Привод стартера-генератора газотурбинного двигателя

 

ПРИВОД СТАРТЕРА-ГЕНЕРАТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащий ведущую и ведомую шестерни с различным числом зубьев, жестко соединенные с валами соответственно стартера-генератора и коробки приводов двигателя, промежуточную передачу, генераторную и стартерную обгонные муфты, каждая из которых имеет внутшсшн/ш Ш гКг -МШЧЕЗШ г : эЯИОТЕНА реннюю и наружную обоймы и рабочие злеменгы, отличающийся . тем, что, с целью повышения надежности и уменьшения габаритов,внутренние обоййы муфт закреплены на валу коробки приводов двигателя, наружными обоймами генераторной и стартерной муфт служат соответственно ведучдая и ведомая шестерни, а последние с внутренней стороны имеют цилиндрические выборки, и рабочие элементы выполнены в виде поворотных храповых собачек с цилиндрическими упорами, , взаимодейс гвующрми с выборками,причем оси поворота робачек генераторной муфты смещены относительно центi ра тяжести в сторону, противополож (Л ную упорам.

союз советсних

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) (S1)S F 02 С 7/26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н A STOPCXOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

I -.Целью изобретения является повы-! шение надежности и уменьшение габаритов привода.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ. КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЦТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 3336079/25-06 (22) 26.08.81 (46) 30.10.90. Бюл. И 40 (72) В.С.Подгуренко, И.И.Раимов, Г.С.Хаин и В.А.Клейменов .(53) 621.438 (088.8)

: (56) Кузьмин Г.А.Конструкция авиационных двигателей. И., Оборонгиз, ....

1962, с. 355-356, фиг.17. 4.

; (54)(57) ПРИВОД СТАРТЕРА-ГЕНЕРАТОРА

ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащий ведущую и ведомую шестерни с различ.ным числом зубьев, жестко соединенные с валами соответственно стартера-генератора и коробки приводов двигателя, промежуточную передачу, генераторную и стартерную обгонные муфты, каждая из которых имеет внутИзвестен привод стартера-генерато-: ра газотурбинного двигателя, содержа,.щий ведущую.и ведомую шестерни с различным числом зубьев, жестко соеди- . ненные с валами соответствеийо стар-, тера-генератора, и коробки приводов . двигателя, промежуточную передачу, генераторную и стартерную обгонные муфты, каждая цз которых имеет внут.реннюю и наружную обоймы и рабочие элементы.

Недостатком такого выполнения являются относительно:низкая надеж.ность работы привода, обусловленная отказами обгонных муфт, невысокая . нагрузочная способность, а.также ,1увеличенные габариты привода."

2 реннюю и наружную обоймы и рабочие элементы, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и уменьшения габаритов, внутренние обоййы муфт закреплены на валу коробки приводов двигателя, наружными обоймами генераторной и стартер-. ной муфт служат соответственно ведущая и ведомая шестерни, а последние с внутренней стороны имеют цилиндрические выборки, и рабочие элементы выполнены в виде поворотных храповых собачек с цилиндрическими упорами, : взаимодействующими с выборками,причем оси поворота собачек генератор ной муфты смещены относительно центра тяжести в сторону, противоположЮ ную упорам.

Укаэанная цель достигается тем, что внутренние обоймы муфт закреплены на валу коробки приводов двигателя, наружными обоймами генератор-. ной и стартерной муфт служат соответственно ведущая и ведомая шестерни, а последние с внутренней стороны имеют цилиндрические выборки, рабочие элементы выполнены в виде поворотных храповых собачек с цилиндрическими упорами, взаимодействующими с выборками, причем оси поворота собачек генераторной муфты смещены от1009146 носительно центра тяжести в сторону, противоположную упорам.

На фиг.l представлена кинематическая схема привода стартера-гене- 5 ратора; на фиг.2 — привод, продольный разрез; на фиг,3 — разрез А-А на фиг.2; на фиг. 4 — разрез Б-Б на фиг.2.

