Узел смазки

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (щ!0047! 0 (61} Дополнительное к авт. сеид-ву Р 777332 (22) Заявлено 23. 09. 81 (21) 3341329/25-08 (И } М. Кд.з

Р 16 N 15/00 с присоединением заявки ¹Государственный комитет

СССР по делам изобретений

M открытий (23) Приоритет—

Опубликовано 150383 Бюллетень ¹ 10

Дата опубликования описания 150383 (53}УДК б21 ° 89 (088. 8) В,B ° Подгорков Д.В. Орлов и A.Н, Шведов < ! . . °: ...., !

Ы

Ивановский ордена "Знак Почета" энергетийескнй. институт им. В.И. Ленина (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УЗЕЛ СМлЗКИ

Изобретение относится к машиностроению, конкретно к технике обеспечения работоспособности узлов трения механических передач при работе их в вакууме или других условиях, не позволяющих применить обычные способы их смазки.

По основному авт. св. Р 777332 известен узел смазки, который содер" жит магнитную систему с магнитным возбудителем и полюсными наконечниками, выполненными в виде свободно вращающихся колес, находящихся в контакте с элементами механической передачи, в зазоре между которы. ми помещена жидкая ферромагнитная смазка (1

Недостатками данного узла смазки являются ограниченная зона смазки и неудовлетворительное смазывание зубьев элементов механической, например червячной, передачи на входе и выходе их из контакта друг с другом. Кроме того, остатки смазки за пределами эоны контакта и действия магнитного поля магнитной системы могут разбрасываться под действием центробежной силы, а продукты износа в виде ферромагнитных частиц постоянно находятся в объеме жидкой ферромагнитной смазки способствуют интенсификации абразивного изнашивания элементов механической передачи..

Цель изобретения — улучшение условий смазывания механической передачи, предотвращение разбрасывания остатков жидкой ферромагнитной смазки и удаление из нее продуктов износа

Указанная цель достигается тем, что в узле смазки в одном иэ элемен тов механической передачи, например в червячном колесе, между зубьями . выполнены карманы в виде полостей, 15 в которых дополнительно размещены магниты и жидкая ферромагнитная смазка.

На чертеже показана конструкция узла смазки.

Узел смазки содержит магнитный возбудитель 1, элементы магнитной системы 2, наконечники 3 в виде зубчатых колес, насаженные свободно на элементы магнитной системы, и ферромагнитную жидкую смазку 4, удерживаемую между зубьями наконечников магнитными силами замкнутой магнитной системы, магниты 5, расположенные в карманах б, выполненных между зубьями червячного колеса 7, сидя1004710

Формула изобретения щего на валу 8 и находящегося в зацеплении с червяком 9.

В карманах 6 на магнитах 5 и в прилегающем пространстве между зубьями располагается резервный объем ферромагнитной смазки 4.

В процессе работы передачи ферромагнитная жидкая смазка под действием магнитного поля располагается в зоне трения между зубьями полюсных наконечников, на боковых поверхностях витков червяка 9, во впадинах между зубьями червячного колеса 7. Под действием магнита 5 часть объема ферромагнитной смазки удерживается во впадине между зубьями колеса 7 до полного выхода зубьев из контакта с червяком. При вращении червячного колеса 7 действие магнитного поля от наконечников 3 магнитной системы становится слабее и все остатки ферромагнитной смазки стягиваются магнитными силами к магниту

5 в полость, создавая в ней и между зубьями резервный объем смазки. Оставшаяся на зубьях ферромагнитная смазка, таким образом, не разбрасывается, а удерживается на колесе.

При входе в зацепление с витками червяка 9 зубья червячного колеса 7 уже имеют смазку во впадине, обеспечивающую достаточное предварительное смазывание их.

Во время нахождения смазки 4 в карманах б продукты износа в виде твердых ферромагнитных частиц притягиваются к магниту 5 и надежно удерживаются на нем в силу своей меньшей подвижности и большей намагниченности по сравнению с жидкой ферромагнитной смазкой, Поскольку при работе передачи происходит перемешивание жидкости, весь ее объем очищается от продуктов износа в виде твердых ферромагнитных частиц.

t0 Технический эффект изобретения заключается в увеличении срока службы механической передачи в исключении разбрасывания ферромагнитной смазки, сбор которой в отдельных случаях, 15 например в условиях невесомости, черезвычайно затруднен.

1. Узел смазки по авт. св.

9 777777333322, отличающийся тем, что, с целью улучшения смазывания и уменьшения износа механической передачи, в одном из элементов ее, например в червячном колесе, между его зубьями выполнены карманы в виде полостей, в которых дополнит тельно размещены магниты и жидкая ферромагнитная смазка.

30 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 777332, кл. F 16 N 15/00, 1980.

ВНИИПИ Заказ 1839/47

Тираж 624 Подписное

Филиал ППП "Патент", r.Óæãoðîä,óë.ÏðoåKTíàÿ,4

Узел смазки Узел смазки 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области машиностроения, к смазочным материалам, и может быть использовано при эксплуатации машин и механизмов
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам восстановления изношенных металлических поверхностей в парах трения, и обеспечивает решение проблемы сохранения на должном уровне эксплуатационных характеристик машин и механизмов, побывавших в использовании, в частности позволяет повысить надежность и долговечность двигателей внутреннего сгорания, а именно их цилиндропоршневой группы
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам повышения долговечности трущихся элементов машин и механизмов
Изобретение относится к области триботехнического материаловедения и смазке твердых тел, в частности к узлам, деталям машин и механизмов, работающих в условиях сухого, граничного и жидкостного трения, предназначенных для торцевых уплотнительных колец, подшипников скольжения и порошковых втулок тормозной рычажной передачи для локомотивов, вагонов, цистерн подвижного состава железных дорог и метрополитена
Наверх