Защитное клапанное устройство для многоконтурной пневматической тормозной системы автотранспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (ц 4 В 60 Т 11/32

/ ф П..-:- г,, .

3,с"к г

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АBTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3787621/27-11 (22) 10.07.84 (46) 15.02.86. Бюл. № 6 (71) Полтавский автоагрегатный завод им. 60-летия СССР и Всесоюзное промышленное объединение «Союз автоагрегат» (72) С. И. Руденко, И. В. Яровой, Н. П. Решетник, П. П. Ковба, М. И. Дронин и Б. А. Волошин (53) 629.113-59 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1117239, кл. В 60 Т 11/32, 1983, (54) (57) 1. ЗАЩИТНОЕ КЛАПАННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ МНОГОКОНТУРНОЙ

ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ТОРМОЗНОЙ СИС„„SU„„1211113 А

ТЕМЫ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержагцес напорную магистраль, подключенные к ней крез псрепускные клапаны раздаточные магистрали, вспомогательные магистрали с дросселями, подключенные параллельно перепускным клапанаи, обратные клапаны не менее чем в двух раздаточных магистралях, поршни перепускных клапанов, от,гичающееся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем уменьшения времени подготовки автотранспортного средства к движению после длительной стоянки, не менее чем в двух вспомогательных магистралях установлены неразгруженные перепускные клапаны, 12!11!3

2. Устройство по п. 1, orличающееся тем, что на нижнем торце поршня не менее чсм двух перепускных клапанов выполнено седло, контактирующее с внутренней поверхностью клапанного элемента, охватывающего нижнюю часть поршня, причем голость, образованная упомянутой внутренней поверхностью клапанного элемента н торцсм поршня, связана с раздаточной магистралью через канал в теле клапанного элемента, расположенный между упомянутым седлом торца поршня и наружным седлом клапанного элемента, подпружиненного со стороны раздаточной магистрали.

3. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что, с целью расширения эксплуатаИзобретение относится к автомобилестроению, в частности к защитным устройствам пневматических тормозных систем автотранспортных средств.

Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей путем уменьшения времени подготовки автотранспортных средств к движению после длительной стоянки.

На фиг. 1 представлена принципиальная схема защитного клапанного устройства; на фиг. 2 — вариант конструктивного исполнения устройства; на фиг. 3 — — разрез А --А на фиг. 2; на фиг. 4 узел 1 на фиг. 3; на фиг. 5 разрез Б — Б на фиг. 2.

С напорной магистралью (фиг. 1) через церепускные кл апаны 2 — 5 соединены раздаточные магистрали 6 — 9. Параллельно перепускным клапанам 2 — 5 подключены соответственно вспомогательные магистрали 10 — -13 с дросселями 14 — 17. и

Защитное клапанное устройство содержит обратные клапаны 18 и 19, а также неразгруженные перепускные клапаны 20 и 21 во вспомогательных магистралях 10 и 11 соответственно.

Обратные клапаны 18 и 19 предотвращают выход воздуха из раздаточных магистралей 8 и 9 в случае повреждения напорной магистрали 1 или какой-либо раздаточной магистрали. При этом обратные клапаны 18 и 19 могут быть ус30 тановлены как перед перепускными клапанами 4 и 5 и вспомогательными 12 и 13, так и после них, в связи с чем на схеме (фиг. 1) обратный клапан !8 показан перед перепускным клапаном 4 и вспомогательной магистралью 12, а обратционных возможностей, неразгруженные перепускные клапаны выполнены с элементами регулировки усилия пружин.

4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что поршни не менее чем двух перепускных клапанов выполнены с хвостовиками, взаимодействующими своими цилиндрическими поверхностями с клапанными элементами, причем на клапанных элементах герметично закреплены клапаны, контактирующие седлами, выполненными на верхних торцевых поверхностях, с нижними торцевыми поверхностями поршней, а упомянутые хвостовики выполнены с дроссельными каналами и упорами, установленными с возможностью взаимодействия с упомянутыми клапанными элементами. ный клапан 19 — за перепускным клапаном 5 и вспомогательной магистралью 13.

Аналогично не имеет принципиального значения место установки дросселей 14 и 15 по отношению к неразгруженным перепускным клапаном 20 и 21, поэтому на схеме (фиг. 1) дроссель 4 показан перед клапаном 20, а дроссель 15 — за клапаном 21.

Воздух от компрессора через напорную магистраль 1 поступает к перепускным клапанам 2 — 5 во вспомогательные магистрали !

0 и 1 и к неразгруженным перепускным клапанам 20 и 21.

