Устройство для регистрации показателей работы транспортного средства

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее блок питания, выход которого соединен с входами датчиков и генератора импульсов,, выход которого подключен к первым входам первого, второго и третьего элементов И, выходы первого и второго датчиков соединены с вторыми входами первого и второго элементов И, выходы которых подключены к счетным входам соответственно первого и второго-счетчиков , выход третьего элемента И соединен со счетным входом третьего счетчика, элемент задержки и четвертый счетчик, отличаю, щееся тем, что, с целью повышения информативности устройства и расширения его функциональна возможностей путем регулирования расхода топлива транспортного средства, в него введены переключатель, блок управления,.элемент ИЛИ-НЕ, блоки памяти, триггеры, фсфмирователи импу/тьсов и ключ, вход которого, объединенный с входом переключателя , является входом электропитания устройства, выходы переключателя соединены с первьЫ и вторым входами блока управления, первый выход которого соединен с входом блока питания , формирователь импульсов подключен к первым входам первого и второго триггеров , выход последнего из которых соединен с управляющим входом ключа, выходы первого и второго датчиков через элемент ИЛИ-НЕ подключены к второму входу третьего элемента И, выход которого соединен с вторым входом первого триггера, выход которого через последовательно соединённые элемент задержки и второй формирователь импульсов подключен к счетному входу четвертого счетчика, к второму входз второго триггера и к входу первого блока памяти, выход i которого соединен с установочным входом четвертого счетчика,/ выходы первого ,второго и третьего элементов И через второй, третий и четвертьй блоки памяти соответственно подключены к -установочным входам первого, второго и третьего счетчиков,- выходы переключателя и-блока управления яв1C ляются вьпсодами устройства. 2. Устройство по п. 1, о т л и00 ю чающееся тем, что блок управления содержит реле, конденсатор и реле времени, первый вход блока упОд равления через последовательно соединенные размыкающие контакты первого и второго реле и замыкающий контакт первого реле времени соединен с первыми выводами обмоток реле времени, второй вход блока управления подключен .к первому выводуобмотки первого реле и к первому вЬкоду блока управления , первый вход которого через замыкающий контакт второго реле соединен с первыми выводами обмоток реле времени, которые через размы

СОЮЗ СОВЕТСКИХ соцИАлистичесних

РЕСПУБЛИК

ЗСб11 G 07 С 5/1О

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

no pEaAM изоБРетений v откРытий (21) 3632517/24-24 (22) 12 ° 08. 83 (46) 07.12.84. Бюл. № 45 (72) А.Н. Куренков и А.П. Красовский (53) 681.178(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР ,№ 688909, кл. G 07 С 5/10, 1979.

2. Авторское свидетельство СССР .

h» 890420, кл. G 07 С 5/10, 1980 (прототип). (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕП1СТРАЦИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА, содержащее блок питания, выход которого соединен с входами датчиков и генератора импульсов; выход которого подключен к первым входам первого, второго и третьего элементов И; выходы первого и второго датчиков соединены с вторыми входами первого и второго элементов И, выходы которых подключены к счетным входам соответственно первого и второго. счет чиков, выход третьего элемента И соединен со счетным входом третьего счетчика, элемент задержки и четвертый счетчик, о т л и ч а io щ е е с я тем, что, с целью повышения информативности устройства и расширения его функциональных возможностей путем регулирования расхода топлива транспортного средства, в него введены переключатель, блок управления,. элемент ИЛИ-НЕ, блоки памяти, триггеры, формирователи импульсов и ключ, вход которого, объединенный с входом переключателя, является входом электропитания устройства, выходы переключателя соединены с первым и вторым входами блока управления, первый выход которого соединен с входом блока пи„„SU„„1128276 А тания, выход которого через первый формирователь импульсов подключен к первым входам первого и второго триггеров, выход последнего из которых соединен с управляющим входом ключа, выходы первого и второго датчиков чеоез элемент ИЛИ-НЕ подключены к второму входу третьего элемента И, выход которого соединен с вторым входом первого триггера, выход которого через последовательно соединенные элемент задержки и второй формирователь импульсов подключен к счетному входу четвертого счетчика, к второму входу второго триггера и к входу первого блока.памяти выход

Ф которого .соединен с установочным входом четвертого счетчика,. выходы первого, второго и третьего элементов

И через второй, третий и четвертый блоки памяти соответственно подключены к установочным входам первого, второго и третьего счетчиков, выходы ® переключателя и.блока управления яв- 0® ляются выходами устройства. Ю

