Рулевое управление судна на воздушной подушке

 

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ СУДНА НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУЩКЕ, имеющего корпус с проточной частью вентилятора, сообщенной с каналом для создания пропульсивно-рулевой тяги,содержащее рулевую колонку, шарнирно установленную на оси, штурвал, смонтированный на одном конце рулевой колонки с возможностью воворота относительно этой колонки и снабженный жестко закрепленным на нем рычагом, горизонтальные заслонки, расположенные на осях в канале, в вертикальные рули с 1 1чагами, установленные на осях снаружи канала, при этом горизонтальные заслонки и вертикальные рули связаиы с рулевой колонкой и штурвалом посредством механического привода, содержащего тяги горизонтальных заслонок, два угловых рычага и две жесткие тяги, каждая из которых одним концом шарнирно связана с одним из концов.соответствующего ей углового рычага, а также две жесткие тяги вертикальных рулей, отличающееся тем, что, с целью улучшения управляемости судна и упрощения выполнения апера1щй управления , ось рулевой колонки устаг новлена с возможностыо продольного перемещения и шарнирного взаимодействия рычагом штурвала, механический привод снабжен поворотной осью с тремя жестко связанными с ней рычагами, .один из которых размещен в ее средней части и шарнирно связан с вторым ;концом колонки, а остальные размещены по концам этой поворотной оси, и двумя задающими устройствами, при этом ось каждой горизонтальной заслонки снабжена жестко связанным с ней рычагом, шарнирно связанные с одним концом соответствующей ему тяги горизонтальной заслонки, а другой конец этой тяги шарнирно связан с ОДНГО1 из концевых рычагов поворотной оси, каждый рычаг вертикальных рулей выполнен угловым и одним концом шарнирно связан с одним из вертикальных рулей, а другим - с одним из кон (Л С цов одной из жестких тяг вертикальных рулей, каждое из задающих устройств содержит двуплечий рычаг, скобу и палец, при этом двуплечий рычаг шарнирно закреплен средней частью на корпусе судна, одни конец этого двуплечего рычага выполнен со сквозным продольным пазом скоба неподвижно закреплена на корпусе судна и имеет сквозной паз, спрофолированный по дуге, а палец установлен в паз-ах двуплечего рычага и CKO&I и шарнирно связан с другим одной из жестких тяг вертикальных рулей, при этом другой конец каждого двуплечего рычага шарнирно связан с вторым коццом одной из жестких тяг а второй конец -каждого углового рычага механического привода шарнирно связан с одним из концов оси рулевой колонки, при этом ось каждой горизонтальной заслонки расположена под углом к диаметральной плоскости судна.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (59 4 В 60 V 1/14

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ .

° Г» г чц ъ ю 1, (р г:"

t

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3568048/27-11 (22) 21.03..83 (4Ь) 07.04.88. Бюл. В 13 (72) В.В.Пластинин, О.И.Старостин, Ю.В.Иноземцев и М.Н.Виноградов (53) 629.113.39 (088.8) (56) Патент Франции В 2031502, кл В 60 V 1/OО, 1970. (54)(57) РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ СУДНА

НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ, имеющего корпус с проточной частью вентилятора, сообщенной с каналом для создания пропульсивно-рулевой тяги, содержащее рулевую колонку, шарнирно установленную на оси, штурвал, смонтированный на одном конце рулевой колонки с возможностью поворота относительно этой колонки и снабженный жестко закрепленным на нем рычагом, горизонтальные заслонки, распотэженные на осях в канале, в вертикальные рули с рычагами, установленные на осях снаружи канала, .при этом горизонтальные заслонки и вертикальные рули связаны с рулевой колонкой и штурвалом посредством механического привода, содержащего тяги горизонтальных заслонок, два угловых рычага и две жесткие тяги, каждая из которых одним концом шарнирно связана с одним из концов. соответствую щего ей углового рычага, а также две жесткие тяги вертикальных рулей, отличающееся тем, что, с целью улучшения управляемости судна и упрощения выполнения операций уп" равления, ось рулевой колонки установлена с возможностью продольного перемещения и шарнирного взаимодействия:c рычагом штурвала, механический.

