Система охлаждения для двигателя внутреннего сгорания в.в.лукина

 

I. Система охлаждения для двигателя внутреннего сгорания, содержащая два контура циркуляции охлаждакадей жидкости , в один из которых последовательно вкулючены циркуляционный насос, дизель и радиатор, в другой - циркуляционный насос, охладитель наддувочного воз- , духа, водомасляный теплообменник с входным масляным трубопроводом и ради9м1 атор, объединенные системой трубопроводов , приводной вентилятор с изменяемой производительностью, просасывакяций воздух через радиатор обоих контуров, и подключенный к обоим контурам перепускной распределитель охлаждающей жидкости , содержащий мет бранную полость, подпружиненный полый золотник, соединенный через шток с мембраной пневмопривода со стороны, противоположной пружине, а также источник сжатого воздуха , отличающаяся тем, что, с целью обеспечения независимого регулирования температуры масла и сокращения времени на его прогрев, выходные участки трубопроводов из радиаторовg первого и второго контуров соединены через перепускной распределитель с вса- ГЛ сываюшими трубопроводами циркуляционных насосов второго и первого контуров соответственно. f t-и 1C 4i СП со со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (ll) дсби 01 Р 11/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

H АВТОРСКОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

CO

ЬЭ ф

Сл

CO

Puc t

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (2l) 3386385/25-06 (22) 13,01 82 (46) 23.06.83. Бюл. № 23 (72) В. B. Лукин (71) Коломенский тепловозостроительный завод им. В. В, Куйбышева (53) 621.43-71 4.74(088,8) (56) 1. Филонов С. П. и др. Тепловоз

2ТЭ116. М„"Транспорт, 1977, с. 83. (54) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДЛЯ

ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

В. В. ЛУКИНА (57) 1. Система охлаждения для двигателя внутреннего сгорания, содержащая два контура циркуляции охлаждающей жидкости, в один иэ которых последовательно вкулючены циркуляционный насос, дизель и радиатор, в другой — циркуляционный насос, охладитель наддувочного воэ-, J духа, водомасляный теплообменник с входным масляным трубопроводом и радиатор, объединенные системой трубопроводов, приводной вентилятор с изменяемой производительностью, просасывающий воздух через радиатор обоих контуров, и подключенный к обоим контурам перепускной распределитель охлаждающей жидкости, содержащий мембранную полость, подпружиненный полый золотник, соединенный через шток с мембраной пневмопривода со стороны, противоположной пружине, а также источник сжатого воздуха, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения независимого регулирования температуры масла и сокращения времени на его прогрев, выходные участки трубопроводов иэ радиаторов первого и второго контуров соединены через перепускной распределитель с всасывающими трубопроводами циркуляционных насосов второго и первого контуров соответственно.

1024599

2. Система по п, 1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем,что, мембранная по- лость распределителя соединена с источником сжатого воздуха . через датчик температуры, установленный на входном трубопроводе водомасляного теплообмен ника, а полый золотник и его корпус в зоне между пружиной и штоком имеют две пары противоположных окон, одна иэ которых выполнена профилированной, причем .соответствующие противоположные пары

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, в частности к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания, Известны системы охлаждения для двигателя внутреннего сгорания, содержащие два контура циркуляции охлаждающей, жидкости, в один из которых последовательно включены циркуляционный насос, дизель и радиатор," в другой — циркуляцион-10 ный насос, охладитель наддувочного воздуха, водомасляный теплообменник с входным масляным трубопроводом и радиатор, объединенные системой трубопроводов, приводной вентилятор с измеряемой производительностью, просасывающий воздух через радиаторы обоих контуров, и подключенный к обоим контурам перепускной распределитель охлаждающей жидкости, содержащий -мембранную полость, подпружиненный полый золотник, соединенный .через шток с мембраной пневмопривода со стороны, противоположной пружине, а также источник сжатого воздуха (1) .

