Электромузыкальное обучающее устройство "тоника

 

1. Электромузыкальное обучающее устройство, содержащее высокочастотный генератор, постоянной частоты, первый элемент управления, например, антенну,-выходной усилитель, выход которого подключен к акустической .системе, манипулятор, выход которого подключен к входу темброблока, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повьшения эффективности обучения, в него введены второй элемент управления , два блока преобразования сигнала , первьй и второй колебательные контуры, последовательно соединенные блок инверсии и управляемьй низкочастотный генератор, выход которого подключен к первому входу манипулятора , второй ВХОДкоторого через пер- , вьш блок преобразования сигнала соединен с первым выходом высокочастотного генератора постоянной частоты, второй выход которого через второй блок преобразования сигнала соединен с входом блока инверсии, при этом вторые выходы блоков преобразования сигнала подключены соответственно к первым входам первого и второго колебательных контуров, вторые входы которых соединены соответственно с первым и э то рьм элеме нтами управле ния а выход темброблока соединен с -вхог дом выходного усилителя.. 2.Устройство по п. 1, от ли - (Л ч а ю щ е е .с я тем, что в наго введен выключатель контрольного тона, соединенный с дополнительным входом управляемого низкочастотного генёра-, тора. 3.Устройство по п. 1, о т л и ча ю щ е е ся тем,, что в него введены дополнительный переключатель эо я генератор ритма, выход которого 0 через дополнительный переключатель подключен к входу, выходного усилитеЭо ля. ел

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) (59 4. G 09 В 15/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ g(:».,-.,, -: »и ф Я

OllHCAHME ИЗОБРЕТЕНИЯ 1"

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 2964260/18-21 (22) 14.07.80 (46) 15.08.87. Бюл.¹ 30 (72) В,И. Максимов и Л.С. Термен (53) 62 1 . 828 (08 8 ..8) (56) Авторское свидетельство СССР № 349010, кл. G 10 Н 5/08, 1969.

Авторское свидетельство СССР .¹- 601742, кл. G 10 Н 5/08, 1975. (54) ЭЛЕКТРОМУЗЫКАЛЬНОЕ ОБУЧАЮЩЕЕ

УСТРОЙСТВО "ТОНИКА" (57) 1. Электромузыкальное обучающее устройство, содержащее высокочастотный генератор постоянной частоты, / первый элемент управления, например, антенну, выходной усилитель, выход которого подключен к акустической . системе, манипулятор, выход которого подключен к входу темброблока, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повьппения эффективности обучения, в нега введены второй элемент управления, два блока преобразования сигнала, первый и второй колебательные . контуры, последовательно соединенные блок инверсии и управляемый низкочастотный генератор, выход которого подключен к первому входу манипулято" ра, второй вход которого через nep" вый блок преобразования сигнала соединен с первым выходом высокочастотного генератора постоянной частоты, второй выход которого через второй блок преобразования сигнала соединен с входом блока инверсии, при этом вторые выходы блоков преобразования сигнала подключены соответственно к первым входам первого и второго колебательных контуров, вторые входы которых -соединены соответственно с первым и вторым элементами управления, а выход темброблока соединен с вхо-. дом выходного усилителя.

2. Устройство по п. 1» о т л ич а ю щ е е .с я тем, что в него вве. ден выключатель контрольного тона, соединенный с дополнительным входом управляемого низкочастотного генератора.

3. Устройство па п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем,,что в него введены дополнительный переключатель и генератор ритма, выход которого через дополнительный переключатель подключен к входу выходного усилителя °

1082185

Известки электронное музыкальное . устройство, которое может использоваться для обучения муэыке и содержит высокочастотный генератор постоянной частоты,,выходной усилитель, подключенный к акустической системе, два элемента управления резонансными частотами, например антенны, промежуточные усилители и генератор пере- >0 менной частоты.

Недостатком известного устройства является малая эффективность. обучения вследствие того, что мензура инструмента в сравнении с общеприняты 16 ми классическими инструментами (например клавишными, струнными) обращена, т.е. расположение звуков в пространстве при удалении руки обучающегося от антенны нисходящее. 20

Наиболее близким техническим решением является электромузыкальное. устройство, которое также может использоваться для.обучения, содержащее высокочастотные генераторы постоян- 25 . ной и переменной частот, к входу последнего из которых подключен элемент управления частотой, например антенна, смеситель, входы которого соединены с выходами высокочастотных ге- Зо нераторов, а выход через выходной усилитель соединен с акустической

1 системой, блок. управления, выделите,ли высокочастотных гармоник, дополнительный смеситель, преобразователь, З5 выходы которых соединены с входами дополнительного смесителя, первый выход которого соединен с акустической системой, а второй выход — с входом дополнительной акустической сис- 40 темы и первым входом блока управления, второй вход которого подключен к дополнительному выходу выделителя высокочастотных гармоник.

Недостатком этого устройства так- 4б же является низкая эффективность при использовании его в качестве обучающегоо.

Целью изобретения является повы шение эффективности обучения музыке.

