Комбайновый тренажер

 

Изобретение относится к устройствам для обучения управлению технологическим процессом зерноуборочного комбайна и позволяет повысить эффективность обучения путем предотвращения формирования неправильных навыков . Блок 43 органов управления связан с 44 датчиков сбора информавди и с контрольно-задающей системой 45, которая включает блок задания обстановки, математическое уст-, ройство 47 обработки информации с блоком 48 памяти сигналов управления. блок 50 формирования сигналов -индикации , блок 56 отображения информации для обучаемого, блок 60 сигнализации комбайна. Вход динамика 75 связан через тональньм генератор 74 с входом табло 73 регистрации неправильного ответа и с выходом формирователя 70 сигналов неправильного ответа, первый вход которого соединен с первым выходом формирователя 69 сигналов правильного ответа, а второй через формирователь 71 обобщенного сигнала - с выходом блока 44 датчиков сбора информации и с первым входом блока 67 оценки порядка действия (БОПД), вторым входом связанного с выходом регистра 68 сдвига, второй вход которого связан с выходом БОПД 67 и с входом формирователя 69 сигналов правильного ответа, вторым выходом соединенного с входом табло 72 регистрации правильного отпета, третий вход БОПД 67 соединен с первым выходом дешифратора 54, а второй вход регистра 68 сдвига соединен с первым выходом блока 46 задания обстановки. 5 ил. Q S ел оо 00 00 14) ft/r.3

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 G 09 В 9/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (61) 980120 (21) 3887197/28-12 (22) 17.04.85 (46) 15.05.87. Бюл. Ф 18 (71) Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства (72) Б.П. Кутепов, В.Н. Иванова и М.С. Фриденталь (53) 681.136.51(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 980120, кл. С 09 В 8/20, 1982. (54) КОМБАЙНОВЫЙ ТРЕНАЖЕР (57) Изобретение относится к устройствам для обучения управлению технологическим процессом зерноуборочного комбайна и позволяет повысить эффективность обучения путем предотвращения формирования неправильных навыков. Блок 43 органов управления связан с бл ком 44 датчиков сбора информации и с контрольно-задающей системой 45, которая включает блок задания обстановки, математическое устройство 47 обработки информации с блоком 48 памяти сигналов управления, „„SU„, 1310880 А2 блок 50 формирования сигналов .индикации, блок 56 отображения информации для обучаемого, блок 60 сигнализации комбайна. Вход динамика 75 связан через тональный генератор 74 с входом табло 73 регистрации неправильного ответа и с выходом формирователя 70 сигналов неправильного ответа, первый вход которого соединен с первым выходом формирователя 69 сигналов правильного ответа, а второй через формирователь 7! обобщенного сигнала— с выходом блока 44 датчиков сбора информации и с первым входом блока 67 оценки порядка действия (БОПД), втос рым входом связанного с выходом ре- Е гистра 68 сдвига, второй вход которого связан с выходом ВОПД 67 и с входом формирователя 69 сигналов правильного ответа, вторым выходом соединенного с входом табло 72 регист- С рации правильного ответа, третий вход

БОПД 67 соединен с первым выходом 0 дешифратора 54, а второй вход регист- ф 1 ра 68 сдвига соединен с первым выхо- вава дом блока 46 задания обстановки. Ю

5 ил.

1 131088

Изобретение относится к наземным транспортным средствам, а именно к устройствам для обучения управлению технологическим процессом зерноуборочного комбайна. 5

Цель изобретения — повышение эффективности тренажа путем предотвращения формирования неправильных навыков.

На фиг. 1 приведено устройство, аб-1{) щий вид; на фиг. 2 — имитатор механизмов регулировки технологического процесса рабочих органов; на фиг. 3 функциональная схема устройства; на фиг. 4,5 — функциональные схемы прог- 15 раммируемой логической матрицы.

