Электроэнергетическая силовая установка судна (ее варианты)

 

Изобретение относится к судовой автоматике и предназначено для повышения КПД. Электроэнергетическая силовая установка судна по варианту I состоит из тепловых двигателей I, связанных с синхронными генераторами 3, снабженными датчиками 4 частоты и фазы, ветрогенераторов 6, подключенных к входам управляемых выпрямителей 7, к выходам которых подключены аккумуляторные батареи 8 и ведомые инверторы 10 с блоками II управления , гребной электродвигатель 12 с датчиками 13 частоты и фазы, причем якоря гребного электродвигателя 12 соединены с выходами ведомых инверторов Ю и механически связаны с гребным винтом 14, а выходы датчиков 4 и 13 подключены к входам блоков 11 управления. В электроэнергетической силовой установке судна по варианту II к распределительным шинам 5 подключены входы циклоконверторов с блоками управления. I з. п. ф-лы, 3 ил. сл со ю N:) о

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 1320120

А1 (5g 4 В 63 Н 23/24

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ .,.,!К АBTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

СО

hD

CO

Ю

CO фиг.! (2 1) 3705165/27- 1 1 (22) 01.03.84 (46) 30.06.87. Бюл. № 24 (71) Ленинградское высшее инженерное морское училище им. адм. С. О. Макарова (72) И. П. Фиясь и М. И. Акулов (53) 629.12 — 83 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 11 34479, кл. В 60 Н 23/24, 1982. (54) ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА СУДНА (EE ВАРИАНТЫ) (57) Изобретение относится к судовой автоматике и предназначено для повышения

КПД. Электроэнергетическая силовая установка судна по варианту 1 состоит из тепловых двигателей 1, связанных с синхронными генераторами 3, снабженными датчиками 4 частоты и фазы, ветрогенераторов 6, подключенных к входам управляемых выпрямителей 7, к выходам которых подключены аккумуляторные батареи 8 и ведомые инверторы 10 с блоками 11 управления, гребной электродвигатель 12 с датчиками 13 частоты и фазы, причем якоря гребного электродвигателя 12 соединены с выходами ведомых инверторов 10 и механически связаны с гребным винтом 14, а выходы датчиков 4 и 13 подключены к входам блоков 11 управления. В электроэнергетической силовой установке судна по варианту 11 к распределительным шинам 5 подключены входы циклоконверторов с блоками управления. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.!

320!20

Изобретение относится к судовой автоматике и может быть использовано в электроэнергетических силовых установках парусно-моторных судов.

Цель изобретения — повышение КГ1Д.

На фиг. l представлена блок-схема электроэнергетических силовых установок судна по первому варианту; на фиг. 2 — то же, по второму варианту; на фиг. 3 — силовая схема циклоконвертора электроэнергетической силовой установки судна по второму варна нту.

Электроэнергетическая силовая установка судна по первому варианту состоит из тепловых двигателей 1, соединенных разъединительными муфтами 2 с синхронными генераторами 3, снабженными датчиками 4 частоты и фазы и подключенными к распределительным шинам 5, ветрогенераторов 6, подключенных к входам управляемых выпрямителей 7, к выходам которых подключены аккумуляторные батареи 8 с блоками 9 для автоматической зарядки и ведомые инверторы 10 с блоками 11 управления, гребной электродвигатель 12 с датчиками 13 частоты и фазы, причем якоря гребного электродвигателя 12 соединены с выходами ведомых инверторов 10 и механически связаны с гребным винтом 14, а выходы датчиков 4 и !3 подключены к входам соответствуюгцих блоков 11 управления и автоматических выключателей ! 5 — 29.

В электроэнергетической силовой установке судна по второму варианту (фиг. 2) к распределительным шинам 5 подключены входы циклоконверторов 30 с блоками 31 управления. К дросселям 32 (фиг. 3) циклоконверторов 30 подключены блоки 9 для автоматической зарядки аккумуляторных батарей 8. Каждый циклоконвертор состоит из шести групп тиристоров 33 — 38, к одной (34) из четных групп которого подключен ветрогенератор 6.

