Система запуска газотурбинной установки

 

СИСТЕМА ЗАПУСКА ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ, содержащая регулятор частоты вращения, соединенный с программным задатчиком и датчиком частоты вращения, и пусковое устройство с линией управления и регулирующим органом, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, она дополнительно содержит функциональный преобразователь, регулятор крутящего момента и датчик крутящего момента, установленный на выходе пускового устройства, причем задатчик подключен через функциональный преобразователь, а датчик крутящего момента непосредственно к входу регулятора крутящего момента. -с (Л ff 12 сд со Ю со С5

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК зов F 02 С 7 26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ. "-

К А ВТОРСКОМЪГ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3454541/25-06 (22) 16.06.82 (46) 07.12.83. Бюл. № 45 (72) И. С. Ратнер, Г. Б. Люлько и Ю. Д. Винницкий (71) Производственное объединейие турбостроения «Ленинградский металлический завод» (53) 621.438-55 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 341333, кл. F 02 С 7/26, 1972. (54) (57) СИСТЕМА ЗАПУСКА ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ, содержащая pery„„SU„„1059236 А лятор частоты вращения, соединенный с программным задатчиком и датчиком частоты вращения, и пусковое устройство с линией управления и регулирующим органом, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, она дополнительно содержит функциональный преобразователь, регулятор крутящего момента и датчик крутящего момента, установленный на выходе пускового устройства, причем задатчик подключен через функциональный преобразователь, а датчик крутящего момента нецосредственно к входу регулятора крутящего момента. вращения. Задание величины крутящего момента пускового устройства в этом случае определяет температуру газа перед турбиной

Закон изменения задания крутящего момента пускового устройства выбирается так, чтобы обеспечить в процессе разгона ГТУ равномерный темп изменения температуры газа перед турбиной и уменьшение температурных напряжений в деталях турбины.

Увеличение сигнала программного задатчика 2 частоты вращения воспринимается регулятором 1 частоты вращения и функциональным преобразователем 7.

Регулятор 1 частоты вращения в соответствии с разностью сигнала задатчика 2 и датчика 3 открывает топливно клапан 10, увеличивая расход топлива в камеру 11 сгорания, температуру газа перед турбиной а следовательно, мощность газовой турбины и частоту вращения.Приданной частоте вращения мощность газовой турбины и связанная с ней температура газа определяется крутящим моментом пускового устройства 4.

Функциональный преобразователь 7 в соответствии с сигналом задатчика 2 частоты вращения формирует программу изменения крутящего момента пускового устройства 4. Последняя реализуется регулятором 8 крутящего момента, суммирующим сигналы функционального преобразователя 7 и датчика 9 крутящего момента и воздействующим на регулирующий орган 6 пускового устройства 4. Задание программы изменения крутящего момента, связанной с временной программой увеличения частоты вращения, определяет закономерность изменения температуры газа во времени.

Таким образом, соединение регулятора крутящего момента с программным задатчиком частоты вращения обеспечивает поддержание температуры газа в зависимости от частоты вращения, которая изменяется по заданной временной программе. Настройкой функционального преобразователя обеспечивается такой характер указанной зависимости температуры газа, при которой получаются минимальные температурные напряжения в лопатках турбины. Следовательно, предлагаемое изобретение повышает надежность работы газотурбинной установки.

1059236

Изобретение относится к газотурбостроению, в частности к средствам управления газотурбинной установкой, работающей совместно с пусковым устройством.

Известна система запуска газотурбинной установки, содержащая регулятор частоты вращения, соединенный с программным задатчиком и датчиком частоты вращения, и пусковое устройство с линией управления и регулирующим органом 11).

Недостатком системы является снижение 10 надежности лопаточного аппарата турбины из-за периодического изменения крутящего момента пускового устройства и связанной с ним температуры газа перед турбиной. Эти периодические изменения вызваны применением релейного управления пусковым устройством.

Целью изобретения является повышение надежности системы.

Поставленная цель достигается тем, что система запуска газотурбинной установки 0 (ГТУ), содержащая регулятор частоты вращения, соединений с программным задатчиком и датчиком частоты вращения, и пусковое устройство с линией управления и регулирующим органом, дополнительно содержит функциональный преобразователь, регулятор крутящего момента и датчик крутящего момента, установленный на выходе пускового устройства, причем задатчик подключен через функциональный преобразователь, а датчик крутящего момента непосредственно к входу регулятора крутящего момента.

На чертеже представлена схема системы.

Система содержит регулятор 1 частоты вращения, программный задатчик 2, датчик

3 частоты вращения, пусковое устройство 4 35 с линией 5 управления и регулирующим органом 6, функциональный преобразователь 7 регулятор 8 крутящего момента и датчик 9 крутящего момента, клапан 10 подачи топлива в камеру 11 сгорания газотурбинной 40 установки 12.

Система работает следующим образом.

ГТУ на этапе пуска от зажигания до отключения пускового устройства имеет два источника движущих сил: пусковое устройство и газовую турбину, суммарный крутя- 45 щий момент которых определяет частоту!

Составитель А. Редько

Редактор М. Рачкулинец Техред И. Верес Корректор М. Демчик

Заказ 9786/36 Тираж 550 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 l 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Система запуска газотурбинной установки Система запуска газотурбинной установки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к воспламенителям камер сгорания

Изобретение относится к области авиации, в частности к пусковым системам авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), позволяющим дополнительно осуществлять кондиционирование кабины и (или) салона летательного аппарата

Изобретение относится к области бронетанкового вооружения и техники, в частности к силовым установкам танков

Изобретение относится к области энергетики, а точнее к энергетическим парогазовым установкам (ПГУ), использующим газообразное топливо
Наверх