Фрикционно-обгонная муфта преимущественно инерционно- импульсных механизмов

 

ФРИКЦИОННО-ОБГОННАЯ МУФТА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ИНЕРЦИОННО-ИМПУЛЬСНЫХ МЕХАНИЗМОВ, содержащая концентрично установленные обойму, ступицу , фрикционный элемент, рычажный механизм привода с упором и управляющим элементом, причем последний шарнирно установлен на рычаге механизма привода, и соединен с фрикционным элементом, упор механизма привода установлен на ступице с истзможностью ограничения перемещения элемента управления, а ступица установлена на валу механизма привода с возможностью вращения и взаимодействия с фрикционным элементом, отличающаяся тем, что, с целью повьппения надежности в работе путем увеличения фрикционной поверхности фрикционного элемента и улучшения включения и выключения инерционно-импульсных механизмов, фрикционньй элемент выполнен в виде облегающей ступицу ленты и шарнирно закреплен на управляющем элементе привода и на обойме, управляющий элемент привода вьтолнен в виде зуб (Л чатого сателлита, а на внутренней поверхности обоймы вьтолнен зубчатый сектор, причем шарнирно закрепленный на рычаге привода управляющий элемент установлен между ступицей и обоймой с возможностью взаимодействия с зубчатым сектором последней. 4: 00 со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

4(51) F 16 D 41/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

re ДЕЛАМ ИЗОИРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

OllHCAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

g„: «"-(!! 3 фрцуи«ъ ю (21) 3689869/25-27 (22) 13.01.84 (46) 07.03.85. Бюл. В 9 (72) К.С.Иванов н А.В.Ишутин (71) Казахский политехнический институт им. В.И.Ленина (53) 621.825(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

В 531945, кл. F 16 D 4/07, 1974.

2. Авторское свидетельство СССР

У 912970, кл. F 16 D 41/00, 1980.

3. Авторское свидетельство СССР

У 1008530, кл. F 16 D 41/06, .1981 (прототип). (54)(57) ФРИКЦИОННО-ОБГОННАЯ МУФТА

ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ИНЕРЦИОННО-ИМПУЛЬСНЫХ МЕХАНИЗМОВ, содержащая концентрично установленные обойму, ступицу, фрикционный элемент, рычажный механизм привода с упором и управляющим элементом, причем последний шарнирно установлен на рычаге механизма привода.и соединен с фрикционным элементом, упор механизма

„„SU„„ II 4Äßßß А привода установлен на ступице с азэможностью ограничения перемещения элемента управления, .а ступица установлена на валу механизма привода с возможностью вращения и взаимодействия с фрикционным элементом, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности в работе путем увеличения фрикционной поверхности фрикционного элемента и улучшения включения и выключения инерционно-импульсных механизмов, фрикционный элемент выполнен в виде облегающей ступицу ленты и шарнирно закреплен на управляющем элементе привода и на обойме, управляющий 3 элемент привода выполнен в виде зубчатого сателлита, а на внутренней поверхности обоймы выполнен зубчать«й сектор, причем шарнирно закрепленный на рычаге привода управляющий элемент установлен между ступицей и обоймой с возможностью взаимодействия с зубчатым сектором последней.

1143906

Изобретение относится к области машиностроения, где может быть использовано в различных инерционноимпульсных механизмах для преобразования возвратно-качательного движения с переменной угловой скоростью во вращательное одностороннее движение или для передачи движения только в одном направлении.

Известна фрикционная ленточная 10 обгонная муфта "ЕФНИПР-1", содержащая наружную и внутреннюю обоймы, ленту, двуплечный рычаг, серьги и стержни, соединяющие ленту с двуплечным рычагом. 1 1.

Однако в такой муфте не обеснечивается надежное сцепление ленты с внутренней обоймой, возможна пробуксовка и смятие ленты. Кроме того, мал угол охвата лентой ведомого дис- щ ка, в результате чего передающий крутящий момент невелик. Сложность конструкции данной муфты определяет сравнительно большие ее габариты.