Электроэнергетическая силовая установка судна по первому варианту работает следующим образом.

В основном режиме работы (при ходе судна под парусом) тепловые двигатели 1 не работают. Синхронные генераторы 3 отсоединяются от тепловых двигателей 1 раз ьединительными муфтами 2. Электрическая энергия для питания общесудовых электропотребителей IlpH ходе судна под парусами со скоростью, близкой к номинальной, поступает от гребного электродвигателя 12, работакпцего B режиме гидрогенераторов, или от ветрогенераторов 6, или от аккумуляторных батарей 8 (вне зависимости режима работы судна). При обеспечении электрической энергией общесудовых электропотребителей от гребного электродвигателя 12, работающего в режиме гидрогенераторов, включаются автоматические выключатели (АВ) 15, 18, 26, 21, 29 и 16 (остальные автоматические выключатели разомкнуты) . Осуществляется плавный пуск двух синхронных генераторов 3, работающих в режиме вентильных двигателей, с помощью управляемых выпрямителей 7, ведомых инверторов !О и датчиков 4 частоты и фазы. При достижении синхронными генераторами 3 номинальной частоты вращения и установке заданных величин напряжения и частоты на распределительных шинах 5 к шинам подключаются общесудовые электропотребители.

Напряжение и частота на распределительных шинах 5 поддерживаются постоянными (номинальными) при изменяющейся частоте вращения гребного электродвигателя 12 с помощью блоков управления 11 ведомых инверторов 10, датчиков 4 частоты и фазы синхронных генераторов 3 и системы возбуждения гребного электродвигателя !2.

20 В случае обеспечения электрической энергией общесудовых электропотребителей от ветрогенераторов 6 или аккумуляторных батарей 8 включаются автоматические выключатели 23, 21, 16 и 22, 18, 15 или

25, 21, 16 и 24, 18, 5. Осуществляется плавный пуск синхронных генераторов 3 (одного или двух) от ветрогенераторов 6 или аккумуляторных батарей 8, соответственно, через управляемые выпрямители 7 и ведомые инверторы 10 или только ведомые инверторы 10. Стабилизация параметров (напряжения и частоты) на распределительных шинах 5 и подключение общесудовых электропотребителей аналогично их питанию от гребного электродвигателя 12.

При избытке энергии ветрогенераторов

6 для питания общесудовых электропотребителей энергия одного из ветрогенераторов 6 может использоваться для движения судна. При замкнутых автоматических вы ключателях 22 и 27 или 23 и 28 энергия от ветрогенераторон 6 поступает через

40 управляемые выпрямители 7 и ведомые инверторы 10 к одному из якорей гребного электродвигателя 12. Для аккумулирования избыточной энергии ветра при работе гребного электродвигателя 12 в режиме гидрогенератора или ветрогенераторов 6

45 между управляемыми выпрямителями (и ведомыми инверторами !О включены аккумуляторные батареи 8 с блоками 9 для автоматической зарядки. Энергия аккумуляторных батарей 8 может использоваться как п для питания общесудовых электропотребителей, так и для питания гребного электродвигателя 12. В этом случае включаются автоматические выключатели 25. 28 или 24, 27 и осуществляется запуск гребного электродвигателя 12 и последующее регулирование чау стоты вращения.

При отсутствии ветра, неисправности парусов, ходе судна в узкостях и т. д. общесудовые электропотребители и гребной

1320120

10

20

30

40 электродвигатель 12 получают питание от распределительных шин 5, к которым подключаются синхронные генераторы 3, приводимые во вращение тепловыми двигателями 1 (разъединительные муфты 2 соединены)

Якоря гребного электродвигателя 12 получают питание от распределительных шин 5 через управляемые выпрямители 7 и ведомые инверторы 10 при замкнутых автоматических выключателях 19, 27 и 20, 28.

Электроэнергетическая силовая установка судна по второму варианту (фиг. 2) работает следующим образом.

