Способ шлифования сопряженной пары конических колес и инструмент для шлифования шестерни сопряженной пары

 

1. Способ шлифования сопряжнной пары конических колес с круговыми зубьями 3 условиях обката с периодическим делением двумя инструментами, одним из которых, выполненным с развернутыми одна относительно другой рабочими поверхностями, производят обработку поверхностей., расположенных по обе стороны впадины колеса, а другим, выполненным с обращенными одна к другой рабочими поверхностями , производят обработку боковых поверхностей , ра сположенных по обе стороны зуба , отличающийся тем, что, с целью повыше-, ВИЯ точности при профильном шлифовании , инструментам сообщают возвратнопоступательное движение по несовпадающим траекториям. Сд UD :л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

9(Я) В 23 F 5 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К AATEHTY

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2613486/25-08 (22) 10.05.78 (31) P 2721164.9 (32) 11.05.77 (33) ФРГ (46) 23.02.84. Бюл.Р 7 (75) Дитер Винер (ФРГ) (53) 621.924.5:621.833(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

9 165062, кл. В 23 F 5/12, 1961 (прототип). (54) СПОСОБ ШЛИФОВАНИЯ СОПРЯЖЕННОЙ

ПАРЫ КОНИЧЕСКИХ КОЛЕС И ИНСТРУМЕНТ

ДЛЯ ШЛИФОВАНИЯ ШЕСТЕРНИ СОПРЯЖЕННОЙ

ПАРЫ. (57) 1. Способ шлифования сопряжнной пары конических колес с круговыми,ЯО„„A зубьями в условиях обката с периодическим делением двумя инструментами, одним из которых, выполненным с pasвернутыми одна относительно другой рабочими поверхностями, производят обработку поверхностей., расположенных по обе стороны впадины колеса, а другим, выполненным с обращенными одна к другой рабочими поверхностями, производят обработку боковых поверхностей, расположенных по обе стороны зуба шестерни, о т л и ч а ю— шийся тем, что„ с целью повыше-. ния точности при профильном шлифовании, инструментам сообщают возвратнопоступательное движение по несовпадающим траекториям. Я

1075954

2. Способ по п.1; о т л и ч а юшийся тем, что траектория представляет собой окружность.

3. Способ по п.1,. о т л и ч а юшийся тем, что траектория представляет собой два дугообразных участка с различной кривизной.

4. Способ по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что траектория представляет собой два дугообразных участ ка, связанных между собой прямолинейными участками, направленными перпендикулярно боковой поверхности зуба.

Изобретение относится к металлообработке и может применяться при шлифовании сопряженных пар конических колес с круговыми зубьями.

Известен способ шлифования сопря5 женной пары конических колес с круго- выми зубьями в условиях обката с периодическим делением двумя инструментами, одним из которых, выполненным с развернутыми один относительно другого рабочими поверхностями, производят обработку поверхностей, расположенных по обе стороны впадины колеса, а другим, выполнениым с обращенными одна к другой рабочими поверхностями, производят обработку боковых поверхностей, расположенных по обе стороны зуба шестерни (1), Известный способ используется для шлифования пар колес, которые не имеют возможности смещения один 20 относительно другого и должны монтироваться с предельной точностью. Известен инструмент для шлифования одной из пар сопряженных зубчатых колес (шестерни) с круговыми зубья- 25 ми, рабочие поверхности которого обращены одна к другой (11 .

:,. Известный инструмент не используется для шлифования одного из колес зубчатой пары. 30

Цель изобретения вЂ,повышение точности при профильном шлифовании.

Цель достигается там, что согласно способу шлифования сопряженной пары конических колес с круговыми зубьями в условиях обката с периодическим делением двумя инструментами, одним иэ которых, выполненным с развернутыми одна относительно другой рабочими поверхностями, производят обработку поверхностей, расположен- 40 ных по обе стороны впадины колеса, а другим, выполненным с обращенными одна к другой рабочими поверхностями, производят обработку боковых поверхностей, расположенных по обе 45

5. Способ по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что траектория представляет собой два дугообразных участка с различными центрами. б. Инструмент для шлифования шестерни сопряженной пары конических ко . лес с круговыми зубьями, рабочие поверхности которого обращены одиа к другой, отличающийся тем, что, с целью повышения точности при профильном шлифовании, рабочие поверхности представляют собой коническое внутреннее кольцо.