2, Устройство по и. 1, о т л и- ® ч а ю щ е е с я тем, что блок управ- фф ления содержит реле, конденсатор и реле времени, первый вход блока управления через последовательно соеди. ненные размыкающие контакты первого и второго реле и замыкающий контакт первого реле времени соединен с первыми выводами обмоток реле времени, второй вход блока управления подключен.к первому выводу обмотки первого реле и к первому вЫходу блока управления, первый вход которого через замыкающий контакт второго реле со- единен с первыми выводами обмоток реле времени, которые через размынен с первым выводом обмотки второго реле, вторые выводы реле и реле вре мени подключены к общей шине питания.

1 1.2 82 76 кающий контакт второго реле времени подключены к второму выходу блока уп. равления, третий вход которого соедиИзобретение относится к автомати. ческому контролю и учету работы двигателей.

Известно устройство для учета ра боты двигателей, транспортных средств 5 и механизмов, которое выполнено в виде электродвигателя C двумя счетными устройствами, из которых одно постоянно связано с валом редуктора этого двигателя, а другое присоединяется к этому редуктору на время работы двигателя под нагрузкой (11.

Недостатком этого устройства является низкая надежность, вызванная применением механических узлов. 15

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для регистрации показателей работы транспортного средства, содержащее блок питания, выход которого соединен с входами датчиков и генератора импульсов, выход которого подключен к первым входам первого, второго и третьего элементов И, выходы первого и второго датчиков соединены.с,вторыми входами первого и второго элементов И, выходы которых подключены к счетным входам соответственно первого и второго счетчиков, .выход третьего элемента И соединен 30 со счетным входом третьего счетчика,,элемент задержки, четвертый, пятый и шестой счетчики и элементы НЕ (21 .

Однако в известном устройстве отсутствует функция по экономии топлива, осуществляемая путем автоматического воздействия на принудительный останов двигателя в случае его нерационального использования в режиме 40 холостого хода во время эксплуатации, а регистрация параметров работы дви гателя в различных режимах производит ся лишь в период его работы, при остановке двигателя указанная регистра- 45 сия производится заново, с нуля, съем собранной информации производится только визуальным способом.

Целью изобретения является обеспечение экономии топлива на двигателях различных типов, сохранение их моторесурсов, а также повышение информативности о работе двигателя в различ. ных режимах в течение всего срока службы.

Эта цель достигается тем, что в устройство для регистрации показа! телей работы транспортного средства, содержащее блок питания выход котоЭ рого соединен с входами датчиков и генератора импульсов, выход которого подключен к первым входам первого, второго и третьего элементов И, выходы первого и второго датчиков соединены с вторыми входами первого и второго элементов И, выходы которых подключены к счетным входам соответственно первого и второго счетчиков, выход третьего элемента И соединен со счетным входом третьего счетчика, элемент задержки и четвертый счетчик, введены переключатель, блок управления, элемент ИЛИ-НЕ, блоки памяти, триггеры, формирователи импульсов и ключ, вход которого, объединенный с входом переключателя, является входом электропитания устройства, выходы переключателя соединены с первым и вторым входами блока управления, первый выход которого соединен с входом блока питания, выход которого через первый формирователь импульсов подключен к первым входам первого и второго триггеров, выход последнего из которых соединен с управляющим входом ключа, выходы первого и второго датчиков через элемен

ИЛИ-НЕ подключены к второму входу третьего элемента И, выход которого соединен с вторым входом первого триг гера, выход которого через последовательно соединенные элемент задержки и второй формирователь импульсов подключен к счетному входу четвертого счетчика, к второму входу второго триггера и к входу первого блока па276 4

Блок 4 управления содержит первое реле с обмоткой 39, размыкающим контактом 40 и замыкающим контактом 41, второе реле с обмоткой 42, размыкающим контактом 43 и замыкающим контактом 44, первое реле времени с обмоткой 45 и замыкающим контактом 46, второе реле времени с обмоткой 47 и размыкающим контактом 48, конденсатор 49.

Датчик 6 устанавливается на выходном валу коробки скоростей транспортного средства, датчик 7.- на валу рабочего органа машинного устройства.

Индикаторы 22-24 и 31 находятся в одном корпусе, который с целью осуществления постоянного контроля устанавливается на панели приборов машинного устройства.

Вся электросистема устройства выполнена в закрытом исполнении с оплом. бированием штепсельных разъемов.Устройство работает следующим образом.