В основном режиме работы (при ходе судна под парусом) тепловые двигатели 1 не работают. Синхронные генераторы 3 отсоединены от тепловых двигателей 1 разъединительными муфтами 2. Электрическая энергия для питания общесудовых электропот-. ребителей при ходе судна под парусами со скоростью, близкой к номинальной, поступает от гребного электродвигателя 12, работающего в режиме гидрогенератора, или от ветрогенераторов 6, или от аккумуляторных батарей 8 (вне зависимости от режима работы судна) .

При обеспечении электрической энергией общесудовых электропотребителей от гребного электродвигателя 12, работающего в режиме гидрогенератора, включаются, как и в первом варианте, автоматические выключатели 29, 21, 16 и 26, 18, 15 (остальные автоматические выключатели разомкнуты) .

Осуществляется пуск двух (или одного) синхронных генераторов 3, работающих в режиме вентильных двигателей, с помощью циклоконверторов 30. Коммутация тока тиристоров циклоконверторов 30 при низких частотах осуществляется напряжением гребного электродвигателя 12, а при высоких частотах — напряжением синхронных генераторов 3. Стабилизация параметров (напряжения и частоты) на распределительных шинах 5 и подключение общесудовых электропотребителей аналогично, как и в первом варианте.

При питании общесудовых электропотребителей от ветрогенераторов 6 включаются автоматические выключатели 23, 20, 16 и 22, 19, 15. Как показано на фиг. 3, ветрогенератор 6 автоматическим выключателем 22 подключается к группе 34 тиристоров циклоконвертора 30, которая работает в данном случае в выпрямительном режиме, а группа 33 тиристоров — в инверторном режиме, при этом автоматический выключатель 39 разомкнут. Группы 35 — 38 тиристоров циклоконверторов 30 не работают. Осуществляется запуск синхронного генератора 3 (фиг. 2) с помощью датчика 4 частоты и фазы и части силовой схемы циклоконверторов 30 по схеме: управляемый выпрямитель — ведомый инвер45

55 тор. При достижении синхронным генератором 3, рабо-ающим в режиме вентильного двигателя, номинальной частоты вращения и стабилизации напряжения и частоты на распределительных шинах 5 подключаются общесудовые электропотребители.

Общесудовые электропотребители могут получать питание и от аккумуляторных батарей 8. В этом случае включаются автоматические выключатели 24, 19, 15 и

25, 20, 16. Аккумуляторные батареи 8 (фиг. 3) подключаются к дросселям 32 циклоконверторов 30 (группа 33 тиристоров работает в режиме ведомого инвертора) и осуществляется пуск синхронного генератора

3 (фиг. 2). После стабилизации напряжения и частоты на распределительных шинах 5 подключаются общесудовые электропотребители.

При избытке энергии ветрогенераторов 6 для питания общесудовых электропотребителей, энергия одного из ветрогенераторов 6, как и в первом варианте, может использоваться для движения судна.

При замкнутых автоматических выключателях 22 и 26 или 23 и 29 энергия от ветрогенератора 6 поступает на группу 33 тиристоров циклоконвертора 30 (фиг. 2,3), работающую в режиме ведомого инвертора, и на один из якорей гребного электродвигателя 12.

Для аккумулирования избыточной энергии ветра при работе гребного электродвигателя 2 в режиме гидрогенератора или ветрогенераторов 6 аккумуляторные батареи 8 с блоком 9 автоматической зарядки подключаются к дросселям циклоконвертора 30. Энергия аккумуляторных батарей 8, помимо питания общесудовых электропотребителей, в данном варианте, также может использоваться для питания гребного электродвигателя 12. В этом случае включаются автоматические выключатели 25, 29 или

24, 26 и осуществляется запуск гребного электродвигателя 12 и последующее регулирование частоты вращения.

При отсутствии ветра, неисправности парусов, ходе су дна в узкостях и т. д. общесудовые электропотребители и гребной электродвигатель 12 получают питание от распределительных шин 5, к которым подключаются синхронные генераторы 3, приводимые во вращение тепловыми двигателями 1. Якоря гребных электродвигателей 12 получают питание от распределительных LllHH

5 через циклоконверторы 30 при замкнутых автоматических выключателях 19. 27 и 20, 28.

