Устройство для диагностирования технического состояния главной передачи транспортных средств

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при диагностировании технического состояния посадочных мест подшипников качения главной передачи транспортных средств. Целью изобретения является расширение функ-цноиапьных возможностей устройства путем обеспечения возможности диагностирования посадочных мест подшипников качения главной передачи транспортного средства. Узел главной передачи содержит вал с размещенным на нем внутренним/кольцом подшипника. причем в валу выполнена полость для датчика-преобразователя, а поверхность внутреннего кольца подшипника выполнена профильной. Датчик-преобразователь содержит подпружиненный шток, на котором жестко закреплен подвижный контакт, а на боковой, поверхности полости вала закреплен неподвижный контакт. При появлении зазора в сопряжении вала - внутреннее кольцо подшипника, в результате износа после некоторой наработки, появляется возможность их относительного перемещения , при котором шток датчикапреобразователя периодически западает в выемки, вьтолненные на внутреннем кольце подшипника, подвижный и сл неподвижный контакты замыкаются, и в блок регистрации поступают импульсы . При достижений максимально допус§ тимого общего числа относительных . проворотов вала и внутреннего кольца подшипника, соответствующего максимально допустимой величине зазора в сопряжении, в цепь управления двигателем подается сигнал. 2 ил. О5 4 00

Взамен ранее изданного

„„SU„„106417

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я) 4 01 М 13/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ асар„„.„,, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ И

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3457878/25-1 1 (22) 22.06. 82 (46) 30.12.87. Бюл. У 48 (71) Харьковское специальное- конструкторское монтажно-технологическое бюро "Укрглавподшипник" (72) А.И.Файн (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

NI 685855, кл. F 16 С 17/24, 1978. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ПОСАДОЧНЫХ МЕСТ ПОДШИПНИКОВ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при диагностировании технического состояния посадочных мест подшипников качения главной передачи транспортных средств. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей устройства путем обеспечения возможности диагностирования посадочных мест подшипников качения главной передачи транспортного средства. Узел главной передачи содержит вал с размещенным на нем внутренним кольцом подшипника, причем в валу выполнена полость для датчика-преобразователя, а поверхность внутреннего кольца подшипника выполнена профильной. Датчик-преобразователь содержит подпружиненный шток, на котором жестко закреплен подвижный контакт, а на боковой поверхности полости вала закреплен неподвижный контакт. При появлении зазора в сопряжении вала — внутреннее кольцо подшипника, в результате износа после некоторой наработки, появляется возможность их относительного перемещения, при котором шток датчикапреобразователя периодически западает в выемки, выполненные на внутреннем кольце подшипника, подцижный и неподвижный контакты замыкаются, и в блок регистрации поступают импульсы. При достижении максимально допустимого общего числа относительный проворотов вала и внутреннего кольца подшипника, соответствующего максимально допустимой величине зазора в сопряжении, в цепь управления двигателем подается сигнал. 2 ил.

1 !0641

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при диагностировании технического состояния посадочных мест подшипников качения главной передачи транспортных средств.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей устройства путем обеспечения воэможности 10 диагностирования посадочных мест подшипников качения главной передачи транспортного средства.

На фиг.l представлен узел главной передачи в разрезе; на фиг.2 — узел lr, I на фиг.l.

Узел главной передачи содержит вал 1, на котором размещено внутреннее кольцо 2 подшипника. Наружное кольцо З.подшипника размещено в корпусе 4. На валу 1 выполнена полость

5, а на внутреннем кольце 2 подшипника — одна или несколько выемок 6. Датчик-преобразователь содержит шток

7, размещенный в полости 5 с возмож- 25 ностью осевого перемещения и западания в выемку 6. Шток 7 посредством пружины 8 подпружинен относительно . нижней части полости 5 к внутреннему кольцу 2 подшипника. На штоке 7 зак- 30 реплен подвижный контакт 9, а на боковой поверхности полости 5 — неподвижный контакт 10, электрически изолированный посредством прокладки ll из непроводящего материала от подвижо ного контакта 9. Подвижный 9 и непод«Щ . вижный 10 контакты электрической цепью соединены с блоком IQ регистрации, содержащим счетчик импульсов (не показан), задатчик максимально 40 допустимого количества оборотов подшипникового кольца относительно посадочного места (не показан) и схему сравнения, выход которой связан с цепью управления двигателем (не пока- 45 заны).

При вращении вала 1 и при отсутствии радиального зазора между валом 1 и внутренним кольцом 2 подшипника не происходит проворота вала относитель- но внутреннего кольца подшипника.

При этом шток 7 утоплен в полости 5, подвижный и неподвижный контакты 9 и 10 соответственно разъединены, а в блок 12 регистрации импульсы с дат55 чика-преобразователя не поступают.

Таким образом, отсутствие показаний на блоке 12 регистрации свидетельст78 2 вует о том, что вал 1 и внутреннее кольцо 2 вращаются как одно целое.

При образовании радиального зазора между валом,l и внутренним кольцом 2 подшипника, в результате износа после некоторой наработки, вал получает возможность вращения относительно внутреннего кольца подшипника.

При вращении вала 1 относительно внутреннего кольца 2 подшипника шток 7 под действием усилия пружины 8 периодически западает в выемку 6, подвижный и неподвижный контакты 9 и 10 со-, ответственно замыкаются, и в блок 12 регистрации поступают импульсы. При достижении максимально допустимого общего числа относительных проворотов вала l. и внутреннего кольца 2 подшипника, соответствующего максимально допустимой величине зазора между aaqoM 1 и внутренним кольцом 2 подшипника, в цепь управления двигателем подается сигнал.

Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает возможность получения информации о состоянии сопряжения кольцо подшипника — посадочное место.

Формула и з о б р е т е н и я

Устройство для контроля состояния посадочных мест подшипников, содержащее регистратор, связанный с датчиком-преобразователем, расположенным в полости элемента, образующего посадочное место подшипника, и взаимодействующим с профильной поверхностью подшнпникового кольца, причем датчик выполнен в виде контактной группы, подвижный контакт которой закреплен на подпружиненном к профильной поверхности подшипникового кольца штоке, о т л и ч а,ю щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей устройства путем обеспечения возможности диагностирования посадочных мест. подшипников качения главной передачи транспортного средства, регистратор устройства содержит счетчик оборотов подшипникового кольца относительно посадочного места — счетчик импульсов от датчика-преобразователя, задатчик максимально. допустимого количества оборотов подшипникового кольца относительно посадочного места и схему сравнения, выход которой связан с цепью управления двигателем.

I064178

1 0641 78

Составитель А.Артамонов

Техред Л.Олийнык Корректор И.Муска

Редактор С.Титова

Заказ 6419 Тираж 776 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для диагностирования технического состояния главной передачи транспортных средств Устройство для диагностирования технического состояния главной передачи транспортных средств Устройство для диагностирования технического состояния главной передачи транспортных средств Устройство для диагностирования технического состояния главной передачи транспортных средств 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх