Способ изготовления самосмазывающихся подшипников скольжения

 

1. СГОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ САМОСМАЗЬЮАЮЩИХСЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ, включгиощий формирование пористого спеченного вкладыша, его пропитку жидкой смазкой, герметизацию торцов вкладьша |и запрессовку в корпус, о т л ич а ющ и и с я тем, что, с целью повышения долговечности подшипников и увеличения нагрузок, перед пропиткой вкладыша зоздкой смазкой его предварительно пропитывают 0,7-1,2-ным раствором газообразующего вещества в легколетучем органическом растворителе в течение .0,5-1,0 ч и сушат при комнатной температуре в течение 1,52 ,0 ч. 2, Способ по п. 1, о т л и ч аю щ и и с я тем, что в качестве газоо6разукицего вещества берут органические порообразователи из группы: (Л . азоизобутиронитрил, диазОамина бензол , динитррзопентаметилентетрамин.

СОЮЗ СООЕТСНИХ

СОФОЮ

РЕСПУ6ЛИН (21) 3703422/22-02 (22) 22.12.83 (46) 15.09.85. Вюл. У 34 (72) Ю.И.Пустовойт, И.В.сайко, C.Н.Сильнягин и В.В.Сорока (71) Ростовский-на-Дону научно-исследовательский институт технологии машиностроения (53) 621.762.86(088.8) (56) Иошков А.Д. Пористые антифрикционные материалы. М.1 Машинострое-: ние, 1968, с. 34.

Авторское свидетельство СССР

9 943448, кл. F 16 С 33/10, 1979. (54)(57) 1. СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ САИО(ИАЗЦВАЮЩИХСЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ, включающий формирование пористого спе ченного вкладыша,. его пропитку жидкой

„„Я0„„1178551 (5Ц4 В 22 F 3/26, F 16 С 33/12 смазкой, герметизацию торцов вкладыша ,и запрессовку в корпус, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения долговечности подшипников и увеличения нагрузок, перед пропиткой вкладыша жидкой смазкой его предварительно пропитывают 0,7-1,2-ным раствором газообраэующего вещества в легколетучем органическом растворителе в течение .0 5-1,0 ч и сушат при комнатной температуре в течение 1,52,0 ч.

2. Способ по и. 1, о т л и ч аю шийся тем, что в качестве .газообраэующего вещества берут органические порообразователи иэ группы: .аэоизобутиронитрил, диаэоамина бенэол, динитрозопентаметилентетрамин. где à — газовое число порообраэова1 еля М3 /г ° р — плотность растворителя, г/смз1

К вЂ” коэффициент полноты разложения гаэообраэователя, равный 0,7-0,8.

В табл. 1 приводятся результаты расчета концентрации раствора для используемых газообраэователей.

Пример. Пористый, спеченный цилиндрический вкладыш из материала

ЖГр 1,5 пористостью 20% с наружным диаметром 50 мм и внутренним 28 мм пропитывают 1.0% раствором газообразующего вещества, например, аэоизобутиронитрила в ацетоне в течение

0,5 ч при 22 С. Сушат в течение 2 ч при комнатной температуре, Полученный пористый вкладыш пропитывают маслом И-50А (ГОСТ 207999-75) при

20-25 С в течение 24 ч. Затем торцы вкладыша герметизируют шлифованием

Изобретение относится к способам изготовления спеченных деталей, используемых в узлах трения, Цель изобретения — повышение долговечности и увеличение нагрузок.

Повышение долговечности работы подшипника осуществляется путем периодического принудительного вытеснения смазки из пор. В процессе работы самосмазывающегося подшипника сколь- 1@ жения происходит повышение темпера1 туры пористого спеченного вкладыша. следствие разности коэффициентов теплового объемного расширения материала вкладыша и жидкой смазки часть смазки выделяется на трущиеся поверхности.

При достижении температуры, соответствующей температуре газообразователя, происходит его разложение с образованием газа, под действием которого иэ пор вытесняется дополнительное количество смазки на рабочую поверхность. В подшипнике скольжения, изготовленном согласно предлагаемому способу, принудительное вытеснение смазки из пор происходит многократно

BliJIoTb до ее полного расходования.