B известной системе охлаждения отсутству25 ет возможность автономного автоматического регулирования масла из системы смазки дизеля. Кроме того, различие гидравлических сопротивлений обоих контуров и их элементов снижает качество регулирования 30 эффективности работы как системы в целом, так и отдельных ее узлов, в частности качества охлаждения системы смазки.

Цель изобретения — обеспечение независимого регулирования температуры масла и сокращение времени на его прогрев.

Поставленная цель достигается тем, чго в системе охлаждения для двигателя внутреннего сгорания, содержащей два О окон внутри золотника разделены поперечной перегородкой.

3. Система по пп, 1 и 2,о т л и ч а— ю щ .а я с я тем, что входные участки трубопроводов, соединяющих выходные трубопроводы радиаторов с соответствующими окнами распределителя, установлены внутри и вдоль выходных трубопроводов радиаторов навстречу потоку охлаждающей жидкости.

2 контура циркуляции охлаждакяцей жидкости, в один иэ которых последовательно включены циркуляционный насос, дизель и радиатор, в другой — циркуляционный насос, охладитель наддувочного воздух водомасляный теплообменник с входным масляным трубопроводом и радиатор, объединенные системой трубопроводов, приводной вентилятор с изменяемой производительностью, просасываюший воздух через радиаторы обоих контуров, и подключенный к обоим контурам перепускной распределитель охлаждающей жидкости, содержащий мембранную полость, подпружиненный полый золотник, соединенный через шток с мембраной пневмопривода со стороны, противоположной пружине, а также источник сжатого воздуха, выходные участки трубопроводов из радиаторов первого и второго контуров соединены через пер епускной распределитель с всасывающими трубопроводами циркуляционных насосов второго и первого контуров соответственно.

При этом в системе охлаждения мембранная полость распределителя соединена с источником сжатого воздуха через датчик температуры, установленный на входном масляном трубопроводе водомасляного теплообменника, а полый золотник и его корпус в зоне между пружиной и штоком имеют две пары противоположных окон, одна из которых выполнена прсфилированной, причем соответствующие протйвоположные пары окон внутри золотника разделены поперечной перегородкой.

Кроме того, в системе входные участки трубопроводов, соединяющих выходные трубопроводы радиаторов с соответствующими окнами распределителя, установлены внутри и вдоль выходных трубопровоз 10245 дов радиаторов навстречу потоку охлаждающей жидкости.

На фиг. 1 изображена схема системы охлаждения для двигателя внутреннего сгорания; на фиг. 2 — пример выполнения перецускного распределителя; на фиг. 3— вариант исполнения системы охлаждения с радиаторами первого и второго контуров, расположенных в одной шахте транспортного средства; на фиг. 4 — отвод для отбо- 0 ра части охлаждающей жидкости из основной магистрали охлаждения, Система состоит из дизеля 1> циркуляционного насоса 2, радиатора 3, соединенных последовательно трубопроводами

4 и 5 в первый контур циркуляции, циркуляционного насоса 6, водомасляного теплообменника 7, охладителя 8 наддувочного воздуха дизеля, радиатора 9, соединенных трубопроводами 10 и 11 во второй 20 контур, вентилятора 12 с приводом 13, просасывающего атмосферный воздух через радиаторы 3 и 9, расширительного бака

14 с подпиточными трубопроводами 15 и 16.

Выходные участки труб 5 и 11 из радиаторов 3 и 9 соединены дополнительными трубопроводами 17 20 с всасывающими полостями соответственно циркуляционного насоса 6 второго контура и насоса

2 первого контура, при помощи перепускного распределителя 21 с двумя входами

0 и двумя выходами о (фиг. 2). Распределитель 21 состоит из корпуса 22 с двумя входами и двумя выходами, подпружиненного золотника 23 с двумя парами отверстий, одна из которых выполнена профилированной. Золотник 23 разделен перегородкой на две части и имеет шток.

