Роликовый сферический подшипник

 

РОЛИКОВЫЙ СФЕРИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК, содержащий наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с тороидальной дорожкой качения, бочкообразные ролики и сепаратор с окнами для их размешения, имеюшими размер по их середине меньше диаметра ролика в среднем сечении, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечн мыч осев отве яние ней прох где сти и упрощения изготовления, переи сепаратора между телами качения в й плоскости выполнены по дуге, соствующей профилю ролика, а расстомежду центроидой роликов и внутреноверхностью перемычки в плоскости, дящей через ее край, равно (DW-dp-A-N), W - диаметр ролика в среднем сечении; М -разность между диаметром ролика и размером окна сепаратора в среднем сечении ролика , гарантирующая невыпадение роликов; Д -зазор между поверхностью ролика и окном сепаратора; 2 -число роликов в одном ряду подшипника; ctp -диаметр ролика на его торце.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК э(ю F 16 С 3346

1 г

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3455077/25-27 (22) 07.04.82 (46) 23.08.84. Бюл. № 31 (72) С. И. Злобин и Ю. М. Вайткус (71) Минский филиал Всесоюзного научноисследовательского конструкторско-технологического института подшипниковой промышленности (53) 621.822.6 (088.8) (56) 1. Патент Швеции № 130770, кл. 47 в 12, 1951 (прототип). (54) (57) РОЛИКОВЫЙ СФЕРИЧЕСКИЙ

ПОДШИПНИК, содержащий наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с тороидальной дорожкой качения, бочкообразные ролики и сепаратор с окнами для их размещения, имеющими размер по их середине меньше диаметра ролика в среднем сечении, отличаюи1ийся тем, что, с целью повышения долго„„SU„„1109545 A вечности и упрощения изготовления, перемычки сепаратора между телами качения в осевой плоскости выполнены по дуге, соответствующей профилю ролика, а расстояние между центроидой роликов и внутренней поверхностью перемычки в плоскости, проходящей через ее край, равно в = — (D W- dp-A- N), = Z гХ где DW — диаметр ролика в среднем сечении; — разность между диаметром ролика и размером окна сепаратора в среднем сечении ролика, гарантирующая невыпадение роликов; — зазор между поверхностью ролика и окном сепаратора; — число роликов в одном ряду подшипника; с1р -диаметр ролика на его торце.

1109545

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам ка гения.

Известен роликовый сферический подшипник, содержащий наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с тороидальными дорожками качения, бочкообразные ролики и сепаратор с окнами для их размещения, имеющими размер по их середине меньше диаметра ролика в среднем сечении (1).

Недостатком известного подшипника является то, что в начальный момент эксплуатации подшипника ведение роликов осуществляется замком окна сепаратора, что приводит к развороту ролика, повышению трения, и, как следствие, снижению долговечности.

Кроме того, в процессе эксплуатации происходит износ замка окна сепаратора, что приводит к заклиниванию роликов и разрушению подшипников в целом.

Целью изобретения является повышение долговечности подшипника и упрощение изготовления сепаратора.

Поставленная цель достигается тем, что в роликовом сферическом подшипнике, содержащем наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с тороидальной дорожкой качения, бочкообразные ролики и сепаратор с окнами для их размещения, имеющими размер по их середине меньше диаметра ролика в среднем сечении, перемычки сепаратора между телами качения в осевой плоскости выполнены по дуге, соответствующей проф ил ю ролика, а расстояние между центроидой роликов и внутренней поверхностью перемычки в плоскости, проходящей через ее край, равно

B — — (DW- dp-5 — N), где DW †диаме ролика в среднем сечении; — разность между диаметром ролика и размером окна сепаратора в среднем сечении ролика, гарантирующая невыпадение роликов;

Л вЂ” зазор между поверхностью ролика и окном сепаратора, — число роликов в одном ряду подшипника;

АР— диаметр ролика на его "îðöå.

На фиг. 1 изображен предлагаемый подшипник; на фиг. 2 -- подшипники, сечение, в поперечной плоскости; на фиг. 3 — сечение А А на фиг. 2; на фиг. 4 — — вид Б на фиг. 2; на фиг. 5 — — вид В на фиг. 2.