Устройство содержит (фиг. 1) кабину 1 комбайна с органами управления вождением, включающими рулевое устройство 2, рычаг 3 переключения пере- 20 дач, педали 4 основных колесных тор- мозов, педаль 5 сцепления ходовой части, рычаг 6 стояночного тормоза, рычаг 7 подачи топлива, с органами управления регулировочными механизма- 25 ми рабочих органов комбайна, часть которых размещена на панели 8, смонтированной на. одной из стенок кабины 1. В частности, на данной панели расположены рычаги: 9 регулирования . 30 частоты вращения мотовила или подборщика, 10 подъема и опускания жатки, 11 подъема и опускания мотовила, 12 вариатора ходовой части, 13 регулирования выноса мотовила, 14 включения 35 вибратора бункера, 15 включения выгрузки зерна, открытия жалюзи удлинителя 16, 17 открытия жалюзи верхнего решета, 18 нижнего решета, 19 регулирования частоты вращения вентилята- 10 ра 20, зазора между пальцами шнека и днищем жатки 20, 21 зазора между барабаном и декой, 22 включения сцепления двигателя на привод рабочих органов комбайна, 23 привода жатки, 24 регулирования частоты вращения молотильного барабана, а также педаль

25 выгрузки соломы, задатчик 26 подачи хлебной массы, механизм 27 ручного управления скоростью комбайна. 0

Кроме того, часть рычагов управления регулировочными механизмами выполнена в виде кнопочных переключателей 28, расположенных на панели блока 29 регулировочных операций и соат- 5 ветствующих следующим регулировкам:

"Отклонить пальцы граблин назад на

15-30, снять планки" 30; "Герметизировать транспортирующие органы" 31;

2 нОсматреть колосовой и зерновой шнеки, элеватор„ саламатряс и забившийся орган очистить" 32; "Зазор между спиралями шнека и днищем жатки уменьшить" 33; "Зазор между спиралями шнека и днищем жатки увеличить" 34; "Отрегулировать натяжение пружин уравновешивающего механизма жатки" 35;

"Увеличить наклон удлинителя" 36;

"Опустить башмаки 37; "Приблизить башмаки к жатке" 38;"С помощью гидрацилиндра дозакрыть клапан копните-, ля 39.

Кабина оснащена также имитаторами механизмов регулировки технологического процесса рабочих органов (фиг.2) в такам количестве, чта каждому рычагу управления соответствует свой механизм. (на фиг. 1 данные не показаны). Эти имитаторы выполнены (фиг.2) в виде магнита 40, укрепленного на рычаге 41, и датчиков-герканов 42, находящихся в диапазоне перемещения магнита 40.

Устройство содержит блок 43 органов управления, блок 44 датчиков сбора информации, контрольно-задающую систему 45, включающую блок 46 задания обстановки, математическое устройства 47 обработки информации с блоком 48 памяти сигналов управления, генератором 49 секундных импульсов, блоком 50 формирования сигналов индикации, блокам 51 памяти сигналов оценок, блоком 52 формирования меток времени са счетчиком 53 времени, дешифратором 54, блоком 55 программирования и оценки. В контрольно-задающую систему 45 входит также блок 56 отображения информации для обучаемого с проектором 57 и экранам 58, указателем 59 потерь черна, блоком 60 сигнализации комбайна и командным табло 61, задающим название команд или задач и информацию а правильности выполнения каждой задачи на световом экране 62.

К контрольно-задающей системе относится и пульт 63 управления с блоком отображения информации для обучающегося, включающий панель 64 управления и панель 65 индикации задач и оценок.

При этом генератор секундных импульсов подключен одним выходом к блоку формирования сигналов индикации, а другим — па одной цепи через блок формирования меток времени к блоку задания обстановки, выходы которого подключены к блоку отображения информации для обучаемого, к блокам памяти сигналов управления и сигналов оценок, а по другой цепи через счетчик меток времени к дешифратору, один из выходов которого связан с входом блока формирования сигналов индикации, другой — с входом блока задания обстановки, третий — с вхо- 1ð дом блока программирования и оценки, выход которого связан с входом блока памяти сигналов оценки, а один из входов — с выходом блока памяти сигналов управления, через входы кото- 15 рого с математическим устройством связаны блок датчиков и блок регулировочных операций.