Независимо от режима работы силовой установки судна синхронные генераторы 3 (незадействованные в сxLMe) могут использоваться как синхронные компенсаторы для

1320120

5 повышения коэффициента мощности судовой сети.

Формула изобретения

1. Электроэнергетическая силовая установ ка судна, содержащая тепловые двигатели, соединенные разъединительными муфтами с синхронными генераторами, с которыми связаны тиристорные преобразователи с блоками управления и общесудовые электропотребители, двухякорный гребной синхронный электродвигатель, ветрогенераторы и аккумуляторные батареи с блоками для автоматической зарядки, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД, она снабжена подключенными к синхронным генераторам и двухякорному гребному синхронному, электродвигателю датчиками частоты и 15 фазы, а тиристорные преобразователи выполнены в виде соединенных последовательно управляемых выпрямителей и ведомых инверторов, причем блоки управления ведомых инверторов соединены с соответствующими датчиками частоты и фазы.

2. Электроэнергетическая силовая уста новка судна, содержащая тепловые двигатели, соединенные разъединительными муфтами с синхронными генераторами, с которыми связаны тиристорные преобразователи с блоками управления и общесудовые электропотребители, двухякорный гребной синхронный электродвигатель, ветрогенераторы и аккумуляторные батареи с блоками для автоматической зарядки, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД, она снабжена подключенными к синхронным генераторам и двухякорному гребному синхронному электродвигателю датчиками частоты и фазы, а тиристорные преобразователи выполнены в виде - циклоконверторов, блоки управления которыми соединены с соответствующими датчиками частоты и фазы, причем аккумуляторные батареи подключены к средним выводам дросселей циклоконверторов, а ветрогенераторы — к одним из групп тиристоров циклоконверторов.

Составитель Я. Гаврилов

Редактор М. Бандура Техред И. Вере«Копн кто « )бп пап

Заказ 2568I I 7 Тираж 4(>8 I 1о,то и; :.

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по дела : изобрс.спи..: ь; ь пи

113035, Москва, Ж- 35, Раугиская пай...,. 1 5

Производственно-потиграфинеское предприятие. г. Ужгород, 1,". I! .роект. аи. 1

Электроэнергетическая силовая установка судна (ее варианты) Электроэнергетическая силовая установка судна (ее варианты) Электроэнергетическая силовая установка судна (ее варианты) Электроэнергетическая силовая установка судна (ее варианты) Электроэнергетическая силовая установка судна (ее варианты) 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электроэнергетическим установкам (ЭЭУ) судов и может быть использовано в ЭЭУ переменнопостоянного и переменного тока с полупроводниковыми преобразователями электроэнергии и отбором МОШ.НОСТИ на шины питания общесудовых электропотребителей

Изобретение относится к машиностроению, в частности к электроприводам

Изобретение относится к судостроению, в частности к электроэнергетическим установкам судов с валогенераторами и преобразователями частоты, преимущественно с дизельными главными двигателями

Изобретение относится к судостроению, в частности к электроэнергетическим установкам судов с валогенераторами и преобразователями частоты, преимущественно с дизельными главными двигателями

Изобретение относится к судостроению, к движителям типа "поворотная колонка"

Изобретение относится к судостроению, к движителям типа "поворотная колонка"
Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при создании судовых систем электродвижения с погружными (размещаемыми непосредственно в забортной воде) гребными электродвигателями

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкциям судовых движительно-двигательных установок типа "поворотная колонка", и может быть использовано при проектировании и строительстве судов различного назначения

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым электроэнергетическим установкам с валогенераторами и полупроводниковыми преобразователями частоты

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым электроэнергетическим установкам с валогенераторами и полупроводниковыми преобразователями частоты

Изобретение относится к судостроению и касается создания конструкций кормовых оконечностей судов с гребными электрическими установками, являясь применимым к судам различного назначения
Наверх