Цель достигается тем, что в электромузыкальное обучающее устройство

"Тоника",, содержащее высокочастотный генератор постоянной частоты, первый элемент управления, например антенну, 55 выходной усилитель, выход которого подключен к акустической системе, манипулятор, выход которого подключен к входу темброблока, в него введены второй элемент управления, два блока преобразования сигнала, первый и второй колебательные контуры, последовательно соединенные блок инверсии и управляемый низкочастотный генератор, выход которого подключен к первому входу манипулятора, второй вход кото. рого через первый блок преобразованйя сигнала соединен с первым выходом высокочастотного генератора пос. тоянной частоты, второй выход кото- . рого через второй блок преобразования сигнала соединен с входом блока инверсии, при этом вторые выходы блоков преобразования. сигнала подключены соответственно к первым входам первого и второго колебательных контуров, вторые входы которых соединены соответственно с первым и вторым элементами управления,а выход темброблока соединен с входом выходного усилителя, Кроме того, введен выключатель контрольного тона, соединенный с дополнительным входом .управляемого низкочастотного генератора, а также дополнительный переключатель и генератор ритма, выход которого через дополнительный переключатель подключен к входу выходного усилителя.

На фиг. 1 представлена структур-. ная. схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 - зависимость напряжения на выходе блоков связи от расстояния между рукой исполнителя и соот-. ветствующей антенной.

Электромуэыкальное обучающее устройство содержит высокочастотный (ВЧ) генератор 1 постоянной частоты, блоки 2 и 3 преобразования сигналов, колебательные контуры 4 и 5, элемен ты управления 6 и 7 резонансными частотами, например антенны, блок

8 инверсии, перестраиваемый низкочастотный генератор 9, манипулятор

10, темброблок 11, выходной усилитель 12, акустическую систему 13, переключатель (кнопка) 14 контрольного тона, генератор 15 ритма.

Блок 3, соединяющий высокочастотный генератор I постоянной частоты с колебательным контуром 5, вырабатывает постоянное напряжение, соответствующее расстоянию руки исполнителя до антенны 7 (см. фиг.2).

Управляющее напряжение через блок

8 инверсии поступает на вход перест1082185

3 раиваемого низкочастотного (НЧ) генератора 9. Напряжение управления генератором 9 изменяется в обратно пропорциональной зависимости от рас5 стояния между рукой исполнителя и антенной. Таким образом, зависимость частоты низкочастотного генератора от управляющего напряжения линейна, т.е. мензура (звукоряд). "Тоники" 10 линеаризована.

Сигнал управления манипулятором

10 формируется блоком 2 в совокупнос ти с высокочастотным генератором 1 и колебательным контуром 4, работа ко- 1б торых аналогична работе цепи, состоящей из блоков 1, 3,5., Кнопка 14 позволяет отключать напряжение управления с блока 8 инверсии и подавать на перестраваемый низкочастотный генератор 9 постоянное напряжение, которому соответствует звук постоянной высоты.

Импульсы с низкочастотного генератора., 9 через манипулятор 10 и тем- 2б броблок 11 поступают на усилитель

12 с акустической системой 13.

Генератор 15 ритма, подключаемый к входу усилителя 12; используется в устройстве как метроном. .Устройство работает следующим образом.

Положим, что. частота генератора

1 равна частоте резонанса колебательного контура 5 °

В этом случае характеристическое сопротивление системы максимально, энергопотребление ее мало. А так как через блок связи протекает ток ма лой величины, то на нагрузке детекто- 40 ра блока связи падение напряжения минимально (см. фиг. 2).

При внесении руки s область, где емкость "рука-обкладка" изменяется, начиная с 1 до 2 пФ (эта область и называется мензурой),емкость колебательного контура 4 и 5 увеличивается, а резонансная частота и характеристическое сопротивление контура уменьшаются, что приводит к возрастанию тока в блоке связи и росту напряжения на его выходе .

Сигнал управления (выходное напряжение) с блока 3 инвертируется блоком 8 и поступает на перестраиваемый низкочастотный (НЧ) генератор 9.Совокупность ВЧ генератора 1, блока 3, колебательного .контура 5, инвертора и НЧ генератора 9 обеспечивает форми" рование низкочастотных импульсов, частота следования которых зависит линейно от положения руки относительно элемента управления таким образом, что при удалении руки от него частота возрастает.

Применение электромузЫкального. обучающего устройства совместно с. методикой ускоренного обучения позволяет сократить период начального обучения и.развить музыкальные способности (чувство ритма, ладовый слух и т.п.) учащихся.

Устройство несложно и технопогично в изготовлении, имеет низкую себестоимость по сравнению с .известными классическимй музыкальными инструментами, используемыми в качестве обучащих (клавишные, струнные, духовые).

1082185 ение ммкф руюй исполвпмя и аеееа

ФАР

Составитель Л. Шарапова

Техред Л.Сердюкова Корректор С.Шекмар

Редактор П. Горькова

Тираж 433 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета; СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 3613/2

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Электромузыкальное обучающее устройство тоника Электромузыкальное обучающее устройство тоника Электромузыкальное обучающее устройство тоника Электромузыкальное обучающее устройство тоника 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к абстрактно-наглядному представлению системы музыкальной грамоты, в котором для его универсализации используют цветопсихологические обозначения в виде ассоциированных звуков с цветными кружочками или иными фигурами цвета радуги или разложения дневного света в одну линию сверху для правой руки, а снизу - для левой

Изобретение относится к методу нотной записи музыки для клавишных музыкальных инструментов с использованием цвета и может быть использовано для обучения начинающих музыкантов

Изобретение относится к методу нотной записи музыки для клавишных музыкальных инструментов с использованием цвета и может быть использовано для обучения начинающих музыкантов
Изобретение относится к области музыки и предназначено для обучения восприятию музыки
Наверх