Механизм переключения коробки передач
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК,l
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ВЙБДИ0!ъ А
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (21) 3784108/25-28 (22) 26.06.84 (46) 07;03.86. Бюл. № 9 (71) Камское объединение по производству большегрузных автомобилей (72) А. А. Качесов (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1017526, кл. F 16 Н 5/04, 1982. (54) (57) МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ
КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ, содержащий корпус, размещенный в нем вал с рычагом переключения и устройство фиксации рычага от,.SU„, 1216036 A
yg 4 В 60 К 20/02, F 16 H 5 00 носительно корпуса, включающее соосную с валом пружину, фиксирующие шарики, размещенные в лунках, подпружиненные к валу и взаимодействующие с ним, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, на валу выполнены проточки по числу диапазонов передач, с которыми взаимодействуют фиксирующие шарики, последние подпружинены к валу посредством двух колец, установленных концентрично валу, лунки выполнены на обращенных одна к другой поверхностях колец, а пружина размещена между корпусом и одним из колец.
1216036
Составитель В. Сергеев
Техред И. Верес Корректор А. Зимокосов
Тираж 648 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент>. г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор Е. Папп
Заказ 948/21
Изобретение относится- к транспортному машиностроению, в частности к механизмам переключения коробок передач.
Цель изобретения — повышение надежности механизма.
Положительный эффект достигается за счет совмещения двух функций одним элементом — пружиной, что упрощает конструкцию.
На чертеже изображен механизм переключения коробки передач. . В корпусе 1 установлен вал 2 с рычагом 3 переключения передач. На штоке 4 заднего хода расположена головка 5.
Штоки 6 и 7 основных передач имеют соответственно головки 8 и 9.
В корпусе 10 установлены кольца 11 и 12 и пружина 13.
На конце вала 2 выполнены две проточки 14 и 15, разделенные выступом 16, и с помощью стопорного кольца 17 закреплена упорная шайба 18. Фиксирующие шарики 19 зажаты между наклонными поверхностями лунок, выполненных на внутренних торцах колец 11 и 12 и поверхностью проточек 14 или 15.
Ширина проточек 14 и 15 подобрана таким образом, что фиксирующие шарики 19 не препятствуют осевым перемещениям вала 2 переключения при выборе передач внутри диапазона.
Механизм работает следующим образом.
Для того, чтобы перейти на другой диапазон передач в коробке перемены передач, необходимо переместить вал 2 переключения вправо так, чтобы фиксирующие шарики 19 попали во вторую проточку 15.
В процессе движения вала 2 переключения фиксирующие шарики 19 сначала
10 выдавливаются выступом 16 в радиальном направлении и, преодолевая усилие пружины 13, отодвигают кольцо 11 влево, затем возвращаются в исходное положение уже в другой проточке 15. Таким образом, при переходе с одного диапазона на другой приходится прикладывать сравнительно большое дополнительное усилие, что позволяет четко разграничить диапазоны и исключить ошибки при выборе передач. Выбор передачи заднего хода производится передвижением вала 2 влево, при этом через упорную шайбу 18 перемещается влево и весь пакет колец 11 и 12 с фиксирующими шариками 19, сжимая пружину 13.
Дополнительное усилие, необходимое для преодоления сопротивления пружины 13, препятствует случайному включению передачи заднего хода.