2S

Известна обгонная муфта, содержащая ведомую полумуфту в виде зубчатого колеса, ведущую полумуфту со смонтированным на ней водилом, установленную на ведомой полумуфте обой30 му с выступами, шестерню, смонтированную .на обойме и входящую в зацепление с зубчатым колесом, сателлиты, закрепленные на водиле, а также упоры, контактирующие с выступами обоймы при обгоне кольца, установленного на втулке с возможностью фиксированного углового перемещения, на котором, закреплены упоры, при .-т этом сателлиты кинематически связаны с зубчатым колесом, а водило расположено соосно с зубчатым колесом 2).

Однако работа этой муфты сопровождается динамическими ударами при. взаимодействии упоров и вслед- 4> ствие этого быстрым износом упоров.

Кроме того, необходимо большое количество сателлитов с упорами, чтобы они не изнашивались быстро, отсюда малая надежность муфты. Передающий крутящий момент у данной обгонной муфты .больше, чем у описанной, но

его величина ограничена прочностью эаклинивающих упоров, работающих в напряженном динамическом режиме.

Высокая сложность конструкции определяет относительно большие габариты данной обгонной муфты.

Наиболее близкой к изобретению пс технической сущности и достигаемому эффекту является муфта свободного хода, содержащая ступицу с коромыслом, шатун, ползун, размещенный на направляющей промежуточного диска и соединенный со свободными концами фрикционных колодок. Последние шарнирно закреплены на промежуточном диске, размещенном подвижно на валу ступицы. Диск с колодками размещен внутри обоймы. Движение ползуна по направляющей ограничено упором, в качестве которого может служить дно проточки диска 3).

Недостатками известной муфты являются сложность конструкции механизма привода фрикционных элементов из-за большого количества деталей и относительно малая надежность.

Величина передаваемого крутящего момента у известной муфты вьппе, чем у описанных, однако ее ограничивает относительно малый угол охвата обоймы фрикционными колодками, что также снижает надежную ее работу.

Сравнительно большие габариты известной муфты определены большими размерами фрикционных колодок и наличием большого количества деталей механизма их привода.

Белью изобретения является повышение надежности в работе путем увеличения фрикционной поверхности фрикдионного элемента и улучшение включения и выключения инерционно-импульсных механизмов.

Поставленная цель достигается тем, что во фрикционно-обгонной муфте, преимущественно инерционноимпульсных механизмов, содержащей концентрично установленные обойму, ступицу, фрикционный элемент, рычажный механизм привода с упором и управляющим элементом, причем последний шарнирно установлен на рычаге механизма привода и соединен с фрикционным элементом, упор механизма привода установлен на ступице с возможностью ограничения перемещения элемента управления, а ступица установлена на валу механизма привода с возможностью вращения и взаимодействия с фрикционным элементом, фрикционный элемент выполнен в виде облегающей ступицу тормозной ленты и шарнирно закреплен на управляющем элементе приводя и на обойме, управ-

3 1 ляющий элемент привода выполнен в виде зубчатого сателлита, а на внутренней поверхности обоймы выполнен зубчатый сектор, причем шарнирно закрепленный на рычаге привода управляющий элемент установлен между ступицей и обоймой с возможностью взаимодействия с зубчатым сектором последней.

На чертеже изображена фрикционная обгонная муфта.

Муфта содержит ведущую обойму 1, выполненную в виде колеса с внутренним зубчатым сектором, в зацеплении с которой находится зубчатый сателлит 2 управляющего элемента привода, размещенный шарнирно на водиле

3 между ступицей 4 и обоймой 1. Це лесообразно зубчатый сателлит 2 выполнять в виде сектора, с водилом

3 размещена ведомая ступица 4, охватываемая фрикционной тормозной лен.той 5,. которая одним концом шарнирно закреплена на ободе обоймы 1, адругим — шарнирно связана с сателлитом 2.

Ступица 4 установлена на ведомом валу приводного механизма с возможностью вращения и фрикционного взаимодействия с тормозной лентой 5. На цилиндрической поверхности ступицы 4 с возможностью ограничения перемещения зубчатого сателлита 2 и водила

3 выполнен упор. Причем последний с целью увеличения фрикционной поверхности между сателлитом и ступицей может быть выполнен в виде двух упоров, один из которых (упор 6) закреплен на сателлите, а другой, сопряженный с первым (упор 7), на цилиндрической поверхности ступицы 4;

Муфта работает следующим образом.