Шток золотника 23 соприкасается со штоком 24 мембранного пневмопривода, ко40 торый состоит иэ корпуса 25, мембраны

26, закрепленной в корпусе 25 и скреп-! . ленной со штоком 24. Корпус 25 имеет штуцер для подвода сжатого воздуха. К штуцеру пневмопривода подсоединен трубопровод 27, связанный с датчиком температуры 28, который установлен .в масляном трубопроводе 29 дизеля. Латчик температуры питается от воздушной магистрали 30. 50

С целью уменьшения габаритов распределителя 21 и уменьшения диаметра дополнительного перепускного трубопро. вода, входные трубы 17 и 19 установлены и закреплены внутри, по оси основных 55 .труб 5 и 11 (около колена), B трубах

5 и:l.1 около места разъема могут быть установлены кольцевые вставки 31, 99 4

Система охлаждения работает следующим образом.

После пуска дизели 1 и начала ра6оты его на нагрузочных режимах циркуляционные насосы 2 и 6 прокачивают охлаждающую жидкость по обоим контурам.

Золотник 23 перепускного распределителя 21 сдвинут пружиной вправо и окна полностью oTKpbITb1å При этом часть жид кости (до 8-10%) перепускается от выходной трубы радиатора 3 первого контура во всасывающую полость насоса 6 второго контура. Одновременно такая же часть охлаждающей жидкости перепускается отрадиатора 9 второго контура к аиркуляционному насосу 2 первого контура.

Охлаждающая жидкость в обоих контурах, получая теПло от дизеля, водомас- ляного теплообменника 7 и охладителя 8 наддувочного воздуха, нагревается. Это способствует и более быстрому нагреву жидкости во втором контуре. При достйжении заданной температуры предела регулирования датчик температуры, установленный в первом контуре (не показано), воздействует на привод вентилятора 1 2. Пос ледний начинает вращаться и увеличивает обороты до тех пор, пока не выравнивается тепловыделение дизеля с передачей тепла воздуху с помощью радиатора 3 первого контура.

Одновременно, пропорционально росту тумпературы масла дизеля, в датчике 28 температуры, установленном в трубопроводе 29, увеличивается давление воздуха, подаваемого по трубопроводу 27 пневмо- привода распределителя 25. давление воздуха воздействует на диафрагму 26, в результате чего сжимается пружина и золотник 23 передвигается влево. При этом профилированные окна в золотнике

23 прикрываются кромками окон корпуса и расход жидкости через них уменьшается.

При достижении каждой величины температуры устанавливается соответствующее давление в датчике и таким образом устанавливается заданное сечение окон, а, следовательно, и автоматически регулируемый расход масла. При изменении температуры окружающей среды изменяются обороты вентилятора 12 и описанным выше образом корректируется расход охлаждающей жидкости между контурами.

Аналогичная последовательность работы системы осуществляется и при изменении нагрузки дизеля. В результате обеспечивается независимое регулирование температуры воды и масла дизеля.

5 1024599 4

При циркуляции жидкости по контурам: ного распределителя. Система охлаждения в трубах развивается высокий скоростной позволяет устанавливать секции радиатонапор жидкости, который используется в ров в два ряда и обеспечивать при этом отводных трубах 1.7 и 19) в результате независимое регулирование температуры чего диаметры отводящих труб уменьша- g воаы и масла дизеля, улучшить качество реются и сокращаются габариты перепуск- гулировання работы системы охлажаения.

1024599

Составитель А. Сайкин

Редактор Г. Волкова Техред М.Кощтура Корректор А. Повк

Заказ 4358/29 Тираж 535 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Уна.ород, ул. Проектная, 4

Система охлаждения для двигателя внутреннего сгорания в.в.лукина Система охлаждения для двигателя внутреннего сгорания в.в.лукина Система охлаждения для двигателя внутреннего сгорания в.в.лукина Система охлаждения для двигателя внутреннего сгорания в.в.лукина Система охлаждения для двигателя внутреннего сгорания в.в.лукина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к силовым установкам и может быть использовано для очистки радиаторов системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к технике очистки внутренних поверхностей трубопроводов воздушного охлаждения газа

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системах жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет увеличить ресурс работы системы
Наверх