Узел соединения токосъемника с ротором турбомашины

 

Изобретение относится к испытанию деталей машин и может быть использовано для соединения токосъемника с ротором турбомашины авиационного газотурбинного двигателя при определении температурного и силово - го состояния его узлов во время эксплуатации на рабочих режимах. Целью изобретения является повышение надеягности работы,узла. Узел соединения токосъемника с ротором турбомашины состоит из переходной втулки, изолирующей втулки, состоящей из двух колец 3 и 4, и втулки привода тoкocъe f- ника. Все втулки соединены болтовым соединением. На сопряженных торцах колец 3 и 4 выполнены пазы 12 и 13, которые размещены в шахматном порядке . Между соседними пазами 12 кольца 3 и соседними пазами 13 кольца 4 вы полнены выступы I9 и 17 соответственно . Выступ 17 при сборке заводят в паз 12, а выступ 19 - в паз 13. В . результате этого токоведущие провода зажимаются в пазах 12 и 13, зафиксированные концы проводов паяются между собой. При вращении вала провода прижимаются к внутренним поверхностям втулок и колец, которые воспринимают центробежные силы, действующие на провода, тем самым снимая эти нагрузки с места спая проводов. 2 ил. с ю (Л ( /J фиг.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

А") (19) (11) (»)) 4 Н 01 R 23/14

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3533127/24-07 (22) 07.01,83 (46) 07.07,86, Бюл. И 25 (72) Ю. Б. Титов (53) 62 1 .331 .047,3(088 .8) (56) Авторское свидетельство СССР

1(» 934875, кл. H 01 R 39/14» 1982, (54)-УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ТОКОСЪЕМНИКА

С РОТОРОМ ТУРБОМАШИНЫ (57) Изобретение относится к испы танию деталей машин и может быть использовано для соединения токосъем. ника с ротором турбомашины авиационного газотурбинного двигателя при определении температурного и силового состояния его узлов во время эксплуатации на рабочих режимах. Целью изобретения является повьппение надежности работы, узла, Узел соединения токосъемника с ротором турбомашины состоит из переходной втулки, изолирующей втулки, состоящей из двух колец 3 и 4, и втулки привода токосъемника. Все втулки соединены болтовым соединением. На сопряженных торцах колец 3 и 4 выполнены пазы 12 и 13, которые размещены в шахматном порядке. Между соседними пазами 12 кольца

3 и соседними пазами 13 кольца 4 выполнены выступы 19 и 17 соответственно. Выступ 17 при сборке заводят в паз 12, а выступ 19 - в паз 13. В . результате этого токоведущие провода зажимаются в пазах 12 и 13, зафиксированные концы проводов паяются

С2 между собой. При вращении вала про- у вода прижимаются к внутренним поверхностям втулок и колец, которые воспринимают центробежные силы, действующие на провода, тем самым снимая эти нагрузки с места спая проводов. Д

2 ил.

1243055

Изобретение относится к области испытания деталей машин, а именно к узлу соединения токосъемника с ротором турбомашины авиационного газо" турбинного двигателя при определении 5 температурного и силового состояния его узлов во время эксплуатации на рабочих режимах.

Целью изобретения является повышение надежности работы узла.

На фиг. 1 показан узел продольФ ный разрез; на фиг. 2 - вид А на . фнг. 1.

Узел соединения токосъемника с ротором турбомашины состоит из переход- 15 ной втулки 1, жестко закрепленной на валу 2 и соединенной с изолирующей втулкой, состоящей из двух колец 3 и 4, и втулкой 5 привода токосъемника с помощью болтового соединения 6, располагаемого на фланцах 7 и 8.

Втулка 5 привода токосъемника соединена с токосъемником 9 с помощью рессоры 10. На внутренней поверхности втулок 1 и 5 и колец 3 и 4 уложены токоведущие провода 11, выведенные за наружную цилиндрическую поверхность колец 3 и 4 через пазы 12 и 13, выполненные в кольцах 3 и 4. Пазы 12 и 13 размещены относительно сопряжен- ЗО ных торцов 14 и 15 колец 3 и 4 в шах матном порядке.

Стенка 16 паза 12 кольца 3 образована выступом 17 кольца 4, а стенка

18 паза 13 кольца 4 образована высту™ 35 пом 19 кольца 3.

Сборку осуществляют следующим образом, Устанавливают переходную втулку 1 вместе с кольцом 3 на валу 2,, затем 40 провода ll укладывают на внутренней поверхности втулки 1 и кольца 3 и вы водят наружу по пазам 12 и по высту пам 19.

Аналогично устанавливают втулку 5 45 привода токосъемника вместе с кольцом

4 на токосъемник 9 через рессору 10, после чего провода 11 укладывают на внутреннюю поверхность втулки 5 привода токосъемника и выводят наружу по gp паэам !3 и выступам 17 ° Собранные узлы окончательно соединяют между собой при помощи болтового соединения 6 так, что выступ 17 кольца 4 заводят

Формула изобретения

Узел соединения токосъемника с ротором турбомашины, содержащий переходную втулку, закрепленную на валу и соединенную с втулкой привода токосъемника через установленную между ними изолирующую втулку, выполненную в:виде двух колец, на сопряженных торцах которых выполнены пазы„ в которых уложены токоведушие провода, места соединения которых выведены на наружную поверхность изолиругощей втулки, о т л и ч аю щ и fi с я т еaм,, от о, с целью повышения надежности в работе, на тор» цах перемычек между соседними пазами кажцого кольца выполнены выступы, причем выступы одного кольца входят в пазы другого кольца. в паэ 12 кольца 3, а выступ 19 кольца 5

3 заводят в паэ 13 кольца 4. В результате этого провода ll зажимаются в пазах 12 и 13. Зафиксированные концы проводов 11 паяют между собой.

Узел работает следующим образом.

При вращении нала провода 11 прижимаются к внутренним поверхностям втулок 1 и 5 и колец 3 и 4, которые воспринимают центробежные силы, действующие на провода ll, тем самым снимая эти нагрузки с места спая проводов. Так как места спаев проводов разнесены в две параллепьные плоскости, при смене режимов работы двига» теля (ускорении вала или его замедлении), которые обязательно присутству ют при испытаниях, вероятность касания мест спая проводов практически исчезает.

Реализация изобретения позволяет повысить надежность работы узла эа счет уменьшения влияния вибраций двигателя и тангенциальных ускорений, возникающих при переходе двигателя с режима на режим. Это объясняется тем, что, разнеся места спаев в две параллельные плоскости, при том же количестве. спаев увеличено расстояние меж» ду спаями в плоскости вращения в два раза, в результате чего на переходных режимах в результате действия тангенциальных сил и вибраций двигателя вероятность касания мест спая друг о друга практически исчезает.

Кроме того, улучшается удобство сборки и ее качество, так как при разнесенных местах спая легче выполнить эти спаи с высоким качеством.

Составитель В. Волков

Редактор А. Ворович Техред Jl.Îëåéíèê Корректор А. Зимокосов

Заказ 3713/53

Тираж 597 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, -35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Узел соединения токосъемника с ротором турбомашины Узел соединения токосъемника с ротором турбомашины Узел соединения токосъемника с ротором турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытаниям деталей машин, а именно к узлу соединения токосъемника с ротором турбомашины авиационного газотурбинного двигателя при определении температурного и силового состояния его узлов во время эксплуатации на рабочих режимах

Изобретение относится к испытаниям деталей машин, а именно к узлу соединения токосъемника с ротором турбомашины авиационного газотурбинного двигателя при определении температурного и силового состояния его узлов во время эксплуатации на рабочих режимах
Наверх