Самостопорящееся резьбовое соединение

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

151) 4

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3759051/25 — 27 (22) 18.05.84 (46) 30.01.86. Бюл. № 4 (72) С. Г. Науменко (53) 621.882.3(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 773321, кл. F 16 В 39/28, 1978.

Орлов П.И. Основы конструирования кн.3. — М.:11ашиностроение, 1977, с 309, рис. 630.П. (54) (57) 1. САМОСТОПОРЯЩЕЕСЯ РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ, содержащее гайку с разрезной обжатой упругой коронкой и резьбовой стержень, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности стопорения, в гайке в зоне коронки выполнены стопорные зубчики пирамидальной фор„„SU„„1208342 А мы, расположенные по винтовой линии с осевым шагом, равным шагу основной резьбы и имеющим угол профиля в осевой плоскости меньший, а выс»ту большую, чем у основной резьбы, во впадинах резьбы стержня выполнены углубления, соответствующие форме зубчиков гайки и расположенные в окружном направлении с шагом, равным шагу зубчиков гайки или кратным ему.

2. Соединение по п.1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что стопорные зубчики гайки и ответные углубления на стержне в окружном сечении имеют форму неравнобочной трапеции, одна из боковых сторон которой направлена по радиусу к оси соединения, а вторая наклонена в сторону завинчивания. 1 2083

40

45. >О

Изобретение относится к машиностроению, конкретнее к крепежным соединениям.

Цель изобретения — повышение надежности стопорения резьбового

Г соединения.

На фиг. 1 изображено резьбовое соедишение; на фиг. 2 — то же„вид сверху; на фиг. 3 — узел I на фиг.1; на фиг. 4 — узел II на фиг.2; на фиг. 5 — вариант разборки соединения.

Устройство состоит из гайки 1 и резьбового стержня 2. Гайка 1 выполнена : коронкой 3, разрезанной на четыре равные части. Коронка 3 имеет стопорные элементы — пирамидальные зубчики 4. С целью беспрепятственной фиксации стопорными элементами стержня они образованы в резьбе коронки, о имеющей угол профиля, на 20-30 мень-;,0 ший и высоту несколько большую,чем у- основной (например, метрической) резьбы гайки. Этот профиль резьбе коронки можно придать после выполнения основной резьбы вторычным проходом резьбообразующего инструмента или использовать для этого комбинированный инструмент. Стопорные зубчики могут быть образованы в резьбе просечкой на штампе специальным зубонарезным пуансоном или другими известными способами. Участок выполнения их ограничен внутренней кольцевой проточкой, служащей для выхода инструмента. Они имеют профиль неравнобоких трапеций, у которых одна боковая сторона наклонена в сторону завинчивания, а другая расположена по радиусу к оси соеципения. Зубчики расположены равномер- но по диаметру резьбы или же по

2-3 в кажцой части разрезанного витка коронки, после чего коронка об>кимается и гайка подвергается термообработке для придания лепесткам коронки упругих свойств. Стопорные элементы гайки-зубчики 4 находятся в зацеплении со стопорными элемента-. ми резьбового стержня — углублениями

5 зыполненными накаткой по впадине резьбы стержня с учетом угла наклона обжатой коронки к оси гайки. Углубления повторяют форму контактирующей части зубчиков, расположены равномерно по окружности с шагом, равным шагу зубчиков или меньшим его на целое число., т.е. выполнены с таким ра.четом, чтобы количество угпублений накатки равнялось теоретическому

42 2 количеству зубчиков (в случае их равномерного расположения по диаметру резьбы неразрезанной коронки) или превышало их на целое число. Накатка выполняется на размере, превышающем длину стопорной части гайки на 3-5 мм, и следовательно, не ослабляет основную резьбу стержня.

С целью предотвращения быстрого износа и увеличения стойкости стопорных элементов стержня, участок их расположения подвергается термообработке.

Стопорение соединения происходит следующим образом.

Гайка 1 завинчивается основной резьбой на резьбу стержня 2, после чего вступают в зацепление стопорные элементы — зубчики 4 и углубления 5 накатки стержня. При завинчивании гайки, стопорные зубчики

4 передвигаются по впадине резьбы стержня и постоянно входят и выходят из зацепления с углублениями

5 благодаря упругим свойствам коронки гайки, что позволяет проводить беспрепятственную полную затяжку соединения, после чего они окончательно фиксируются в одном положении.

С целью облегчения процесса разборки и многократного использования деталей резьбового соединения применяется разжимная втулка 6.Для этого самоконтрящаяся гайка имеет со стороны коронки внутреннюю конусную проточку, переходящую в цилиндрический участок. Воздействуя на разжимную втулку 6 в осевом нап— равлении, обеспечивают контакт ее рабочей поверхности с коронкой гайки. При этом разжимная втулка 6 своей рабочей поверхностью, имеющей тот же профиль и размеры, что и внутренняя входная часть гайки со стороны коронки, разжимает упругие лепестки коронки, тем самым выводит из зацепления зубчики стопорной части гайки, и оставаясь зафиксированной по сопрягаемой цилиндрической поверхности, позволяет проводить беспрепятственную разборку соединения. Разжимную втулку 6 можно использовать также и при сборке соецинения, предварительно зафиксировав ее с гайкой по сопрягаемым цилиндрическим поверхностям.

При разборке соединения без применения разжимной втулки 6 необходиз мо приложить к гайке усилие отвинчивания, превьпцающее силу сцепле12083ч" 4 ния стопорных элементон резьбового соединения

1208342

50c?. 5

ВНИИПИ Заказ 228/47 Тираж 777 Подписное

Ьилиал ППЛ "Патент", r.Ужгород, ул.Проектная, 4

Самостопорящееся резьбовое соединение Самостопорящееся резьбовое соединение Самостопорящееся резьбовое соединение Самостопорящееся резьбовое соединение 

 

Похожие патенты:

Гайка // 1200000

Болт // 2115035
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для резьбовых элементов, работающих в условиях знакопеременных нагружений и значительных вибраций

Болт // 2116527
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для резьбовых элементов, работающих в условиях вибрационных нагружений

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении различного типа оборудования

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для стопорения соединений, работающих в условиях сильной и долговременной вибрации

Изобретение относится к стопорящимся резьбовым соединениям и касается таких крепежных изделий, принцип действия которых предусматривает заклинивание для стопорения или защемления резьбы с целью предотвращения нежелательного ослабления затяжки резьбового соединения

Изобретение относится к области машиностроения, к деталям машин, к устройствам стопорения резьбового соединения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для крепления конструктивных элементов в машинах и механизмах

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к резьбовым соединениям со средствами стопорения

Изобретение относится к конструкциям крепежных деталей в машиностроении
Наверх