Двухскоростной регулятор частоты вращения

 

ДВУХСКОРОСТНОЙ РЕГУЛЯТОР ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ, содержащий двухступенчатую коробку передач и узел переклочения, отличающийс я тем, что, с целью расширения , функциональных возможностей путем обеспечения автоматического переключения передач при изменении частоты вращения ведущего вала, узел переключения вьтолнен в виде двух центробежных колодочных муфт, одна из которых выполнена с нормально замкнутыми , а другая - нормально разомкнутьми колодками, ведущая полумуфта которых связана с ведущим валом, а . ведомые полумуфты - с соответствующими ступенями коробки передач.

(1Е а) ур4 р 6 0 27 02 43/18

ВСРХОММАЯ

13 „,:,;„1:.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ фЯ» дЯ )ТВКА р р, > а э ева аФВамВ »

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИИ

Н ABTOPCMOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ г (21) 3753899/25-27 (22) 13. 06. 84 (46) 15. 12.85. Бюл. У 46, (71) Мезкентский горно-обогатительный комбинат . (72) В.С. Балабин и Ю.Г. Дюкарев (53) 621. 825. б (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

9 127115, кл. F 16 0 27/02, 1959. (54)(57) ДВУХСКОРОСТНОЙ РЕГУЛЯТОР

ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ, содержащий двухступенчатую коробку передач и узел переключения, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью расширения, функциональных возможностей путем обеспечения .автоматического переключения передач при изменении частоты вращения ведущего вала, узел переключения выполнен в виде двух центробежных колодочных муфт, одна из которых выполнена с нормально замкнутыми, а другая - нормально разомкнутыми колодками, ведущая полумуфта которых связана с ведущим валом, а, ведомые полумуфты — с соответствующими ступенями коробки передач. гатах.

Целью изобретения является расширение функциональных воэможнос— тей устройства путем обеспечения автоматического переключения передач коробки скоростей при изменении часг тОты вращения, что позволяет сохра- 10 нять частоту вращения маслонасоса при аварийной остановке агрегата., Это обеспечивает нормальную смазку подшипников цри остановке высокоскоростного-агрегата. 15

На фиг. 1 изображена схема предлагаемого устройства, на фиг. 2— разрез А-А на фиг. 1, на фиг. 3— вариант практического выполнения устройства. 20

Устройство состоит из ведущего 1 и ведомого 2 валов двух зубчатых кинематических цепей коробки передач и узла переключения в виде двух центробежных муфт. 25

Центробежные муфты имеют общую ведущую полумуфту 3, выполненную с пазами, в которых расположены нормально замкнутые колодки 4 с пружинами 5 и нормально разомкнутые колодки 6 с винтами 7 и пружинами 8 .ведомую полумуфту 9, выполненную с валом 10, и ведомую полумуфту 11, выполненную с удлиненнои ступицей 1

12

Колодки 4 прижаты к поверхности

35 трения полумуфты 9 пружинами 5 с усилениями, обеспечивающими момент сил трения муфты при запуске, превосходящей пусковой момент. Масса колодок

4 выбирается такой чтобы обеспечиЭ

40 вался их отход от поверхности трения полумуфты 9 под действием центробежных сил при достижении заданно и угловой скорости ведущей полумуфты 3.

Нормально разомкнутые колодки 6 посредством винтов 7 и пружин 8 поджаты к ведущей полумуфте 3. Масса колодок 6 и сила пружин 8 выбирается такой, чтобы н достижении задан50 ной угловой скорости ведущей полумуф. ты 3 обеспечивался необходимый момент сил трения при замыкании с поверхностью трения ведомой полумуфты 11 °

Первая зубчатая кинематическая цепь коробки передач содержит зубчатое колесо 13, закрепленное на валу 10 полумуфты 9, и шестерню 14, Изобретение относится к машиностроению в частности может быть использовано в высокооборотных агреt 198276 з смонтированную на ведомом валу 2.

Количество зубьев зубчатого колеса

13 больше количества зубьев шестерни 14.