- привод снабжен поворотной осью с тре-„„SU„„1169287 А мя жестко связанными с ней рычагами, один из которых размещен в ее средней части и шарнирно связан с вторым концом колонки, а остальные размещены по концам этой поворотной оси, и двумя задающими устройствами, при этом ось каждой горизонтальной заслонки снабжена жестко связанньм с ней рычагом, шарнирно связанньи с одним концом соответствующей ему тяги горизонтальной заслонки, а другой конец этой тяги шарнирно связан с одним из концевых рычагов поворотной оси, каждый рычаг вертикальных рулей выполнен угловьпк и одним концом шарнирно связан с одним из вертикаль- Б ных рулей, а другим — с одним иэ концов одной из жестких тяг вертикальных рулей, каждое из задающих устройств содержит двуплечий рычаг, скобу и

Ю палец, при этом двуплечий рычаг шарнирно закреплен средней частью на корпусе, судна, одни конец этого двуплечего рычага выполнен со сквозным продольным пазом, скоба неподвижно закреплена на корпусе судна и имеет сквозной паз, спрофолироваиный по дуге, а палец установлен в пазах двуплечего рычага и скобы и шарнирно связан с другим концом одной иэ жестких тяг вертикальных рулей, при этом другой конец каждого двуплечего рычага шарнирно связан с вторым концом одной из жестких тяг,,фо а второй конец .каждого углового рычага механического привода шарнирно связан с одним из концов оси рулевой колонки, при этом ось каждой горизонтальной заслонки расположена под углом к диаметральной плоскости судна.

1169287

Изобретение относится к судостроению, а именно к рулевым управлениям .судов на воздушной подушке.

Цель изобретения — улучшение управляемости судна и упрощение выполнения операций управления.

На фиг.1 изображена схема рулевого управления судна на воздушной подушке; на фиг.2 — схема движения воздушного потока через проточную часть вентилятора и канал для создания пропульсивно-рулевой тяги при движении судна вперед; на фиг.3 — то же, что на фиг .2, но при торможении судна; на фиг.4 — то же, что на фиг.2, но при повороте судна налево; на фиг.5 то же, что на фиг.2, но при повороте судна направо.

Рулевое управление судна на воздушной подушке, имеющего корпус 1 с проточной частью 2 вентилятора 3, сообщенной с каналом 4 для создания пропульсивно-рулевой тяги, содержит рулевую колонку 5, шарнирно установленную на оси 6, штурвал 7, смонтированный на одном .конце рулевой колонки 5 с возможностью поворота относительно этой колонки. Штурвал 7 снабжен жестко закрепленным на нем рычагом 8. Рулевое управление содержит также горизонтальные заслонки 9, расположенные на осях 10 в канале 4, и вертикальные рули 11 с рычагами 12, установленные на осях t3 снаружи канала 4. Горизонтальные заслонки 9 и вертикальные рули 11 связаны с рулевой колонкой 5 и штурвалом 7 посредством механического привода. Механический привод содержит тяги 14 горизонтальных заслонок 9, два угловых рычага 15 и две жесткие тяги

16, каждая из которых одним концом шарнирно связана с одним из концов соответствующего ей -углового рычага

15, а также две жесткие тяги 17 вертикальнык рулей 11.

В-;руле вом упр авле нии судн а н а во здушной подушке ось 6 рулевой колонки

5 установлена с возможностью продольного перемещения и шарнирного взаимодействия с рычагом 8 штурвала

7. Механический привод снабжен поворотной осью 18 с тремя жестко связан. ными с ней рычагами 19, 20 и 21. Рычаг 19 размещен в средней части поворотной оси 18 и шарнирно связан с вторым концом рулевой колонки 5,. а рычаги 20 и 21 размещены по концам

10 этой поворотной.оси 18. Ось 1О каждой горизонтальной заслонки 9 снабжена жестко связанным с ней рычагом

22, шарнирно связанным с одним концом соответствующей ему тяги 14 горизонтальной заслонки 9, а другой конец этой тяги 14 шарнирно связан с одним концевым рычагом, например рычагом 21, поворотной оси 18. Каждый рычаг 12 вертикальных рулей 11 выполнен угловым и одним концом шарнирно связан с одним иэ вертикальных рулей 11, а другим — с одним

15 концом одной и жестких тяг 17 вертикальных рулей 11.

Механический привод снабжен также двумя задающими устройствами, каждое из которых содержит двуплечий рычаг 23, скобу 24 и палец 25, при этом двуплечий рычаг 23 шарнирно закреплен средней частью на корпусе

1 судна, один конец двуплечего рычага 23 выполнен со сквозным продоль25 ным пазом 26. Скоба 24 неподвижно закреплена на корпусе 1 судна и имеет сквозной паз 27, спрофилированный по дуге. Палец 25 установлен в пазах 26 и 27 ишарнирно связан с дру30 гим концом одной жесткой тяги 17 вертикальных рулей 1t При этом другой конец каждого двуплечеro рычага 23 шарнирно связан с вторым концом одной из жестких тяг 16. Второй конец каждого углового рычага 15 механического привода шарнирно связан с одним концом оси 6 рулевой колонки. !

