Бесшпоночное соединение

 

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для передачи момента от вала на установленную на нем деталь и предохранения от перегрузки. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных свойств путем упрощения разборки, сборки и регулировки. Соединение содержит ступенчатый вал 1 и охватывающую его деталь 2. Между валом 1 и деталью 2 установлена упругая втулка 3, поджатая через втулку 4 и кольцо 5 гайкой 6 к уступу вала 1. На торцах кольца 5 и втулки 4 выполнены выступы, контактирующие между собой. Кольцо 5 и втулка 4 фиксируются относительно вала 1 стопорами 9 и 14, расположенными в продольной и кольцевой канавках на валу 1. При сборке соединения выступы кольца 5 устанавливаются против выступов втулки 4 и затягивают гайку 6. Момент передается за счет сил трения между деталью 2 и втулкой 3. При срабатывании во время перегрузки деталь 2 проворачивается относительно вала 1 и кольца 5 вместе с втулкой 4. Вершины выступов соскакивают друг с друга. Втулка 4 перемещается, и ослабляется затяжка упругой втулки 3 - соединение не передает момента. Конструкция соединения позволяет упростить разборку-сборку и регулировку соединения без перемещения детали 2. 2 ил. (Л со 00 со со ю 05

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1

„„SU„„1339326 (si) 4 F 16 D 1/06,13

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3953043/25-27 (22) 11.09.85 (46) 23.09.87. Бюл. № 35 (72) А. В. Тетельмин и А. М. Хохрин (53) 621.825.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1 127372, кл. F 16 D 1/06, 1984. (54) БЕСШПО НОЧ НОЕ СОЕДИНЕНИЕ (57) Изобретение относится к машиностроению и предназначено для передачи момента от вала на установленную на нем деталь и предохранения от перегрузки.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных свойств путем упрощения разборки, сборки и регулировки. Соединение содержит ступенчатый вал 1 и охватывающую его деталь 2. Между валом 1 и деталью 2 установлена упругая втулка 3, поджатая через втулку 4 и кольцо 5 гайкой 6 к уступу вала 1. На торцах кольца 5 и втулки 4 выполнены выступы, контактирующие между собой. Кольцо 5 и втулка 4 фиксируются относительно вала стопорами 9 и 14, расположенными в продольной и кольцевой канавках на валу 1. При сборке соединения выступы кольца 5 устанавливаются против выступов втулки 4 и затягивают гайку 6.

Момент передается за счет сил трения между деталью 2 и втулкой 3. При срабатывании во время перегрузки деталь 2 проворачивается относительно вала 1 и кольца 5 вместе с втулкой 4. Вершины выступов соскакивают друг с друга. Втулка 4 перемещается, и ослабляется затяжка упругой втулки 3— соединение не передает момента. Конструкция соединения позволяет упростить разборку-сборку и регулировку соединения без перемещения детали 2. 2 ил.

1339326 дидА

Риг 2 (.оставитель Ю. Рт нов

Редактор Н Бобкова Техред И Верее Корректор В. Бутяга

Заказ 4204127 Тираж 811 Подписное

ВИИИПИ Гoci дарственного комитета (:(.(;Р по делам изобретений и открытий ! 13035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4!5

Производственно-полиграфическое предприятие, г Ужгород, i.л. Проектная. 4

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для передачи момента отвала на установленную на нем деталь и предохранения от перегрузки, Цель изобретения — улучшение эксплу5 атационных свойств соединения путем упрощения разборки, сборки и регулировки.

На фиг. 1 изображено соединение при передаче момента, продольный разрез; на фиг. 2 — вид А на фиг. I, после срабатывания соединения. 10

Соединение состоит из ступенчатого вала

1, охватываемого деталью 2. Между валом

1 и деталью 2 установлена упругая втулка

3, поджатая через нажимную втулку 4 и кольца 5 гайкой 6. На кольце 5 выполнены выступы 7, а на прижимной втулке 4 — ответные выступы 8. На детали 2 закреплен резьбовой стопор 9, хвостовик 10 которого входит в выполненные на торцах втулок 4 и

3 осевые пазы 11 и 12 и кольцевую канавку 13 на валу 1. На кольце 5 закреплен стопор 14, который входит в выполненные на валу 1 шлицы 15.