Вторая кинематическая цепь включает зубчатое колесо 15, закрепленное на ступице 12 дополнительной ведомой полумуфты 11, взаимодействующее с зубчатым колесом 16, закрепленным на ведомом валу 2. Количество зубьев зубчатого колеса 15 и зубчатого колеса 16 одинаково.

Устройство работает следующим образом.

При запуске устройства крутящий момент ведущего вала 1 передается от ведущей полумуфты 3 к ведомой полумуфте 9 посредством колодок 4, прижатых пружинами 5 с вала 10 зубчатым колесом 13, взаимодействующим с шестерней 14, на ведомый вал 2.

В этом случае ведомый вал 2 получает ускоренное вращение, зависящее от отношения зубьев в кинематической цепи.

По мере возрастания угловой скорости ведущей полумуфты 3 силы прижатия нормально замкнутых колодок 4 и нормально разомкнутых колодок 6 уменьшаются благодаря возрастанию действующих на колодки центробежных сил. По достижении заданной угловой скорости ведущей полумуфты 3 колодки

4 размыкаются, а колодки 6 начинают вступать во взаимодействие с поверхностью трения ведомой полумуфты 11, затем замыкаются.

Полумуфта 11 до начала взаимодействия с колодками 6 вращается в том же направлении посредством второй кинематической цепи, зубчатого колеса 16, взаимодействующего с колесом 15, со скоростью, равной скорости вращения ведомого вала 2, с опережением вращения ведущей полумуфты 3. Это позволяет выполнить муфту с кратковременным разомкнутым состоянием в период переключения, когда нормально замкнутые колодки

4 уже разомкнулись, а нормально разомкнутые колодки 6 еще не замкнулись, что обеспечивает плавное переключение передачи крутящего мо--. мента от ведущей полумуфты 3 к полумуфте 11, связанной со второй кинематической цепью передачи,. зубчатым колесом 15, которое взаимодействует с колесом 16, закрепленным на ведомом валу.

3 11982

Таким образом, после переключения на ведомую полумуфту 11 — ведомый вал начинает вращаться с той .же скоростью, что и ведущий.

При остановке устройства описанное переключение передачи происходит в обратной последовательности.

В этом случае при снижении угловой скорости ведущей полумуфты 3 до заданной нормально разомкнутые колодки 6 размыкаются с полумуфтой 11 а нормально замкнутые колодки 4 начинают взаимодействовать с поверхностью трения полумуфты 9, которая г до взаимодействия вращается в том же направлении посредством шестерни

14 и зубчатого колеса 13, первой кине. матической цепи. При замыкании колодок 4 передача крутящего момента про.—

20 исходит от ведущей полумуфты 9 посредством вала 10, зубчатого колеса .13, взаимодействующего с шестерней

14, на ведомый вал 2, который на76 4 чинает вращаться с большей частотой вращения чем ведущий вал.

В варианте практического выполнения устройства (фиг. 3) предусмотрена его установка на серийный турбокомпрессор. Монтируется устройство на существующую скобу 17 редактора, вместо снятого насоса передним фланцем 18, задний фланец 19 устройства выполнен с возможностью установки кулачковой муфты 21 — соединения насоса с ведомым валом 2, а на скобе 2 1 крепится насос.

Предлагаемое устройство позволяет повысить надежность обеспечения смазкой высокооборотного агрегата при остановке, связанной с отключением энергии, когда нет возможности включить дополнительный маслонасос, а снижение частоты вращения основного маслонасоса приводит к снижению его производительности, уменьшению подачи масла в подшипники и выходу их из строя.

1198276

1198276

Составитель А.Рунов

Техред Т.Дубинчак

Корректор И.Эрдейи

Редактор Н.Горват

Заказ 7705/36

Тираж 897 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Двухскоростной регулятор частоты вращения Двухскоростной регулятор частоты вращения Двухскоростной регулятор частоты вращения Двухскоростной регулятор частоты вращения Двухскоростной регулятор частоты вращения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области расположения и монтажа передач транспортных средств, в частности к устройству муфт сцепления
Наверх