Погружной электродвигатель

 

Изобретение относится к электромашиностроению и предназначено для привода погружного насоса при откачке нефти из скважины. Цель изобретения - упроп;ение конструкции и повышение надежности. Погружной электроЮ двигатель состоит из корпуса, в котором установлены ротор и статор. Между пакетами 5 ротора размещены подшипники скольжения, состоящие из втулки 7 на валу и корпуса 8, установленного в статоре. В корпусе 8 имеется паз 9 с продольным сечением в форме прямоугольной трапеции. В пазу 9 размещен стопорящий элемент 12,. форма которого подобна форме паза 9 и который установлен с возможностью осевого перемещения. При установке электродвигателя в рабочее вертикальное положение элемент 12 под действием собственного веса скользит вниз по пазу 9. По мере скольжени я вниз элемент 12 выдвигается из паза 9 и входит в паз статора, что позволяет удерживать корпус 8 подшипника в статоре от проворота и не препятствует перемещению этого корпуса в осевом направлении в результате темпе- .ратурного воздействия. 3 ил. с S (Л со со х 05 4

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) А1 (51) 4 Н 02 h 5/1?.

КВ .%й1Тп g

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг.2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21, 3924716/24-07 (22) 09.07.85 (46) 23.09.87. Бюл. 1(- 35 (71) Специальное проектно-конструк— торское и технологическое бюро по погружному электрооборудованию для бурения скважин и добычи нефти Всесоюзного научно-производственного объединения "Потенциал" (72) В.Д.Резников (53) 621.313.04(088.8) (56) Патент СИА М 3506861, кл. 310-90, 197?.

Авторское свидетельство СССР

1(255397, кл. H 02 К 5/12, 1968, (54) ПОГРУЖНОИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЪ (57) Изобретение относится к электромашиностроению и предназначено для привода пагружного насоса при откачке нефти из скважины, Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение надежности. Погружной электродвигатель состоит из корпуса, в ко— тором установлены ротор и статор.

11ежду пакетами 5 ротора размещены подшипники скольжения, состоящие из втулки 7 на валу и корпуса 8, уста— новленного в статоре, В корпусе 8 имеется паз 9 с продольным сечением в форме прямоугольной трапеции. В пазу 9 размещен стопорящий элемент 12,. форма которого подобна форме паза 9 и который установлен с возможностью осевого перемещения. При установке электродвигателя в рабочее вертикальное положение элемент 12 под действием собственного веса скользит вниз по пазу 9. По мере скольжения вниз элемент 12 выдвигается из паза

9 и входит в паз статора, что позволяет удерживать корпус 8 подшипника в статоре от проворота и не препятствует перемещению этого корпуса в осевом направлении в результате темпе.ратурного воздействия, 3 ил.

133

Изобретение относится к электромашиностроению и предназначено для привода погружного насоса при откач-ке нефти из скважины.

Целью изобретения является упрощение конструкции и повышение надежности.

На фиг.I показан погружной электродвигатель, продольный разрез; на фиг,2 — узел I на фиг.1 (установка промежуточного подшипника в расточке статора); на фиг.3 — сечение А-А на фиг.2.

Погружной электродвигатель состоит из корпуса 1,в котором установлены ротор 2 и статор 3. На установлены с промежутками пакеты секции 5 ротора 2. В промежутках между секциями 5 установлены подшипники 6 скольжения, состоящие из втулки 7, установленной на валу 4, и корпуса 8, установленного в статоре 3.

В корпусе 8 имеется паз 9, продольное сечение которого имеет форму прямоугольной трапеции, а корпус 8 установлен в статоре так, что большее основание трапеции обращено вверх.

Наклонная сторона 10 обращена к оси электродвигателя. На стороне 10 выполнено отверстие 11, диаметр которого больше ширины паза 9. В пазу 9 установлен стопорящий элемент 12„ форма которого подобна форме паза 9, Элемент 12 имеет свободное осевое перемещение в пределах корпуса 8 и в рабочем положении входит в паз 13 статора 3. Во избежание повреждения вращающихся секций 5 ротора о неподвижный корпус 8 подшипника между секциями 5 и втулкой 7 установлены шайбы 14, обладающие низким коэффициентом трения, например фторопластовые, текстолитовые.