При достижении определенного давления. определяемого регулировкой перепускных клапанов 4 и 5, последние открываются, причем процесс открытия поддерживается сжатым воздухом, ранее появившимся позади перепускных клапанов 4 и 5 от напорной магистрали 1 Но вспомогательным магистралям 12 и 13. При дальнейшем росте давления происходит открытие неразгруженных перепускных клапанов 20 и 21, в результате чего сжатый воздух поступает в раздаточные магистрали 6 и 7.

При достижении определенного давления, определяемого регулировкой перепускных клапанов 2 и 3, происходит их открытие, причем процесс их открытия поддерживается сжатым воздухом, поступившим в раздаточные магистрали 6 и 7 через неразгруженные перепускные клапаны 20 и 21.

Когда система полностью заряжена сжатым воздухом, обеспечивается подпитка раздаточных магистралей 8 и 9 от раздаточных магистралей 6 и 7, что позволяет выполнить

1211113 тормозные контуры, связанные с раздаточными магистралями 8 и 9, без ресиверов (или с ресиверами уменьшенного объема). В результате время подготовки к движению автотранспортного средства может быть значительно снижено. Например, в слу«ае отсутствия ресиверов на раздаточнь)х магистралях 8 и 9 время подготовки к движению составит 9 с, так как в данном случае необходимо только подать воздух в аварийные. полости пневмопружинных тормозных камер и на цилиндр включения механизма сцепления.

Защитное клапанное устройство (фиг. 2 и 3) содержит корпус 22, поршни перепускных клапанов 23 с герметично закрепленными на них клапанами 24 для двух раздаточных магистралей 6 и 7, поршни перепускных клапанов 25 для остальных раздаточных магистралей 8 и 9, манжето-клапаны 26, герметично закрепленные на торцах цилиндров перепу скных клапанов раздаточных магистралей 8 и 9, крышки 27, прикрепленной к корпусу 22 болтом 28. Все порп)ни 23 и 25 имеют радиальные отверстия 29 и аксиальные дроссельные отверстия 30, которые являются элементами вспомогательных магистралей 0 — 13 (фиг. 1) .

На нижних торцах поршней 23 выполнены седла 31, контактирующие с внутренними поверхностями 32 клапанов 24, причем последние совместно с нижними торцами поршней 23 образуют полости 33, связанные с раздаточными магистралями 6 и 7 отверстиями 34, выполненными между седлами 35 клапанов 24 и седлами 31 поршней 23. Клапаны 24 подпружинены пружинами 36 со стороны раздаточных магистралей 6 и 7. Клапаны 24 совместно с седлами 31 и пружинами 36 образуют неразгруженные перепускные клапаны 20 и 21 (фиг. 1). На фиг. 4 представлен вариант конструкции неразгруженного перепускного клапана, в котором с целью повышения точности регулировки открытия клапана введены элементы регулировки усилия пружин.

Защитное клапанное устройство работает следующим образом.

Сжатый воздух от напорной магистрали 1, огибая лепестки манжето-клапанов 26, через отверстия 29 и 30 поступает в раздаточные магистрали 8 и 9. Одновременно давление сжатого воздуха воздействует на поршни 25 и 23 и через отверстия 29 и 30 на поверхности 32, ограниченные седлами 31 поршней 23.

При достижении определенного отрегулированного давления поршни 25, преодолевая усилия пружи н, перемещаются вверх, обеспечи вая непосредственное поступление воздуха в раздаточные магистрали 8 и 9.

Одновременно сжатый воздух, преодолевая

55 усилие пружин 36, откр! !вает !)Онсрхп!)с,ll

32 от седел 31, в рс;!ул ьтате !его воздуx поступает в полости 33 и далее через отверстие 34 в раздаточные магистрали 6 и 7. При дальнейшем повып)енин давлсНИЯ ПРОИСХОДИТ ПPj>CХIЕЩЕHHC ВВPРХ ПОР!! НрН 23, что приводи г и непосре гствен)!Ом" поступлению воздуха в раздаточные м! I I,ë роли 6 и 7

При выходе из строя, например, !)аздаточной хlа истра.зн 7 пр! . и!),,),,Оi 1 ),;) заряженной системе и неработающем компрессоре давлен):,е в раздаточных .;.пгис)ралях 8 и 9 нс изменится, благо паря наличию манжсто-клапанов 26, которые срабатывают как обрат ные клапаны и 19, а давление в исправной р; здаточной магистрали 6 будет уменьшать!я.

Вследствие этого от ai>çäå Hcò HH ÿ ус!)л ия пружины поршень 23 с клапаном 4 будет перемещаться вниз и, контакт: руя с торцем цилиндра, разобщит ис!)1 !)в:у!о м-.— гистраль 6 от неиспра!)ной магистрали 7, сохраняя в исправной магистрали 6 давление, соответствующее величине отрегулнро ванного усилия пружины для срабатывания поршня 23 перепускного клапана 2. При работе компрессора, благодаря совместному воздействию на поршень 23 давлений со стороны напорной магистрали и со сТороны раздатонной магистрали, поршень 23 с клапаном 24 переместится вверх, и давление в и-правной магистрали 6 возрастет до давления, соответствую!цего величине отрегулированного усилия пружины для открытия поршня 23 перепускного клапана 3 неисправной магистрали 7.