Дополнительно в контрольно-задающую систему 45 введено устройство 20

66, самоконтроля учащихся, содержащее блок 67 оценки порядка действий, представляющий собой конечный автомат беэ памяти, выполненный на микросхе-, мах серии К 133, один вход которого подключен к выходу блока 44 датчиков сбора информации, второй — к дешифратору 54, третий — к выходу регистра

68 сдвига, выполненного на базе микросхемы средней интеграции К 133, 30 представляющего собой реверсивный 8разрядный регистр сдвига, один вход которого связан с выходом блока 46 задания обстановки, а другой — с блоком 67, соединенным своим выходом с входом формирователя 69 сигнала "Правильно" и через него с входом формирователя 70 сигнала "Неправильно", представляющих собой ждущие мультивибраторы, один вход подключен к вы- 4р ходу формирователя 71 обобщенного сигнала, выполненного на диодной схеме, реализующей функцию логического сложения сигналов, поступающих с блока датчиков 44 сбора информации, выходы формирователей 69 сигналов "Правильно" и 70 "Неправильно" соединены соответственно с табло 72 "Правильно" и с табло 73 "Неправильно", формирователь 70 подключен также к тонально-5п му генератору с усилителем 74 НЧ, выполненному на микросхемах К174 УН7, и через него к динамику 75.

Конструктивно блок оценки порядка действий представляет собой устройст- 5 во с платами, выполненными на микросхемах средней интеграции серии К 133.

Функционально блок представляет собой программирлогический автомат, позво3 1310880 4 ляющий фиксировать во времени порядок срабатывания датчиков регулировок и рычагов комбайна и сравнивать с программой, заложенной в этом блоке. Блок позволяет фиксировать в запоминающем устройстве правильный и неправильный порядок действий органами управления и рычагами технологических регулировок комбайна, а также индицировать все срабатывания датчиков органов управления и рычагов.

Блок 67 оценки порядка действий состоит из программируемой логической матрицы (ПЛМ) 76 (фиг. 4), выходы которой соединены с дешифратором 77 рычага. Одни входы ПЛМ подключены к дешифратору 54 (фиг. 3), выходы которого задают номер задачи. Другие входы подключены к регистру 68, выходы которого задают порядок включения рычагов в каждой задаче. Выходы ПЛМ 76 (фиг. 4), представляющие собой двоичный код рычага в задаче, подключены к дешифратору 77, выходы которого подключены к схемам 78 совпадения, на которые также подаются сигналы от блока 44 датчиков сбора информации (фиг. 3). Выходы схем 78 совпадения (фиг. 4) собираются с помощью схемы

ИЛИ 79, вход которой подключен к регистру 68 (фиг. 3). Сигнал со схемы

ИЛИ 79 (фиг. 4) представляет собой сигнал "Правильно". Все устройства с блока 67 выполнены на комбинационных микросхемах серии К 133.

Блок 67 оценки порядка действий работает следующим образом.

ПЛМ 76 представляет собой комбинационную логическую схему и является микропрограммным устройством, задающим порядок анализа включения рычагов. IUIM 76 (фиг. 5) выполнена на шести микросхемах серии К 556 PT 5, представляющих собой постоянное программируемое запоминающее устройство (ППЗУ) емкостью 4096 бит. В ППЗУ с помощью специального стенда занесена информация о порядке включения рычагов комбайна в каждой предложенной технологической ситуации-задаче. На входы ПЛМ подается 37-разрядный код задач с дешифратора 54 (фиг. 3) и