9764 2

40 жения вниз элемент 12 выдвигается из паза 9 и входит в паз 13, Войдя в паз 13, элемент 12 удерживает от проворота в статоре 3 корпус 8. Ротор 2 и статор 3 в процессе работы погружного электродвигателя имеют различную температуру, поскольку отвод тепла охлаждаемому агенту происходит только через корпус статора 3. Различие в температуре нагрева ротора 2 и статора 3 достигает нескольких десятков градусов, поэтому секции 5 ротора за счет теплового расширения обеспечивают конечное приращение длины ротора на 1,5-3,0 мм больше длины статора 3. При этом каждый из подшипников 6, начиная сверху (двигатель вертикального исполнения), перемещается в статоре 3 в осевом направлении (вниз) на дифференцированную величину, а последний — на величину разницы конечных приращений ротора 2 и статора 3, Исходя из требований надежности в работе сопротивление перемещению корпуса 8 подшипника 6 в статоре 3 должно быть минимально возможным, чтобы не создавать нагрузок на шайбу 14.

Поскольку элемент 12 имеет возможность свободного осевого перемещения в пазу 9, то он, удерживая от проворота корпус 8, не препятствует последнему передвигаться в осевом направлении в результате температурного воздействия.

Экономический эффект от использования предлагаемого электродвигателя получают за счет уменьшения трудоемкости при изготовлении и сборке, а также за счет увеличения наработки электродвигателя на отказ, Формула и э о б р е т е н и я

55

Погружной электродвигатель работает следующим образом.

При сборке элемент 12 установлен в корпусе 8 эаподлицо с его внешней цилиндрической поверхностью и в таком положении устанавливается в статоре 3 в положении, когда элемент 12 находится напротив паза 13. При установке электродвигателя в рабочее вертикальное положение элемент 12 под действием собственного веса скользит вниз по пазу 9. Поскольку элемент 12 и паз 9 имеют форму прямоугольной трапеции, то по мере сколь45

Погружной электродвигатель, содержащий корпус и установленные в нем статор с пазами и ротор, опирающийся на по меньшей мере один подшипник, корпус которого установлен в статоре и имеет на своей внешней поверхности по меньшей мере один продольный паз с размещенным в нем стопорящим элементом, входящим в паз статора, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности, каждый продольный паз на внешней поверхности корпуса подшипника имеет в поперечном сечении форСоставитель Ф,Подольская

Техред Л.,Сердюкова Корректор A. Тяско

Редактор И.111улла

Заказ 4238/49

Тираж 659 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Произвоцствс.нно †полиграфическ предприятие, г. Ужгород, ул. Пр:гктлая> 4

1339764 4 му прямоугольной трапеции, наклонная при этом стопорящий элемент имеет сторона которой обращена к оси элект- форму, подобную форме продольного пародвигателя, а ее большее основание за, и установлен в нем с возможностью обращено к верхней части двигателя, осевого перемещения.

Погружной электродвигатель Погружной электродвигатель Погружной электродвигатель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в приводах погружных насосов

Изобретение относится к электромашиностроению и предназначено для привода погружного насоса

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве погружного автономного источника питания

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электронашиностроению и может найти при менение в турбогенераторах с водородным охлаждением

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к турбостроению

Изобретение относится к электротехнике, касается, в частности, погружных корабельных электрических машин и позволяет обеспечить повышение надежности, ресурса и срока службы машины за счет исключения контактной коррозии корпуса, а также повышение энергетических и пусковых характеристик

Изобретение относится к области электротехники и касается проблем конструктивного выполнения жидкостно-заполненных электрических машин

Изобретение относится к погружным заполненным жидкостью электродвигателям, предназначенным для привода погружных вращающихся центробежных, винтовых и других насосов для добычи жидкости из скважин, работы в резервуарах, водоемах и т.д

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения жидкостнозаполненных электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению и касается гидрозащиты погружных маслозаполненных электродвигателей, используемых в насосных установках добычи нефти в качестве привода

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электромашиностроении при проектировании жидкостно-заполненных машин

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения уплотнений валов электрической машины

Изобретение относится к морской технике, в частности к погружным электромеханическим приводам, например, для насосов, вращающихся электродов и т
Наверх