Контактный блок ротора генератора переменного тока

 

Использование: изобретение относится к области электротехники, в частности, к контактному блоку для ротора автомобильного генератора переменного тока. Сущность изобретения: в контактном блоке ротора генератора переменного тока, содержащем несущий ротор вал, на котором размещены контактные кольца и соединяющие их с обмотками возбуждения токоведущие шины, отличие заключается в том, что контактный блок снабжен изоляционной втулкой, выполненной с глухими пазами, в которых расположены окончания токоведущих шин, образующих с контактными кольцами монолитный узел. Благодаря наличию указанных отличительных признаков контактный блок генератора имеет простую технологичную конструкцию, обладающую механической прочностью, при работе генератора переменного тока обеспечивается полная изоляция токоведущих шин от пыли и грязи с дорожного полотна. Кроме того, контактный блок служит ориентацией вентилятора и гарантирован от осевого перемещения. 3 ил.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к контактному блоку для ротора автомобильного генератора переменного тока.

Известен контактный блок ротора генератора Г221 ( Василевский В.И., Купеев Ю. А. Автомобильные генераторы. М.: Транспорт. 1978. с.50). Он содержит вал с накаткой, на которой напрессованы втулка с обмоткой возбуждения, полюса и контактные кольца. Концы обмотки возбуждения соединены с проводниками, идущими от контактных колец на пластмассовой колодке, напрессованной на вал и плотно прилегающей к чашке полюсов.

Недостатком описанного устройства является его достаточно сложная конструкция.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявляемому изобретению по совокупности признаков является контактный блок генератора переменного тока, включающий несущий ротор вал, на котором размещены контактные кольца и соединяющие их с обмотками возбуждения токоведущие шины (патент ФРГ N 3838436, H 01 R 39/14, 1990).

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного устройства, принятого за прототип, относится то, что в нем отсутствует герметизация токоведущих шин, что создает опасность попадания грязи и пыли с дорожного полотна. А для их изоляции требуется конструктивная доработка устройства.

Заявляемое изобретение направлено на решение задачи упрощения конструкции и технологии изготовления контактного блока ротора генератора переменного тока.

Технический результат - полная изоляция открытых мест токоведущих шин блока от грязи и пыли с дорожного полотна, предотвращение осевого перемещения блока.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном контактном блоке ротора генератора переменного тока, содержащем несущий ротор вал, на котором размещены контактные кольца и соединяющие их с обмотками возбуждения токоведущие шины, особенность заключается в том, что контактный блок снабжен изоляционной втулкой, выполненной с глухими пазами, в которых расположены окончания токоведущих шин, образующих с контактными кольцами монолитный узел.

Благодаря наличию указанных отличительных признаков контактный блок генератора имеет простую технологичную конструкцию, обладающую механической прочностью, при работе генератора переменного тока обеспечивается полная изоляция токоведущих шин от пыли и грязи с дорожного полотна. Кроме того, контактный блок служит ориентацией вентилятора и гарантирован от осевого перемещения.

Предлагаемый контактный блок иллюстрируется чертежами, представленными на фиг.1-3.

На фиг.1 показан контактный блок в сборе, разрез; на фиг.2 - монолитный контактный узел, включающий контактные кольца и токоведущие шины; на фиг.3 - изоляционная втулка с пазами.

Контактный блок генератора переменного тока содержит контактный узел 1, изоляционную втулку 2, изоляционную шайбу 3 (фиг.1).

Контактный узел (фиг.1, 2) включает два медных кольца 4, установленных на вал 5 ротора с приваренными к ним двумя токоведущими шинами 6, имеющими с противоположной стороны от мест приварки окончания 7 в виде флажков П-образной формы (фиг.2 вид А,).

Изоляционная втулка (фиг. 3) имеет два паза 8 под флажки 6 токоведущих шин.

Сборка и установка контактного блока на вал ротора осуществляется следующим образом.

На внутреннем диаметре медных колец 4 имеются насечки. К каждому кольцу с внутренней стороны при помощи контактной сварки приваривают токоведущую шину 6. Шины расположены вдоль общей оси колец. Оба кольца с приваренными шинами устанавливают в специальные кассеты и опрессовывают, образуя при этом монолитный узел контактных колец и токоведущих шин.

Установка контактного блока на вал производится методом напрессовки на накатную часть хвостовика вала. Окончания 7 токоведущих шин 6 в виде П-образных флажков укладывают на ранее напрессованную изоляционную шайбу 3, изолирующую их от полюсной половины ротора. После укладки проводников обмотки возбуждения 9 (фиг.1) в П-образные окончания токоведущих шин производят их обжимку с одновременной сваркой. Затем на накатную часть вала напрессовывают изоляционную втулку 2, в пазах 8 которой располагаются окончания 7 токоведущих шин 6, что придает им жесткость и обеспечивает защиту от попадания грязи и пыли.

Преимуществом изобретения по сравнению с другими известными аналогичными техническими решениями является упрощение конструкции контактного блока и технологии его сборки, повышение механической прочности, полное изолирование открытых мест токоведущих шин от попадания пыли и грязи при эксплуатации, предотвращение осевого перемещения, ориентация вентилятора.

Формула изобретения

Контактный блок ротора генератора переменного тока, содержащий несущий ротор вал, на котором размещены контактные кольца и соединяющие их с обмотками возбуждения токоведущие шины, отличающийся тем, что он снабжен изоляционной втулкой, выполненной с глухими пазами, в которых расположены окончания токоведущих шин, образующих с контактными кольцами монолитный узел.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытаниям деталей машин, а именно к узлу соединения токосъемника с ротором турбомашины авиационного газотурбинного двигателя при определении температурного и силового состояния его узлов во время эксплуатации на рабочих режимах

Изобретение относится к испытаниям деталей машин, а именно к узлу соединения токосъемника с ротором турбомашины авиационного газотурбинного двигателя при определении температурного и силового состояния его узлов во время эксплуатации на рабочих режимах

Изобретение относится к испытанию деталей машин и может быть использовано для соединения токосъемника с ротором турбомашины авиационного газотурбинного двигателя при определении температурного и силово - го состояния его узлов во время эксплуатации на рабочих режимах
Наверх