При выходе из строя напорной магистрали 1 давление в раздаточных магистралях 8 и 9 сохраниг свою величину, благодаря манжето-клапанам 26, которые сработают как обратные клапаны !8 и 19, а давление в раздаточных магистралях

6 и 7 будет уменьшаться до величины, соответствующей давлению закрытия поршней 23 с клапанами 24, при этом Неразгруженные перепускные клапаны 20 и 21 сработают как обратные клапаны, предотвращая дальнейший выпуск воздуха из раздаточных магистралей 6 и 7.

При выходе из строя, например, раздаточной магистрали 8 при неработающем компрессоре давление в магистрали 9 сохранит свою величину, а в исправных раздаточных магистралях 6 и 7 будет уменьшаться. Вследствие этого поршни 23 с клапанами 24 переместятся вниз, и контактируя своими седлами 35 с торцами цилиндров, разобщат исправные магистрали

6 и 7 от неисправной магистрали 8, сохраняя при этом в магистралях 6 и 7 давления, соответствующие величинам отрегулированных усилий пружин для закрытия поршней 23.

При работе компрессора, благодаря совместному воздействию на поршни 23 дав1211113

-1

Я(/2. 2 лений со стороны напорной магистрали и со стороны раздаточных магистралей

6 и 7, поршни 23 с клапанами 24 переместятся вверх, при этом давление в исправных магистралях 6 и 7 возрастет до давления, соответствуюгцего величине отрегулированного усилия пружины для открытия поршня 25 перепускного клапана неисправной магистрали 8.

При выходе из строя раздаточной ма. гистрали 9 работа защитного клапанного устройства аналогична работе в случае выхода из строя раздаточной магистрали 8.

На фиг. 5 представлен вариант конструктивного исполнения устройства, которое в отличие от изображенного на фиг . 2 и 3, содержит поршни 23 с хвостовиками 37, контактирующие своими цилиндрическими поверхностями с клапанными элементами 38, на которых герметично закреплены клапаны 39, причем последние имеют дополнительные (кроме седел 35) седла 40, взаимодействующие с нижними торцевы ми поверхностями 41 поршней 23. В хвостовиках 37 поршней 23 выполнены дроссели 42, кроме этого хвостовики 37 имеют в своей нижней части упоры 43, установленные с возможностью взаимодействия с клапанными элементами 38.

Устройство представленное на фиг. 5. работает аналогично, т. е. в начале происходит первоочередное наполнение контуров, связанных с раздаточными магистралями 8 и 9. При достижении определенного давления поршни 23, преодолевая усилие пружин, перемещаются вверх, в результате чего воздух из напорной магистрали через дроссели 42 поступает в раздаточные магистрали 6 и 7.

При дальнейшем росте давления проис-! ) ходит дальнейшее перемегцение поршней 23, и упоры 43 поршней 23, воздействуя на клапанные элементы 38, перемещают последние вверх, в результате чего происходит открытие клапанов 39 и беспрепятственное

2О поступление воздуха из напорной магистрали 1 в раздаточные магистрали 6 и 7.

Дальнейшая работа устройства аналогична описанной выше (фиг. 2 и 3), 1211 113

Редактор И. Сегляник

Заказ 592 22

Составитель В. Ляско

Техред И. Верес Корректор М. Пожо

Тираж 648 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н оз крытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Защитное клапанное устройство для многоконтурной пневматической тормозной системы автотранспортного средства Защитное клапанное устройство для многоконтурной пневматической тормозной системы автотранспортного средства Защитное клапанное устройство для многоконтурной пневматической тормозной системы автотранспортного средства Защитное клапанное устройство для многоконтурной пневматической тормозной системы автотранспортного средства Защитное клапанное устройство для многоконтурной пневматической тормозной системы автотранспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в транспортных средствах, оборудованных гидравлическими или пневматическими тормозными системами, в которых возможна разгерметизация одного из контуров

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гидравлическим тормозным системам и может быть использовано в рабочих процессах тормозного управления

Изобретение относится к тормозным системам железнодорожного подвижного состава, в частности к запорным устройствам питательной магистрали

Изобретение относится к гвдравлическим тормозным системам автомобилей

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, преимущественно к тормозным системам многосекционных тяговых средств, и может быть использовано на локомотивах с любым количеством секций

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к пневматическим тормозным аппаратам
Наверх