Резьбовое соединение

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей. Цель изобретения - повьшение надежности стопорения. Цель достигается выполнением гайки с кольцевыми проточками и радиальными прорезями, образующими лепестки , а тарельчатой пружины - вогнутой в направлении к резьбовому стержню и с радиальными выступами по периферии. Стопорение осуществляется заклиниванием резьбы при взаимодействии тарельчатой пружины с лепестками гайки, а также возникновением момента трения на торце резьбового стержня при взаимодействии последнего с тарельчатой пружиной. При этом обеспечивается возможность визуального контроля качества стопорения, а также облегчается монтаж и демонтаж соединения. 2 з.п. ф-лы, 4 ил. со 4 СО 05 со

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

СЮ4 716 В 39 24

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4066669/25-27 (2?) 11.05.86 (46) 15.10.87. Бюл. N - 38 (71) Гомельский станкостроительный завод им. С.N. Кирова (72) А.Л. Каганов и Я.Ш. Фейгин (53) 67.1.882.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N- 593012, кл. F 16 В 39/24, t975. (54) РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей. Цель изобретения — повышение надежности стопорения. Цель достигается выполнением

„„SU„„1344969 А1 гайки с кольцевыми проточками и радиальными прорезями, образующими лепестки, а тарельчатой пружины — вогнутой в направлении к реэьбовому стержню и с радиальными выступами по периферии. Стопорение осуществляется заклиниванием резьбы при взаимодействии тарельчатой пружины с лепестками гайки, а также возникновением момента трения на торце реэьбового стержня при взаимодействии последнего с тарельчатой пружиной. При этом обеспечивается возможность визуального контроля качества стопорения, а также облегчается монтаж и демонтаж соединения. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

1344969

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединений деталей.

Цель изобретения - повышение на5 дежности стопорения, облегчение монтажа и демонтажа, а также обеспечение возможности визуального контроля качества стопорения, На фиг. 1 изображено предлагаемое реэьбовое соединение, общий вид, продольный разрез в момент начала стопорения; на фиг. 2 — то же, эастопоренное, продольный разрез; на фиг.3 то же, до .начала затяжки гайки, вид сверху; на фиг. 4 — то же, после затяжки, вид сверху.

Соединение содержит болт 1, имеющий стержень .с резьбовой частью, гай"ку 2, имеющую кольцевые проточки 3 и

4, образующие обращенный к реэьбовой поверхности стержня наклонно к его оси выступ с выполненными в нем радиальными прорезями 5, выходяшими на .периферию гайки и образующими лепест- 25 ки 6..Стопорная тарельчатая пружина

7 установлена в кольцевой проточке с возможностью взаимодействия с лепестками 6 и торцом резьбового стержня. На периферии стопорной тарельчатой пружины 7 выполнены равномерно

30 по окружности радиальные выступы 8, ширина которых не больше ширины ра диальных прорезей 5 на соответствующем диаметре. Один из выступов 8 имеет со стороны, противоположной направлению вращения накидной гайки 2 при затяжке, участок 9, выходящий за максимальный диаметр кольцевой пррточки .3. Стопорная тарельчатая . пружина 7 на участке взаимодействия 40 с торцом резьбового стержня имеет выпуклость, а на своей внешней стороне— соответствующую ей вогнутость глубиной 1 — 1,5 шага резьбы.

Сборка соединения происходит сле- 45 дующим образом.

Болт 1 пропускается через соосные отверстия соединяемых деталей 10 и

11, а затем с противопложной стороны навертывается гайка 2 с предваритель-* 50 но установленной в ней стопорной пружиной 7. Установка пружины 7 в кольцевую проточку 3 гайки 2 легко осуществляется путем закладывания пружины, имеющей радиальные выступы 8 в соот- 55 ве гствующие им радиальные прорези 5 гайки и затем поворотом пружины 7

r в кольцевую проточку 3 до упора учас-* тка 9 в торец лепестка 6.