143906 4

15

Использование предлагаемого изобретения по сравнению с базовым объектом — обгонной муфтой 1-32i14 (МИЗ-61), позволит получить высокую надежность sa счет увеличения фрикци« онной поверхности взаимодействующих элементов. Кроме этого, надежность повышается за счет улучшения работы механизма .включения или выключения—

35,исключена возможность поломки принии. В результате зубчатый сателлит

2 начинает поворачиваться в обратную сторону и мгновенно ослабляет натяжение фрикционной ленты 5. Происходит размыкание ведущей обоймы 1 с ведомой ступицей 4, которая продолжает движение по инерции в прежнем направлении эа все время обратного хода.

После соприкосновения выступа 6, который служит упором сателлита 2, с унором 7 ступицы 4 происходит за- . мыкание этих звеньев и ведущая обойма 1, сателлит 2 и водило 3 вращаются как одно звено, не связанное со ступицей 4. При этом фрикционная тормозная лента 5 перемещается шарниром

6, что предотвращает ее смятие, задиры, заклинивание и т.д. Затем цикл повторяется.

Предлагаемое изобретение повышает надежность действия и величину передаваемого крутящего момента в 1,5 раза по сравнению с известными обгонными муфтами при уменьшении габаритов за счет большего угла облегчения тормозной лентой ступицы, .причем выполнение фрикционного элемента в виде ленты позволяет уменьшить габариты муфты,и за счет мини мального количества деталей механизма привода фрикционного элемента.

При прямом ходе ведущая обойма 1 обгоняет водило 3 вследствие инерционности его движения и передает вращение на зубчатый сателлит 2. В результате происходит натяжение фрикционной тормозной ленты 5, облегчающей ведомую ступицу 4, и замыкание ведущей обоймы 1 со ступицей 4. Передача движения на ведомую ступицу 4 происходит со скоростью u) ..

При обратном ходе в момент измекения направления вращения ведущей обоймы 1 водило 3 продолжает вращение по инерции в прежнем направлешены габариты устройства в 2-2,5 ра55 за, время монтажа и демонтажа устройства в 3-3,5 раза, стоимость устройства в 4-4,5 раза при увеличении .срока службы в 2-2,5 раза.

50 жимных устройств, осуществлено равномерное распределение величины передаваемого момента, уменьшен износ фрикционных элементов, использовано минимальное количество деталей. Это дает возможность повысить надежность устройства в два раза, а величину передаваемого момента — в 2-2,5 раза. Параллельно улучшены эксплуатационные характеристики муф гы — умень1143906

Составитель В.Розанов

Редактор Л.Гратилло Техред М.Надь Корректор И.Муска

Заказ 879/30 Тираж 898 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открьгтий

113035, Москва, И-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Фрикционно-обгонная муфта преимущественно инерционно- импульсных механизмов Фрикционно-обгонная муфта преимущественно инерционно- импульсных механизмов Фрикционно-обгонная муфта преимущественно инерционно- импульсных механизмов Фрикционно-обгонная муфта преимущественно инерционно- импульсных механизмов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения и разъединения валов в различных механизмах

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в приводах пуска двигателя автомобиля, в импульсных вариаторах и других высокоскоростных приводах машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных областях техники, где требуется осуществлять реверсирование ведомого вала при нереверсивных природных двигателях

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных бесступенчатых передачах, трансмиссиях и мотор-вариаторах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двухдвигательном приводе

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам свободного хода, и может найти применение, в частности, в импульсных приводах и устройствах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей автомобилей и сельхозмашин

Изобретение относится к механизмам свободного хода и может найти применение в импульсных вариаторах и для передачи полезного момента в одном направлении

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механизмам свободного хода, и может найти применение в импульсных вариаторах и для передачи полезного момента в одном направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах ускоренного перемещения, например, суппорта в металлообрабатывающих станках
Наверх