2 стороны зуба шестерни, инструментам сообщают возвратно-поступательное движение по несовпадающим траекториям.

Траектория представляет собой или окружность или два дугообразных участка с различной кривиэной,или . два дугообразных участка, связанных между собой прямолинейными участками, направленными перпендикулярно боковой поверхности зуба или два дугообразных участка с различными центрами.

Способ осуществляется с помощью инструмента для шлифования шестерни, сопряженной пары конических колес с круговыми зубьями, рабочие поверхности которых обращены одна к другой и представляют собой коническое внутреннее кольцо.

На фиг.1 показана схема зацепления сопряженной пары конических колес со схемой зацепления двух кругов; на фиг.2 — схема обработки колеса шлифовальным кругом, на фиг.3 — - схема обработки колеса с указанием траектории дополнительного движения круга; на фиг.4 — траектория дополнительного движения круга в виде окружности, на фиг.5 - то же, в виде двух дугообразных участков с различной кривизной; на фиг.б — то же, в виде двух дугообразных участков,связанных между собой прямолинейными участками, направленными перпендикулярно боковой поверхности зуба, на фиг.7 — два дугообразных участка с различными центрами..

Шлифование сопряженной пары конических колес с круговыми зубьями шестерни 1 и колеса 2 производят в условиях обката с периодическим делением.

Углы чри вершине делительного конуса колеса и шестерни обозначены через 5 и SZ . Высота зубьев зависит от конусного расстояния В.

1075954

Шлифование пары производят двумя инструментами в виде шлифоваЛьных кругов. Инструментом в виде шлифовального круга 3 производят обработку поверхностей, расположенных по обе стороны впадины 4 колеса 2. Инструментом в виде шлифовального круга 5 производят обработку боковых поверхностей, расположенных по обе стороны зуба б шестерни 1.

Инструмент в виде шлифовального круга 3 имеет шлифовальные боковые поверхности Д и 5 развернутые одна относительно другой, образующие коническое наружное кольцо.

В процессе обработки колеса 2 ин- »5 струменту в виде шлифовального круга

3 с профилем боковой поверхности Ь, 5 в виде конического наружного кольца сообщают вращение по стрелке E . Это движение является движением резания. . При этом колесу 2 сообщают колеблющееся вращательное движение — движение обкатки — в направлении стрелки

F. Инструменту в виде шлифовального круга 3 наряду с движением резания

Е сообщают согласованное с движением по стрелке F колеса 2 движение обкатки по стрелке G. При этом инструмент в виде круга 3 будет находиться в циклическом движении вокруг точки пересечения Р оси 00 колеса 2 со сре - ЗР дней линией ga высоты зуба. Производят шлифование боковых поверхностей впадины 4 колеса 2, причем нижняя боковая поверхность обрабатывается наружной шлифовальной боковой поверх- 35 ностью 6, а верхняя боковая поверхность — внутренней шлифовальной боковой по:.:ерхностью В. При этом обработка одной боковой поверхности 8 или К осуществляется снаружи во внут-4р реннюю сторону, обработка другой боковой поверхности производится изнут-, ри наружу, а именно при обкатке колеса в одном или другом направлении движения по стрелке F.

Следовательно, при движении резания по стрелке E круг 3 имеет циклическое дополнительное движение по стрелке, с малым эксцентриситетом.

Несовпадающие траектории могут иметь форму круговой траектории в ви- 5р де окружности радиуса R», циклической траектории в виде двух дугообразных участков с различной кривизной

R < R3 с центром О», траекторию в виде двух дугообразных участков, свя- 55 занных между собой прямолинейными участками »и — m, h — n, направленными перпендикулярно боковой поверхности зуба, траекторию двух дугообразных участков с различными центрами Оу и0з.др

Обработку шестерни 1 производят инструментом в виде шлифовального круга

5, который шлифует боковые поверхности, расположенные по обе стороны зу.ба б шестерни 1 и сопряженные с впади- 5

4 ной 4 колеса 2. Кругу 5 сообщаютдвиже-" ние в направлении оси 0»0» по стрелкеМ .