Привод стартера-генератора содержит ведущую шестерню 1 и ведомую шестерню 2 с различным числом зубьев, жестко соединенные соответственно с валом 3 стартера-генератора и валом

4 коробки приводов двигателя,промежуточную передачу 5, генераторную и стартерную обгонные муфты 6 и 7, каждая из которых имеет внутренние обоймы 8 и 9, наружные обоймы 10 и

l! и рабочие элементы. 20

Внутренние обоймы 8 и 9 генераторной и стартерной муфт 6 и 7 закреплены на валу 4 коробки приводов, а наружными обоймами 10 и 11 служат соответственно ведущая и ведомая шес- 25 терни 1 и 2, последние с внутренней стороны имеют цилиндрические выборки

12 и 13.

Рабочие элементы обгонных муфт

6 и 7 выполнены в виде поворотных храповых собачек 14 и 15 с цилиндрическими упорами, взаимодействующими с выборками 12 и 13, причем оси поворота собачек 14 генераторной муфты 6 смещены относительно центра тяжести в сторону, противоположную упорам, а собачки 15 стартерной муфты 7 имеют прижимные пружины 16.

Собачки 14 и 15 имеют возможность поворачиваться вокруг оси пальцев р0

17 и 18 между ограничительными штифтами 19 и 20 и наружными поверхностями 21 и 22 внутренних обойм 8 и 9 муфт 6 и 7.

Для уменьшения габаритов привода в шестерне 2 выполнена кольцевая проточка 23, в которой размещен выступ 24 шестерни 1, а промежуточная передача 5 выполнена в виде блока шестерен 25 и 26.

При работе привода в стартерном режиме вращение от вала 3 через шестерню 1 и передачу 5 передается ведомой шестерне 2, которая служит наружной обоймой 11 стартерной муфты 7.

Через собачки 15, упоры которых взаимодействуют с выборками 13, а противоположные концы прижаты пружиной 16 к наружной поверхности 22 внутренней обоймы 9, вращение передается последней и валу 4 коробки приводов, что обеспечивает разгон двигателя для его запуска.

При этом собачки 14 генераторной муфты 6 повернуты до упора в ограничительные штифты 19, так как частота вращения наружной обоймы 10 выше частоты вращения внутренней обоймы 8.

После запуска двигателя и увеличения частоты вращения вала 4 внутренняя обойма 9 муфты 7 обгоняет наружную обойму ll, за счет центробежных сил пружина 16 сжимается,собачки 15 поворачиваются до упора в ограничительные штифты 20, в результате чего происходит расцепление обгонной муфты 7..

Одновременное снижается частота вращения наружной обоймы 10 генераторной муфты 6, при равенстве частот вращения последней и внутренней обоймы 8 за счет центробежных сил собач" ки 14 повернутся и своими упорами войдут в выборки 12, обеспечивая таким образом привод генератора от вала 4.

В процессе выбега двигателя собачки 14 генераторной муфты 6 будут находиться в зацеплении, а собачки 15 муфты 7 — в расцепленном положении, так как относительная частота вращения внутренних обоймы 8 и 9 выше наружных обойм 10 и 11 до полной остановки двигателя.

Такое выполнение привода позволит повысить надежность и ресурс привода с одновременным уменьшением его габаритов.

1009146! 009146

4Ы4

Текред Л ° Олийнык

Редактор С.Титова

Корректор В.Гирняк

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул. Гагарина, 101

Заказ 4352 Тираж 441 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж"35, Раушская наб., д. 4/5

Привод стартера-генератора газотурбинного двигателя Привод стартера-генератора газотурбинного двигателя Привод стартера-генератора газотурбинного двигателя Привод стартера-генератора газотурбинного двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, в частности к пусковым системам авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), позволяющим дополнительно осуществлять кондиционирование кабины и (или) салона летательного аппарата

Изобретение относится к области бронетанкового вооружения и техники, в частности к силовым установкам танков

Изобретение относится к области энергетики, а точнее к энергетическим парогазовым установкам (ПГУ), использующим газообразное топливо
Наверх