При установке переключателя 3 зажигания в положение "1" (фиг. 2) производится включение ог аккумулятора

1 всего электрооборудования машинного устройства (выход 35), а при дальнейшем перемещении ключа 3 зажигания на некоторое время в положение "2 - . .происходит .включение стартера двигателя (выход 36) и подача напряжения на второй вход блока 4 управления, что приводит к срабатыванию его реле с обмоткой 39, удерживающегося в сработанном состоянии на время воэ" врата ключа 3 зажигания из положения

"2" .в положение "1" при помощи конден сатора 49, после чего реле становится на самоблокировку через замкнувшиеся контакты 40, а также к запитке блока 5 питания. После запуска двигателя питание электрической части машинного устройства происходит от генератора 2.

При работе двигателя в режиме по-. лезной транспортной нагрузки или в режиме полезной нагрузки при работе I рабочего органа машинного устройства замыкаются контакты датчиков 6 или 7 и на первых входах элементов И 8 или

9 появляются единичные потенциалы, что позволяет импульсам с генератора 12 пройти с их вторых входов на свои выходы. Далее .единичные потен-. циалы поступают на входы блоков 13 и 14 памяти и счетчиков 16 или 17, 3 1128 мяти, выход которого соединен с установочным входом четвертого счетчика, выходы первого, второго и третьего элементов И через второй, третий и четвертый блоки памяти соответст5 венно подключены к установочным входам первого, второго и третьего счетчиков, выходы переключателя и блока питания являются выходами устройства.

Кроме того, лок управления содержит реле, конденсатор и реле времени, первый вход блока управления через последовательно соединенные. размыкающие контакты первого и второго реле и замыкающий контакт первого

15 реле времени соединен с первыми выводами обмоток реле времени, второй вход блока управления подключен к первому выводу обмотки первого реле и к первому выходу блока управления, 20 первый вход которого через замыкающий контакт второго реле соединен с первыми выводами обмоток реле spe,мени, которые через размыкающий контакт второго реле времени подключены

25 к второму выходу блока упраВления, третий вход которого соединен с первым выводом обмотки второго реле, вторые выводы реле и реле времени подключены к общей шине питания..

На фиг. 1 приведена функциональнаяЗО схема устройства; на фиг. 2 — электрическая схема блока управления.

Устройство содержит аккумулятор 1,. генератор 2 двигателя, переключатель 3 который является ключом зажигания транспортного средства, блок 4 управления, блок .5 питания, первый 6 и второй 7 датчики, первый из которых .фиксирует работу двигателя под полезной транспортной нагрузкой, а второй 4О под полезной нагрузкой при работе рабочего органа транспортного средства, первый 8 и второй 9 элементы И, элемент ИЛИ-.НЕ 10, третий элемент И

11, генератор 12 импульсов, второй 13,45 третий 14 и четвертый 15 блоки памяти, первый 16, второй 17 и третий 18 счетчики, первый 19, второй 20 и третий 21 дешифраторы, первый 22, вто. рой 23 и третий 24 индикаторы, первый5б триггер 25, элемент 26 задержки, первый формирователь 27 импульсов, первый блок 28 памяти, четвертый счетчик

29, четвертый дешифратор 30, четвертый индикатор 31, второй триггер 32, ключ 33 и второй формирователь 34 импульсов. Кроме того, обозначены выходы устройства 35-38, 3 11282 а с выходов последних информация в двоичном коде преобразовывается дешифраторами l9 или 20 в десятичный код и поступает на входы индикаторов

22 или 23.

При одновременно неработающих двух датчиках 6 и 7 двигатель работает в режиме холостого хода, а на двух входах элемента ИЛИ-НЕ 10 находятся нулевые потенциалы, что обуславливает на его инверсном выходе наличие единичного потенциала. Это приводит к открыванию элемента И 11 по первому входу для прохождения импульсов с второго входа на его выход с генератора 12. Дальнейшее прохожпение импульсов аналогично рассмотренному.