При обработке шестерни 1 кругом 5 относительные движения идентичны движениям колеса 2 и круга 3 при обработке колеса 2.

Инструмент в виде шлифовального круга 5 имеет шлифовальные боковые поверхности D и С, обращенные одна к другой и образующие коническое внутреннее кольцо.

Способ осуществляют следующим образом.

В плоском колесе 7 с линиями пересечения впадины между зубьями С вЂ” С и Ъ -Ь боковые поверхности впадины между зубьями создаются шлифовальным кругом с наружным радиусом r; и внутренним радиусом г;, который вращается вокруг оси 0 0 . Это вращательное движение в свою очередь является движением резания. Затем шлифовальный круг совершает циклическое движение вокруг своей оси (круговое движение). Оба движения осуществляются в направлении стрелки N . Радиус кривизны вогнутой боковой поверхности получается из суммы радиуса ro, шлифовального круга и радиуса дополнительного движения. Линия пересечения этой вогнутой формы также является круговой дугой. Вогнутая боковая поверхность зуба в этой плоскости имеет еще приближенную форму круговой дуги, так как оба движения вдоль радиуса г и радиуса дополнительного

1 движения наслаиваются один на другой.

Кривизна боковой поверхности зуба приближенно соответствует обратной величине радиуса г и несколько больше ее.

Если колесо и шестерня изготавливаются с помощью инструментов в виде шлифовальных кругов 3 и 5 и на оба или только на один инструмент наслаивается дополнительное движение, то возникает выгодная выпуклость зуба по длине, которая приводит к ограниченной несущей ширине и тем самым к выгодной способности перемещения колеса. Колесо и шестерню можно изготовить в одной рабочей операции.Соприкосновение между шлифовальным кругом и изделием (колесом или шестерней) не осуществляется больше вдоль линии соприкосновения.

При дополнительном движении зона соприкосновения перемещается на вогнутой боковой поверхности от наружного до внутреннего концов зуба и на выпуклой боковой поверхности от внутреннего до наружного концов зуба.

Таким способом можно варьировать пятно контакта колеса и шестерни.

Предложенный способ позволяет повысить точность изготовления сопряженной пары и создать возможность варьирования пятна контакта.

1075954

Фиг.б 4Р„ 6

Фиа7

Заказ 531/53 Тираж 1037 Подлноное

ВНИ ИПИ

Филиал ППП ".Патент", r. Ужгород, ул, ПРоектная,4

Способ шлифования сопряженной пары конических колес и инструмент для шлифования шестерни сопряженной пары Способ шлифования сопряженной пары конических колес и инструмент для шлифования шестерни сопряженной пары Способ шлифования сопряженной пары конических колес и инструмент для шлифования шестерни сопряженной пары Способ шлифования сопряженной пары конических колес и инструмент для шлифования шестерни сопряженной пары 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу точной обработки зубчатых венцов на станке, причем обрабатываемое зубчатое колесо, находящееся в контакте с вращающимся вокруг своей оси абразивным инструментом, вращают вокруг своей оси, за счет чего происходит снятие стружки на обрабатываемых боковых сторонах зубьев зубчатого колеса, а вращательное движение оси зубчатого колеса и вращательное движение оси абразивного инструмента электронно связаны между собой

Изобретение относится к машиностроению , в частности касается способов подачи СОЖ при силовом шлифовании зубчатых колес

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении зубообрабатывающих станков

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к станкостроению , и

Изобретение относится к металлообработке, в частности к шлифованию цилиндрических зубчатых колес на станках, работающих тарельчатыми кругами

Изобретение относится к машиностроению, в частности к абразивной обработке, и может быть использовано при разработке конструкций станков для отделочной обработки впадин между зубьями зубчатых колес

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к обработке эвольвентных цилиндрических зубчатых колес

Изобретение относится к области машиностроению, в частности к шлифованию зубчатых изделий на зубои шлицешлифовальных станках с единичным делением
Наверх