Оптимальная концентрация газообраэдвателя в органическом растворителе определяется, исходя из условия полного вытеснения смазки из пор, рассчитывается по формуле

С вЂ” — - 100%, 1

К Гр

51 2 по известной технологии с использованием режимов: поперечная подача, 0,3-0,б мм/ход, скорость стола

13-18 м/мин, глубина резания 0,050,1 мм и запрессовывают в корпус

Нд подшипника по посадке -- -. АналоХ, гичным образом изготовляли образцы с использованием гаэообраэователей

ЧХЗ-18, ДАВ. При испытании подшипников скольжения, изготовленных согласно предлагаемому способу на машине трения СМЦ-2 при P=1 MIIa и V=0,7 м/с, наблюдалось периодическое многократное принудительное вытеснение смазки иэ пор с периодичностью от 1,0 до 3 ч.

Разультаты исследования приведены в табл. 2.

Статистический анализ результатов исследования показывает, что самосмазывающийся подшипник скольжения, изготовленный согласно известному способу (2J выдержал 3 ступени нагру7 эок, самосмазывающийся подшипник скольжения изготовленный согласно известному способу (13 — 5 ступеней, а самосмазывающийся подшипник скольжения, изготовленный по предлагаемому

I способу — все 7 ступеней нагрузок.

Кроме того, первый и второй варианты выходили из строя в результате возникновения процессов схватывания поверхностей трения, а третий вариант проработал беэ повреждений до конца испытаний. Проводились трибометрические исследования на длительность периода самосмазывания при скорости скольжения U=0,7 м/с и удельной нагрузке 1,0 ИПа подшипников скольжения, предварительно пропитанных раствором газообразующего вещества (например, ЧХЗ-57 в ацетоне) различной концентрации.

Результаты приведены в табл. 3.

В табл. 4 приведены экспериментальные значения изменения массы образцов при пропитке растворами газообраэователей в органических растворителях и их сушке.

Как видно иэ результатов испытаний, изложенных в табл. 4, увеличение массы образцов различных габари.тов при пропитке растворами укаэанных газообразователей достигает максимальных и стабильных зна ений при длительности пропитки в пределах

30-60 мин в зависимост от типа растворителя. При сугке образцов стабилизации массы образцов дости1178551

Как видно из таблицы, в результате применения предлагаемого способа изготовления самосмазывающихся подшипников скольжения, их долговечность увеличивается в 8-10 раз.

Т а блица 1

Газообразователь, торговая марка

Газовое

Плотность Концентрация растворителя, раствора, С, Ж г/см число, Г, см /г

Азоизобутиронитрил, ЧХЗ-57 (по ТУ6-03-365-78) 130-150 0,79 (ацетон) 1,00-1,20

Динитрозопентаметилентетрамин, ЧХЗ-18 200-230 0,79 (метанол) 0,69-0,79

Диазоаминабензол, ДАВ (по ТУ6-14-167-76) 120-150 0,88 (бензол) 0,90-1,22

Таблица 2

Способы изготовления подшипников скольжения

Режим нагружения

Известный (21

Известный (11

Предлагаемый

Температура трения, TOC

Ч, м/с

Коэффициент трения, р

Температура тре ния, Т С

Температура трения, T С

Коэффицициент тренияэ

Ко эффициент трения к, Р, МПа

60

0,7 0 50 0,076

63

0,7 0,85 0,078

0,7 1,20 0,080

85

50

0,7 1,55

0.7 1,90

95

2,25

0,7

0,7 2,6 галась при длительности сушки в пределах 90-120 мин.

Результаты сравнительных испытаний самосмазывающихся подшипников скольжения приведены в табл. 5.

0,110

0,106

0,110

0,099

0,098

0,044

0,041

0,038

0,036

0,036

0,037

0,040

1178551

Т а б л и ц а 3

Ф

Состав, Ф

Раствор газообразующего вещества

Концен" трация раствора.С, Ж

Количество смазки в

Коэффицивнт трения рб

Поверхностная температура, ТОС

55

52

52

0,038

51

0,050

Раствор газообразувщеro вещества

ЧХЗ-57 в ацетоне

Ъ порах каркаса после пропитки образца маслом

И-50А, r

0 5 . 7,1

0,7 6,9

1,0 6,8

1,2 6,5

1,5 6,0

0,045 0,036

0,038

Долговечность подшипника (длительность самосмазывания), ч. а(С 1С Ъ,! Ф

;! Ю

Ю

Ю О

Ю л

CQ

Ю

Ю л

О1

Ю

Ю л

Ю! ()

1 Ю о

I !