8-разрядный код рычага в задаче с ре. гистра 68. По этим сигналам ПЛМ (фиг. 5) выдает 6-разрядный код номера анализируемого рычага на дешифратор 77 (фиг. 4). С дешифратора 77 и с блока 44 датчиков сбора информации (фиг. 3) сигналы подаются на схе5 13 мы И 78 (фиг. 4) . При совпадении сигнала, задаваемого ПЛМ 76, с сигналом с блока 44 формируется с помощью схемы ИЛИ 79 (фиг. 4) сигнал иПравильнои. Этот сигнал переводит регистр

68 (фиг. 3) в следующее состояние, что переключает ПЛМ 76 (фиг. 4) на анализ включения следующего рычага в данной задаче. Таким образом, по сигналам с дешифратора 54 (фиг. 3) происходит переключение номера задачи, а по сигналам регистра 68 — переключение номера рычага в задаче.

Работа тренажера осуществляется

Следующим образом.

Обучаемый и обучающий занимают свое рабочее положение: обучаемыи в кресле тренажера, обучающий — у пульта управления 63 (фиг. 1) комбайновым тренажером. Обучающий (оператор) вводит кассету с цветными диапозитивами, размещенными в определенной последовательности согласно программе обучения, в автоматический диапроектор 57, устанавливает на панели

64 управления с помощью переклю" чателя желаемый интервал времени (8;

16; 32; 64с) и включает автоматический режим работы тренажера с помощью кнопки ."Автомат" на панели 64 управления. При этом генератор 49 (фиг.3) математического устройства 47 вырабатывает импульсы с периодом повторения 1 с. Секундные импульсы с генератора 49 поступают на блок 52 формирования меток времени и на блок 50 формирования сигналов индикации. Блок

52 формирует временные интервалы, заданные оператором, которые определяют время, необходимое для решения задачи, и, следовательно, период смены задач. С помощью счетчика времени и соединенного с ним дешифратора 54 (фиг. 3) осуществляется формирование сигналов выбора задач, которые поступают на блок 46 задания обстановки, блок 55 программирования и оценки, блок 50 формирования сигналов индикации и блок 67 оценки правильности выполнения порядка действий. По сигналам выбора задач осуществляется управление с помощью блока 46 блоком

56 отображения информации для обучаемого.

Получив определенную задачу с помощью блока 56> обучаемый выполняет соответствующие управляющие действия с помощью блока 43 органов управле10880 6 ния, включающего систему рычагов 9-27 и 30-39 (фиг. 1).

Блок 46 (фиг. 3) осуществляет также управление блоком 48 памяти сигналов управления и блоком 51 памяти сигналов оценки, входящими также в математическое устройство 47, и регистром 68 сдвига, входящим в устройство 66 самоконтроля учащихся. По сигналу выбора задачи включается блок

55 программирования и оценки задачи, на который поступают сигналы с. блока .

48, запоминающего в пределах заданного интервала времени сигналы, поступающие с блока 44 датчиков сбора информации и с блока 19 регулировоч-, ных операций (фиг. 1) .

Сигналы с датчиков управления (блока 44) подаются также на блок 67 оценки порядка действий, входящий в устройство 66 самоконтроля учащихся, и блок 71 формирования обобщенного

20 сигнала, в котором формируются сигналы при любом действии тренируемого.

25 Обобщенный сигнал с блока 71 подается на формирователь 70 сигнала иИеправильно, который формирует, при отсутствии блокировки сигналом иПра-. вильно", сигналы включения табло 73 и и

Неправильно и звукового сигнала, вырабатываемого тональным генератором с усилителем 74 и динамиком 75.

Блок 67 оценки порядка действия формирует сигнал иПравильнои длительностью, равной времени действия рычага. Этот сигнал подается на регистр

68 сдвига и формирователь 69 сигнала Правильнои, с которого включается табло 72 "Правильно" и блокируется

41 выдача сигнала иНеправильно". С помощью регистра 68 сдвига происходит переключение блока 67 оценки порядка действия по сигналам " Правильно" на анализ выполнения очередного действия

<5 тренируемого в данной задаче.