При затяжке гайки 2 стопорная пружина 7 начинает взаимодействовать с торцом болта 1 ° При этом она деформируется в осевом направлении. Выступы 8 стопорной прудкины 7 защемлены в кольцевой проточке 3 и стремятся при деформации стопорной пружины перейти на меньший радиус, сводя при этом по направлению к .оси стержня лепестки 5, и тем самым эаклинивая резьбу.

При затяжке гайки 2 стопорная пружина оказывается зафиксированной . от проворота благодаря наличию участка 9, контактирующего с торцом одного из лепестков 6. После затяжки гайки

2 вогнутый участок на внешней стороне пружины 7 становится пологим, что свидетельствует о контакте торца болта 1 с выпуклым внутренним участком пружины 7, а, следовательно, о том, что соединение надежно застопорено.

Демонтаж соединения осуществляется поворотом гайки 2 в направлении, противоположном затяжке, в момент, когда силы трения на выступах 8 стопорной пружины 7 становятся меньше, чем силы трения на выпуклом участке, взаимодействующем с торцом болта 1.

При этом пружина 7 разворачивается относительно гайки 2 до первого совпадения радиальных прорезей 5 и выступов 8 и-перестает взаимодействовать не только с ней, но и с торцом болта

1, сразу расконтривая соединение.

Таким образом, предлагаемое соединение обладает удобным монтажом и демонтажом, повышает надежность стопорения гайки и обеспечивает возможность непосредственного визуального контроля качества стопорения, позволяет проверить качество стопорения соединения при сборке "вслепую".

Формул а и з о бр е т ения

1. Резьбовое соединение, содержащее реэьбовой стержень, гайку с кольцевой проточкой, имеющей конусную поверхность, и стопорную тарельчатую пружину, установленную в гайке с возможностью взаимодействия .с торцом резьбового стержня, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения надежности стопорения, гайка выполнена с дополнительной кольцевой проточкой, имеющей коническую поверхность, причем проточки образуют обращенный к реэьбовой поверхности стерж3

134496 ня, наклонно к его оси выступ с выполненными в нем радиальными прорезями, выходящими на периферию гайки и образукнцими лепестки, тарельчатая

5 пружина установлена в кольцевой проточке над выступом с воэможностью взаимодействия с лепестками гайки.

2. Соединение по п. 1, о т л и— ,ч а ю щ е е с я тем, что, с целью облегчения монтажа и демонтажа, стопорная тарельчатая пружина выполнена с радиальными выступами по периферии, 9

4 ширина которых не больше ширины радиальных прорезей гайки на соответству- ющем диаметре, причем, как минимум, один выступ имеет участок больше максимального диаметра кольцевой проточки гайки, в которой установлена стопорная тарельчатая пружина.

3. Соединение по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения визуального контроля ка- ., чества стопорения, тарельчатая пружина выполнена вогнутой в направлении к резьбовому стержню.

1344969 фиГФ

Составитель С. Никулина

Техред Л.Олийнык

Корректор С. Черни

Редактор Т. Парфенова

Заказ 4903/36 Тираж 755

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Резьбовое соединение Резьбовое соединение Резьбовое соединение Резьбовое соединение 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к узлам и деталям машин, к устройствам для закрепления конструктивных элементов, в частности к устройствам для стопорения в процессе завинчивания или затяжки пружинными шайбами

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к крепежным шайбам

Изобретение относится к области машиностроения и горного дела и предназначено для использования в различных соединениях, преимущественно работающих в условиях ударных или вибрационных нагрузок

Изобретение относится к области машиностроения, к резьбовым разъемным соединениям, применяемым в машинах и механизмах, конструкциям различных самостопорящих приспособлений и конструктивным элементам крепежных деталей, препятствующим самоотвинчиванию

Изобретение относится к резьбовым соединениям

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей, подвергающихся воздействию динамических и вибрационных нагрузок

Изобретение относится к вибрационной испытательной технике и может быть использовано, в частности, для крепления резонансов и приспособлений, работающих в условиях высоких температур и вибраций

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при стопорении резьбовых соединений (болтов, шпилек)

Изобретение относится к машиностроению и служит для стопорения резьбовых соединений

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для стопорения резьбовых соединений
Наверх