I, (;. o

СЧ б

° I

Ю О

Ю л

СО

Ю

Ю л

Ю и

Ю о

Е» ж а о х

v (б а х

О о

Гч

cd

1-1

Р Ъ

Ю л ь

Ю л

ОО

Ю л

ОЭ

Ю

Ю л

Щ

Ю о

Ф

Ю л ь и

Ю л о

СО о о л

Ю о

Ю о л

Ю

М

С .

Ю л

1 л!

5I

М аl ц> I о!

j0I

51

Ю

0 1 е

v 1 ц о х

Д I !

О л

СО л

CV л

СЧ л

Ю О л ь л о л л о

2 о (Ф л

M л (1 л е

i o

1 и3

1

1 — — — 4

I

Ф л

Р Ъ вЂ” — — — 4

1 ! Ю

I c

1

1 — - — — -1 л л

CV л л

1 Ij

I Ij

1" I:лю л

О1 л о о л

Р) л

) °

Р Ф Ф

Р со о

- х д!

Р д

С4 00

I à

00 0 ) л

Ю Р

Щ

7l

1 !. Ccj

1 Х cd

I L E

1 о и а о

Iev

Р,Л

1 о

Рч I Е

В- Й лГ cd

Рч д о

Р» cc) а X

Я

Ф

Р, 01 Х < 4 х я

11 & З Ж о

1ГЪ сО

С 3 а °

cd Х х ccj

Ю

jj х

z o а ."г

Ф v) g

О) а, cd lO! Р О

Н

Ф

v о о

t !

I

Г-ю

I .1 л!

1 jcl I

B t

ccl с6 а t

v

cjj 1

1 Х 1 х

Э

Р

5 I

Ф 1

1 л и

А

И

Ф

Е

ccj 1Г л

03 - Ь о ц ю

Гч «d а СЧ

OXI« II х а%и

1 Р. л-- Х ! о

1Р 1 E

jig tf

СО

СЧ

1 а ° а"

cd N сЧ х й

1 Ю 6Р Ж! !78551

1)7855) l0

Таблица 5 известному (1) известному (2) предлагаемому

0,4

Нагрузка Р, МПа

0,7

0,7

0,7

Коэффициент трения, Òð

0,1

0,08

0,04

60-69

90-100

50-55 от 1,0 до 3 ч

2,0-6,0

4,5-5,0

44-52

3,0-3 5

Составитель Т. Шевелева

Редактор С. Лисина Техред Ж.Кастелевич Корректор Л. Бескид

Заказ 5588/11

Тираж 747

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москна, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5 филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул; Проектная, 4

Технологические параметры

Скорость скольжения 7, м/,с

Поверхностная температура, Т С

Периодичность вытеснения смазки, ч

Длительность периода самосмаэывания, ч

Самосмазывающийся подшипник скольжения, изготовленный согласно способу

Способ изготовления самосмазывающихся подшипников скольжения Способ изготовления самосмазывающихся подшипников скольжения Способ изготовления самосмазывающихся подшипников скольжения Способ изготовления самосмазывающихся подшипников скольжения Способ изготовления самосмазывающихся подшипников скольжения Способ изготовления самосмазывающихся подшипников скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к химии полимеров, а именно к составам для пропитки изделий порошковой металлургии и пористого литья, применяемым для пропитки различных изделий порошковой металлургии, пористого литья, сварных швов, околошовной зоны и других пористых изделий методом погружения или нанесения с целью герметизации и защиты от коррозии

Изобретение относится к металлургии и получению армированных композиционных материалов и отливок и может быть использовано для получения пропиткой композиционных материалов (КМ), имеющих армирующий углеграфитовый каркас, которые работают в агрессивных средах в качестве торцевых уплотнителей, подшипников скольжения, направляющих, токосъемников и т.п
Наверх