Система охлаждения двигателя внутреннео сгорания транспортного средства

 

1. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая два контура циркул{щии охлаждающей жидкости, первый из которых состоит из последовательно установленных рубашки охлаждения двигателя, радиатора, водомасляного охладителя и насоса, соединенных при помощи трубопроводов, а второй включает насос первого контура и дополнительный насос, причем второй контур подсоединен к первому через переходную магистрата., подключенную к фубопроводу первого контура, размещеин ному между радиатором и тасосом, а через выпускную магистраль - к рубашке охлаждения двигателя, отличающаяся тем, что, с целью повышен}1я эффективности промывки, подключение пфеходной магистрали к трубопроводу, первого контура выполнено при помощи тройного крана, установленного -между масляным охладителем и насосом, в перепускной магистрали установлен фильтр, а между дополнительным насосом второi го контура и рубашкой охлаждения установлен запорный орган, причем дополни (Л тельный насос снабжен электроприводом. 2. Система по п. 1, о т л и ч а ю - , С щ а я с я тем, что второй контур цирку ляции выполнен с возможностью съема. . о D1 ел 00 со ел

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3370085/25-06 (22) 16.12,81 . (46) 23.11,83. Бюл. N 43 (72) О. П. Копьев (71) Общественное конструкторско-технологическое бюро ВОИР Днепропетровского тепловозоремонтного завода (53) 621.43-72 (088.8) (56) 1. Патент США No 4126108, кл. F 01 Р 11/20, опублик. 1978. (54) (57) 1. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ

ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая два контура циркуляции охлаждан щей жидкости, первый из которых состоит из последовательно установленных рубашки охлаждения двигателя, радиатора, водомасляного охладителя и насоса, соединенных при помощи трубопроводов, а второй включает насос первого контура и дополнительный насос, причем второй контур подсоединен к первому через переходную магистраль, подключенную к трубопроводу первого контура, размещенному между радиатором и насосом, а, через выпускную магистраль — к рубашке охлаждения двигателя, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности промывки, подключение переходной магистрали к трубопроводу первого контура выполнено при помощи тройного крана, установленного .между масляным охладителем и насосом, в перепускной магистрали установлен фильтр, а между дополнительным насосом второ го контура и рубашкой охлаждения уста- Я новлен запорный орган, причем дополнительный насос снабжен электроприводом.

2. Система по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что второй контур циркуляции выполнен с возможностью съема.

1055895

2, Изобретение относится к машиностроению, в частности, к энергетическим установкам тепловозов, а именно, к системам жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания. 5

Известна с истема охлаждения двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, содержащая два контура циркуляции охлаждающей жидкости, первый из которых состоит из последова- 10 тельно установленных рубашки охлаждения двигателя, радиатора, водомасляного охладителя и насоса,-, соединенных при помощи ситемы трубопроводов, а второй включает насос первого контура и 15 дополнительный насос, причем второй контур подсоединен к первому через переходную магистраль, подключенную к трубо. проводу первого контура, размещенному между радиатором и насосом, а через 20 выпускную магистраль — к рубашке охлаждения двигателя jl)

Известная система охлаждения дс пускает возможность ее промывки, но эффективность ее осуществления мала, а . 25 сам проц ос промывки требует большой затраты времени.

Цель изобретения - повышение эффек» тивности промывки системы охлаждения.

Поставленная цель достигается тем, что в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, содержащей два контура циркуляции охлаждающей жидкости, первый из которых состоит из последовательно установленных рубашки охлаждения двигателя, радиатора„ водомасляного охладителя и насоса, соединенных при помощи системы трубопроводов, а второй включает насос первого к нтура и допол нительный насос, причем второй контур

1 подсоединен к первому через переходную. магистраль, подключенную к трубопроводу первого контура, размещенному меж ду радиатором и насосом, а через вы45 пускную магистраль - к рубашке охлаждения двигателя, подключение переходной магистрали к трубопроводу первого контура выполнено при помощи тройного крана, установленного между масляным охладителем и насосом, в перепускной магистрали установлен фильтр, а между дополнительным насосом второго контура и рубашкой охлаждения установлен запорный орган, причем дополнительный насос снабжен электроприводом. При этом второй контур циркуляции выполнен с возможностью съема.

На фиг. 1 представлена схизма системы охлаждения; на фиг. 2 - электрическая схема системы.

Первый основной контур циркуляции охлаждающей жидкости включает насос 1, рубашку 2 охлаждения двигателя, трубопровод 3, сужаюшее устройство 4 расходомера переменного перепада давлений с дифманометром 5» имеющим электрический датчик, расширительный бак 6, радиатор 7, трубопровод 8, водомасляный теплообменник 9 и тройной кран 10.

Второй контур промывки соединен с тройным краном 10 и рубашкой 2 охлаждения и содержит переходную магистраль ll, фильтр 12, дополнительный насос 13, выпускную магистраль 14,вентиль 15, а также трубопроводы 16 и 17 для промывки охлаждакьщей системы с подсоединительными усч ройствами 18 и вентилями 19, Насос 13 с электродвигателем 20 получает питание от аккумуляторной батареи транспортного средства (тепловода) или постороннего источника, Электрическая схема системы охлаждения содержит реле Р с контактами К4,К и К реле Р, кнопки KH и КН, контакт электрического реле расходомера К4 шины,4- и — цепи управления транспортным средством, сигнальные лампы Л4 и Л,. электродвигатель М насоса.