Соединение работает следующим образом.

В рабочем положении торцовые высту- 25 пы 7 кольца 5 совпадают с торцовыми выступами 8 нажимной втулки 4. Упругая втулка 3 сжата пайкой 6 через нажимную втулку 4 и кольцо 5. Между валом 1, деталью 2 и упругой втулкой 3 создаются силы трения, позволяющие передавать вращающий момент. При превышении допускаемого вращающего момента происходит проворачивание детали 2 вместе с нажимной втулкой 4 и втулкой 3 относительно вала 1 и кольца 5. При этом выступы 7 втулки 4 совпадают с пазами кольца 5. Втулка 4 перемещается в осевом направлении и выходит из зацепления с хвостовиком 10 стопора 9. Упругая втулка 3 разжимается и соединение не передает момент. Кольцо 5 проворачивается вместе с валом 1 и втулкой 4 относительно втулки 3 40 и детали 2.

Подготовка соединения к работе после

его срабатывания производится в следующем порядке.

Отвинчивается гайка 6, кольцо 5 перемещается в осевом направлении до вывода стопора 14 из зацепления со шлицами 15 на валу 1. Втулка 4 проворачивается до совмещения паза 11 с хвостовиком 10 стопора 9. Выступы 8 на кольце 5 совмещаются с выступами 7 втулки 4, затем стопор 14 вводится в зацепление с ближайшим из пазов шлиц 15 на валу 1 и затягивается гайка 6. При этом оси выступов втулки 4 и кольца 5 могут быть несколько смещены, что не отражается на работоспособности соединения.

Конструкция соединения позволяет производить подготовку его к работе после срабатывания без разрыва кинематической связи механизма (перемещения детали 2) и может применяться в установках, где затруднен разрыв кинематической связи, при этом упрощается сборка и разборка в труднодоступных местах и в местах с односторонним доступом.

Формула изобретения

Бесшпоночное соединение, содержащее ступенчатый вал с кольцевой канавкой, охватывающую его деталь, упругую втулку с осевым пазом, установленную между валом и деталью и поджатую резьбовым элементом через нажимную втулку к уступу вала, кольцо с торцовыми выступами и стопор с цилиндрическим хвостовиком, размещенным в осевом пазу упругой втулки и кольцевой канавке вала, отличающееся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных свойств путем упрощения разборки, сборки и регулировки, нажимная втулка выполнена с торцовыми выступами и осевым пазом, кольцо с торцовыми выступами установлено между нажимной втулкой и резьбовым элементом и связано с валом посредством шлицевого соединения, а выступы кольца контактируют с выступами нажимной втулки, в пазу которой расположен хвостовик стопора.

Бесшпоночное соединение Бесшпоночное соединение 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для передачи момента с рычага на вал

Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к устройствам для передачи вращения

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для передачи вращающего момента с вала на ступицу установленной на нем детали и предохранения от перегрузки

Изобретение относится к приводам наземных транспортных средств, в частности к приводам тепловозов, и содержит муфту с упругими брусками, включающую две соосно установленные на валу полумуфты с отверстиями, в которых расположены упругие элементы

Изобретение относится к машиностроению, к разъемным соединениям, передающим крутящий момент, и может быть использовано в конструкциях соединений деталей машин, приборов и оборудования

Изобретение относится к работающим в тяжелом режиме зубчатым передачам, которые используют в механизмах привода прокатных станов

Изобретение относится к области крепления валов двигателей на подшипниковых опорах, в частности для турбомашин

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано для быстроразъемного соединения вертикальных валов различных устройств

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к разъемным бесшлицевым соединениям вала со ступицей, служащим для передачи крутящего момента без разрыва силового потока

Изобретение относится к технике приборо- и машиностроения и может быть использовано для фиксации цилиндрических и конических штифтов, соединяющих две детали относительно друг друга

Изобретение относится к крепежным приспособлениям, а именно к устройствам для фиксации, преимущественно, деталей типа вал-втулка

Изобретение относится к шарнирному соединению деталей

Изобретение относится к шлицевому профилю для соединения валов и ступиц
Наверх