Ось 10 каждой горизонтальной заслонки 9 расположена под углом к диа40 метральной плоскости судна.

При нейтральном положении рулевой колонки 5 и штурвала 7 горизонтальные заслонки 9 и вертикальные рули

11 занимают среднее положение, воздух

45 от вентилятора 3 через проточную часть 2 и канал 4 вытекает в направлении, обратном движению судна.

Отклонение рулевой колонки 5 вперед или назад приводит к отклонению горизонтальных заслонок 9 соответствен-. н но вниз или вверх, вызывая управляющее воздействие на судно в вертикальной плоскости. Крайнее положение рулевой колонки 5 "На себя" обеспечи- <

55 вает полное закрытие горизонтальными заслонками 9 выходного сечения канала.

4. В этом случае воздух от вентилятора вытекает через решетку отклоняющих лопаток 28 в сторону движения судна, 1169287

lPuc. обеспечивая его торможение. Передача управляющего воздействия от рулевой колонки 5 к горизонтальным заслонкам

9 осуществляется посредством рычага .19, поворотной оси 18, концевых рычагов 20 и 21, тяг 14 и рычагов 22.

Поворот штурвала 7 осуществляет поворот вертикальных рулей 11 посредством рычага 8, оси 6 рулевой колонки 5, угловых рычагов 15, тяг

16, задающего устройства, состоящего из двуплечего рычага 23, скобы 24 и пальца 25, жестких тяг 17, рычагов

12 и шарнирных планок 29 вертикальных рулей 11. Поворот вертикальных рулей 11 отклоняет воздушный поток от вентилятора относительно направления движения судна, обеспечивая его управление в горизонтальной плоскости. Задающее устройство позволяет осуществить дифференцированное отклонение вертикальных рулей 11 с каждого борта судна. Например, при повороте штурвала 7 влево вертикальные рули 11 со стороны правого борта отклоняются на угол меньший, чем угол, на который отклоняются вертикальные рули со стороны левого борта.

В этом случае со стороны правого борта воздух отклоняется на некоторый угол, а со стороны левого — выход через решетку вертикальных рулей 11

5 перекрыт и воздух вытекает через решетку отклоняющих лопаток 28. Это позволяет увеличить управляющий момент относительно центра масс судна

;р в горизонтальной плоскости.

Расположение осей 10 горизонтальных заслонок 9 под углом к диаметральной плоскости судна уменьшает гидравлические потери воздушного потока при его реверсе;

Возможна совместная работа горизонтальных заслонок 9 и вертикальных рулей 11 путем одновременного поворота штурвала 7 и отклонения рулевой го Ko îHKH 5, Возможность поворота вертикальных рулей со стороны каждого борта судна на разный угол, а также возможность их отклонения совместно с горизонталь25 ными заслонками позволяют улучшить управляемость судна. Упрощение выполнения операций управления судном достигается совмещением функций реверса тяги и изменения направления движед0 сия судна в одном органе.

1169287

1I

Фиг. Г

1169287

Ut.

Редактор Н.Сильнягина

Техред М.Дидык

Корректор В. Бутяга Заказ 3368

Тираж 569 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Рулевое управление судна на воздушной подушке Рулевое управление судна на воздушной подушке Рулевое управление судна на воздушной подушке Рулевое управление судна на воздушной подушке Рулевое управление судна на воздушной подушке 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к скоростному рельсовому транспорту и касается конструирования экранодорожного транспорта для замены им существующих железнодорожных транспортных средств

Изобретение относится к транспортным средствам, например, на воздушной подушке и касается технологии конструирования двигателей и движителей, применяемых на наземных, водных, воздушных, космических и др

Изобретение относится к машиностроению, а именно к силовым установкам летательных аппаратов на динамической воздушной подушке

Изобретение относится к транспорту и касается конструирования транспортных средств на воздушной подушке

Изобретение относится к транспорту и касается создания транспортных средств на воздушной подушке, предназначенных для перемещения грузов по слабому болотистому грунту, например по тундре

Изобретение относится к транспортной технике на воздушной подушке и касается создания аппаратов на воздушной подушке, способных перемещаться по дорогам и в условиях бездорожья, обладая плавучестью

Изобретение относится к судостроению и касается создания аэродинамических судов с дисковыми движителями вертикального подъема и с маршевыми дисковыми движителями

Изобретение относится к судостроению и касается создания аэродинамических транспортных судов

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам управления воздушными винтами изменяемого шага (ВИШ) судов на воздушной подушке (СВП)
Наверх