При работе двигателя поток воды, нагнетаемый ."насосом 1, проходит в первом контуре циркуляции по водным полостям, создает в сужающем устройся ве 4 перепад давлений, отмечаемый дифманометром 5. Проходя через расширительный бак 6, радиатор 7, трубопровод 8, водомасляный теплообменник и тройной кран, охлаждающая жидкость вновь поступает в насос 1.

При эксплуатации системы постепенно происходит уменьшение сечений трубопроводов 3 и 8, радиатора 7 и других элементов системы охлаждения из-за отложения солей и коррозии.

Изменения в показаниях дифманометра позволяют контролировать состояние системы охлаждения и всвремя осуществлять ее промывку.

Промывка системы может осуществляться двумя способамие

При первом способе вместо охлаждающей воды через подсоединительное устройство 18, вентиль 19, трубопровод 16, 1055

3 магистраль 14 и вентиль 15 система заполняется моющим раствором. Вентиль 15 закрывается, двигатель запускается, и насос 1 прокачивает поток моющей жидкости по основному контуру циркуляции. Качество промывки системы контролируется дифманометром 5.

При втором способе, заполнив систему моющим раствором при неработающем двигателе, закрытых вентилях 19, откры- 1о том вентиле 15 и переключвннс а тройном кране 10, подается электроэнергия на электродвигатель 20 от источника постоянного тока или аккумулягорной батареи. 15

Поток моющей жидкости от насоса 13 по магистрали 14 через вентиль 15 проходит в рубашку 2 охлаждения, трубопровод 3 и далее через элементы 4-9 первого контура к тройному крану 10, из 2О которого она поступает в фильтр 12 и насос 13. При достижении заданного перепада давлений в дифманометре 5 электрическое реле отключает электро,двигатель 20 насоса 13. Бикл промывки. заканчивается.

После окончания промывки моющий раствор сливается через подсоединитепьные устройства 18 и открытые вентили 19, после чего вентиль 15 закрывается, тройной кран 10 переключается на работу основного контура циркуляции охлаждающей жидкости. Система охлаждения двигателя заполняется Охлаждающей водой.

Система охлаждения допускает эксп35 луатацию двигателя в аварийном режиме основного насоса 1.

При работе в аварийном режиме, напрь мер при поломке вала водяного насоса 1, электрический датчик дифманомеч

40 ра 5 включает электрическое реле и сигнальную лампу "Отсутствие циркуляции" на пульте управления транспортным средством, снимает нагрузку работающего двигателя.

895 4 рическое реле и дает нагрузку работаю щему двигателю.

При низких температурах окружающего воздуха система охлаждения может рабо тать для поддержания равномерной темпе» ратуры в системе в целом. Для этого она должна работать по схеме аварийного режима.

При промывке загрязненной системы охлаждения иэ-за низкого перепада давлений в дифманометре 5 расходомера включается контакт К, дифманомвтра, катушка реле Р4 оказывается под током, контакты К и К< замыкаются, контакт К, размыкаясь, обесточивавт катуш» ку реле сброса нагрузки двигателя, и зажигается сигнальная лампа Л, сигнализируя отсутствие циркуляции на пульте управления. Включением кнопки KH g опв-ч ратор подает ток на электродвигатель М насоса. При этом загорается сигнальная лампа Л 1 "Работа насоса промывки".

При достижении заданного перепада давлений в дифманометре К отключается, при этом обесточивается катушка реле Р1, отключаются контакты К и К, замыкается контакт К, отключается электродвигатель М насоса и лампа Л . Катушка Р после этого подготовлена к нагрузке двигателя, система охлаждения промыта.

При аварийной работе системы в случае отсутствия циркуляции воды охлаждения включается кнопка KHg принудитель ного запуска электродвигателя М насоса.

Образованный перепад давления в дифманометре 5 отключает контакт К и снимает ток с катушки реле Р . При этом выключаются контакты К4 и Ку, гаснет сигнальная лампа Л, замыкается контакт К, катушка реле P сбро» са нагрузки Оказывается пОд тОком, и двигатель может работать в аварийном режиме, По этому сигналу оператор переключает тройной кран 10 на второй контур, открывает вентиль 15 и включает электродвигатель 20 от аккумуляторной батареи тепловода.

Вода охлаждающего контура при этом циркулирует от насоса 13 через магистраль 14, вентиль 15, рубашку 2 охлаждения, трубопровод 3, сужающее устройст во 4 и далее по первому контуру к насо- 55 су 13.

Электрический датчик дифманометра 5

go сигналу устройства 4 включает электПри снижении циркуляции воды в системе включается контакт К4. катушка реле Р1 ° О ись под mêîì впiет контакты К1 и К< лампу Лг Отсут ствие циркуляции" на пульте управления транспортным средством, отключает контакт Кч, и катушка реле сброса нагрузки Р, обесточиваясь, снимает нагрузку

- двигателя. Этим устраняется воэможность перегрева узлов двигателя.

Таким образом, система охлаждения, . отличается повышенной эффективностью промывки.

1055895

Составитель А. Сайкин

Редактор О. Юрковецкая Техред Т.Маточка

Корректор Г. Решетник

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 9263/28 Тираж 535

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж35, Рауиюкая наб., д. 4/5

Система охлаждения двигателя внутреннео сгорания транспортного средства Система охлаждения двигателя внутреннео сгорания транспортного средства Система охлаждения двигателя внутреннео сгорания транспортного средства Система охлаждения двигателя внутреннео сгорания транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к силовым установкам и может быть использовано для очистки радиаторов системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к технике очистки внутренних поверхностей трубопроводов воздушного охлаждения газа

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системах жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет увеличить ресурс работы системы

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить надежность системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания
Наверх