Кроме этого, единичный потенциал с выхода элемента И 11изменяет состояние триггера 25, и появившийся на

" его прямом выходе единичный потенциал поступает на вход элемента сравнения и элемента 26 задержки. При превышении разрешенного времени работы двигателя в режиме холостого хода, установленного на элементе 26 зажерж. ки, на его выходе появляется единичный потенциал, который поступает на вход формирователя 27, а с выхода последнего - единичный импульс с параЗО метрами, аналогичными импульсам, вырабатываемым генератором 12. Дальнейшее прохождение импульса к индикатору 31, отсчитывающему количество нарушений установленного времени работы на холостом ходу, аналогично

35 рассмотренному, Кроме того, импульс изменяет состояние триггера 32 и на его инверсном выходе появляется нулевой потенциал, который поступает

40 на первый вход ключа 33. На второй вход этого ключа подано напряжение источников питания машинного устройства — аккумулятора 1 и генератора 2, которое с инверсного выхода ключа 33

45 подается на третий вход блока 4, заставляя срабатывать его реле с обмобкой 42. Это приводит к обесточиванию реле с обмоткой 39, а вместе с ним блока 5 питания что в конеч1 У

50 ном счете, приводит к обесточиванию реле с обмоткой 42, а также катушки зажигания карбюраторного двигателя (выход 37) и к остановке последнего.

Для остановки дизельного или газотурбинного двигателей в блоке 4

55 предусмотрены еще два реле времени с обмотками 45 и 47. Напряжение на эти реле времени поступает при крат

76 6,. ковременном срабатывании реле с об-моткой 42 и замыкании его контактов 43

При этом реле времени с обмоткой 45 срабатывает сразу же, а отпускает с задержкой для осуществления надежной его блокировки через собственный контакт 46 через время, необходимое для отпускания второго реле, Режимы работы обоих реле времени идентичны. Это позволяет через нормально закрытые контакты реле времени с обмоткой 47 запитать электромагнитный клапан (выход 38), который воздействует на перекрытие топлива в топливопроводе, что приводит к его остановке. Через время, на которое настроено реле времени с обмоткой 47,.оно срабатывает, размыкает свои контакты 48, снимает питание с электромагнитного клапана. и находится в таком положении до последующего запуска двигателя и срабатывания при этом реле с об-. моткой 39

При отсутствии в машинном устройстве рабочего органа оно становится транспортным средством, а структурная схема электронного блока изменяется путем изъятия следующих элементов (фиг. 1): датчика 7, элемента И 9., блока 14, счетчика 16, дешифратора 20 и индикатора 23, а элемент ИЛИ-НЕ 10 заменяется на элемент НЕ.

Кроме визуального съема информации о времени работы двигателя в различных режимах с индикаторов 22-24, а также о количестве нарушений с индикатора 31, устройство имеет возможность производить съем фиксированной информации в счетчиках импульсов пу-. тем подключения к устройству переносного блока съема. информации, для чего указанный блок своими входами должен быть соединен с выходами счетчиков 16-18 и 29.

С целью защиты своей электросхемы от внешнего вмешательства она выполнена в закрытом варианте с опломбированием всех штепсельных разъемов

Использование устройства позволит производить постоянный объективный учет времени работы двигателя на всех режимах нарастающим итогом, а также обеспечит экономию топлива путем активного объективного автоматического воздействия на принудительный останов двигателя в случае его нерациональ7 11282 7б 8 ного использования в режиме холосто- . двигателей всего парка машинных устго хода во время эксплуатации с одно- .,ройств различного применения в народвременным сохранением моторесурса ном хозяйстве страны.

112.8276 аг

Составитель Г. Усачев

Редактор И. Николайчук Техред Т.Фанта Корректор А. Тяско

Заказ 9065/38 Тираж 507 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рауаская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для регистрации показателей работы транспортного средства Устройство для регистрации показателей работы транспортного средства Устройство для регистрации показателей работы транспортного средства Устройство для регистрации показателей работы транспортного средства Устройство для регистрации показателей работы транспортного средства Устройство для регистрации показателей работы транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерению массы жидкостей, в частности топлива для двигателей внутреннего сгорания, при пропускании его через измерительные устройства непрерывным потоком

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в газобаллонной топливной системе ДВС для определения массы сжатого газа в баллоне

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при испытании, эксплуатации, статистическом анализе эксплуатационных показателей автотранспортного средства

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения количества топлива в топливном баке автомобиля

Изобретение относится к измерительной технике и может использоваться для измерения, учета и контроля расхода топлива двигателем внутреннего сгорания (ДВС) в процессе эксплуатации и мониторинга его состояния

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано для автоматизированного централизованного учета номеров транспортных объектов (вагонов, контейнеров) на территориях железнодорожных станций, портов, баз, складов и строительных площадок

Изобретение относится к устройствам для измерения технического ресурса тяговотранспортных машин

Изобретение относится к двигателестроению
Наверх