похожие патенты:

Способ определения склонности маселк низкотемпературному осадкообразованию и ^диспергирующих свсйств присадскiизобретение относигся к способам оценки качества диспергирующих присадок и свойств моторных -масел,известны лаборатфные способы определения диспергирующих свойств присадок, косвенно характеризующие их действие в масле в условиях низкотемпературного осадкообразования, заключающиеся в введении в композицию масла с присадкой сажи или вьщеленного из отработанного мотфного масла осадка. оценку ведут путем измерения степени отстоя дисперсной фазы или диффузии дисперсии сажи на хроматографической бумаге г13и ?2].основным недостатком этих способов явл^етсй невозможность оценивать действие присадка непосредственно в проце.ссе образования осадка.известен лабораторный способ сценки склонности масел к ниакотемперагурйому осадкообразованию и диспергирующих свойств гфисадок, заключающийся в определении количества отложений, образую- ' щихся при воздействии смесв газов (воз-101520духа и окиси азота) на испытуемое масло, в которое добавляют 5 вес.% окисленного бензина с кислотным числом 1,3- . 1,5 мг кон — предшественника осадкообразования. по количеству образующихся осадков судят о свойствах масла гз^.недостатки этого способа являются сложность приготовления окисленного бензина и отсутствие сходимости результатов испытаний при исполеэзовании предшественников осадкообразования, полученных из разных партий бензина. последнее объясняется сложностью механизма окисления бензина и невозможностью получения нес— йольких предшественников осадкообразования с одинаковой осадкообразующей спо* собностью в условиях испытания. предшес1%- венник осадкообразования может храниться не более 6-8 мес; по истечении этого срока он теряет свои осадкообразующне свойства. это приводит к тому, что результаты испытаний одной и той же композиции масла с присадкой, полученные с интервалом во времени более 6-8 мес, т.е. // 826235

Изобретение относится к физико-химической механике трения и может быть использовано для оценки и прогнозирования триботехнических свойств смазочных материалов на стадии лабораторных испытаний

Изобретение относится к области исследования смазочных материалов, используемых при обработке давлением

Изобретение относится к технике оценки качества жидких смазочных материалов, в частности к определению их смазывающей способности

Изобретение относится к области исследования смазочных масел, в частности к способу оценки энергосберегающих свойств моторных масел, и может применяться при разработке новых моторных масел для оценки их энергосберегающих свойств, а также использоваться при подборе масел к двигателю

Изобретение относится к анализу смазочных масел с щелочными присадками, а именно к определению кондиционности масел
Наверх