Роликовый сферический подшипник содержит наружное кольцо 1 со сферической дорожкой 2 качения, внутреннее кольцо 3 с тороидальной дорожкой 4 качения, бочкообразные ролики 5 и сепаратор б с окнами 7 и перемычками 8 между ними. Средний размер окон 7 меньше диаметра ролика 5 в его среднем сечении. Каждая из перемычек 8 сепаратора выполнена в осевой плоскости по дуге, соответствующей профилю ролика 5. Расстояние и между центроидой 9 роликов 5 и внутренней поверхностью перемычки 8 в плоскости, проходящей через ее край 10, равно

10 в = - (D&- d р — h - N),, где DVv — диаметр ролика в среднем сечении;

15 — разность окна сепаратора в среднем сечении ролика, гарантирующая невыпадение роликов; — зазор между поверхностью ролика и окном сепаратора;

20 — число рол иков в одном ряду подшипника; уф — диаметр ролика на его торце.

Характер контакта перемычки 8 сепаратора 6 поверхностью качения ролика 5 заключается в том, что линия их контакта лежит в осевой плоскости и выполнена по дуге, соответствующей профилю ролика, при этом проекция линии контакта перемычки с поверхностью ролика на горизонтальную плоскость (фиг. 4) дает прямую линию и в то жс время, перемычка сепаратора охватывает ролик (фиг. 5), удерживая его от выпадения, что обеспечивается меньшим размером окна на величину натяга Х в среднем сечении ролика.

Расстояние между центроидой ролика и

35 максимальным диаметром дуги перемычки равно (D dp Д ()

Ю которое определяется исходя из следующих положений.

Штампованный сепаратор проектируется таким образом, что внутренняя полость кон цов перем ычек и кольцеобр азн ых элементов сепаратора расположена на поверхности диаметра d, которая пересекает ро45 лики в их диаметральной плоскости ГГ, перпендикулярной оси симметрии 00 гнезда сепаратора (фиг. 2).

В плоскости ГГ наибол ший диаметр ролика равен D@. а окно должно иметь в этом же сечении размер DW N, обеспечивающий невыпадение ролика за счет натяга

На торцах диаметры ролика равны а первоначальное окно прямоугольной формы должно иметь размер dp + д „обеспечивак>щий свободное врагцение ролика в гнезде с зазором Л.

Так как в формировании окна участвуЕоТ две перемычки, то возвышение середи1109545 т. е.

Фиг.Z ны перемычек над поверхностью диаметра

d на величину в из-за увеличения диаметра их расположения получает приращение размера гнезда сепаратора, соответствующее середине ролика, на величину

Таким образом, 2ув

Dw- g= Ар+л+

2Я" P- )z

Контакт перемычки с роликом в среднем его сечении происходит в точке С.

При работе подшипника с предложенным сепаратором ведение ролика осуществля:; ется почти всей поверхностью перемычки сепаратора, что позволяет исключить разворот роликов и как следствие, снизить трение в подшипниках и повысить его долговечность.

11095 (5

Сосгавпзсль !3.11узанов

Рс.ш к ор 11.. (азарспко 1скрс i И. 1(срсс Корректор И. Муска

Заказ 5632,2 (ираж 772 ((одписное

ВНИИГ1И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, >К -35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ПГ1П «Г!атент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Роликовый сферический подшипник Роликовый сферический подшипник Роликовый сферический подшипник Роликовый сферический подшипник 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкции цельного сепаратора роликоподшипника, изготовляемого методом литья под давлением из пластмассы

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к комбинированным подшипникам

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в производстве роликовых цилиндрических подшипников

Изобретение относится к опорно-поворотным устройствам с упругими роликами преимущественно для боевых гусеничных машин, поворотных пусковых установок и т.п., где требуется безлюфтовость

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам качения

Изобретение относится к области машиностроения, а в частности к подшипникам качения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения, работающим в условиях вибрации, и может быть использовано, например, в грохотах, молотковых мельницах, выбивных решетках

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в авиационном двигателестроении, в котором применяются высокоскоростные и высоконагруженные роликовые подшипники

Изобретение относится к области машиностроения, а в частности - к подшипникам качения, работающим в узлах машин и механизмов
Наверх