Переключение задач осуществляется по сигналам с блока 54. По сигналам с блока 46 задания обстановки осуществляется установка в исходное сос „ таяние регистра 68 сдвига перед нача° г \./ лом каждой задачи.

При правильном выполнении задачи блок 55 (фиг. 3) выдает сигнал, запоминаемьй блоком 51 памяти сигналов

55 оценки. С помощью панели 65 индикации задач и оценок (фиг. 1) н блока

50 формирования сигналов индикации (фиг. 3) осуществляется индикация выбранной задачи и оценки. На панели

7 1З108 индикации имеются лампочки, сигнализирующие оператору о правильности выполнения каждой предлагаемой задачи.

С помощью блока 46 осуществляет5 ся автоматическое, стартстопорное (с выдержкой времени) и ручное управление тренажером. В автоматическом режиме осуществляется автоматическая смена задач и управление всем циклом тренажирования в стартстопном режиме, задается выдержка времени на выбранную задачу. При ручном управлении осуществляется произвольный выбор задачи и выдержки времени. f5

Формула изобретения

Комбайновый тренажер по авт.св.

Ф 980120, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности тренажа путем предотвращения формирования неправильных навыков, он содержит узел самоконтроля учащихся, включающий блок оценки по- 25 рядка действия, формирователь обобщенного сигнала, регистр сдвига, фор80 8 мирователи сигналов правильного и неправильного ответов, табло регистрации правильного и неправильного ответов, тональный генератор н динамик, входом связанный через тоналвный генератор с входом табло регистрации неправильного ответа и с выходом формирователя сигнала неправильного ответа, первый вход которого соединен с первым выходом формирователя сигнала правильного ответа, а второй — через формирователь обобщенного сигнала с выходом блока датчиков сбора информации и с первым входом блока оценки порядка действия, вторым входом связанного с выходом регистра сдвига, второй вход которого с выходом блока оценки порядка действия и с входом формирователя сигнала правильного ответа, вторым выходом соединенного с входом табло правильного ответа, причем третий вход блока оценки порядка действия соединен с первым выходом дешифратора, а второй вход регистра сдвига соединен с первым выходом блока задания обстановки.

1310880

1310880

Составитель Е. Хачатурова

Техред М.Ходанич Корректор Н.Повидайчик

Редактор М. Циткина

Заказ 1897/48 Тираж 434 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д; 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие,г Ужгород, ул.Проектная,4

Комбайновый тренажер Комбайновый тренажер Комбайновый тренажер Комбайновый тренажер Комбайновый тренажер Комбайновый тренажер Комбайновый тренажер 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к имитатору визуальной обстановки тренажера транспортного средства и обеспечивает приближение условий имитации к реальным

Изобретение относится к тренажеростроению, а конкретно к оптико-электрическим системам имитации внешней обстановки, и может быть использовано для визуализации картины окружающего пространства, предъявляемой механику-водителю в ходе обучения навыкам вождения и управления гусеничным транспортным средством

Изобретение относится к области исследования физических свойств материалов

Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано для обучения и тренировки пилотов воздушных судов в различных условиях полета

Изобретение относится к устройствам контроля работоспособности телевизионных следящих авиационных прицельных систем, а также для использования в качестве тренажера летного состава

Изобретение относится к тренажеростроению, в частности к тренажерам с моделируемым обзором из транспортного средства, и может быть использовано как для тренировки персонала различных кораблей, так и для персонала других транспортных средств

Изобретение относится к области обучения и развлечений

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для исследования физико-механических характеристик дорожных покрытий в условиях, приближенных к реальным условиям эксплуатации

Изобретение относится к игровому или тренажерному оборудованию, которое может быть использовано в качестве водительского кресла при обучении управлению транспортными средствами на виртуальном тренажере либо в качестве кресла для компьютерных игр, и направлено на возможность быстрого и удобного перевода кресла из рабочего положения в положение для хранения
Наверх