Быстроразъемное болтовое соединение деталей

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для сборки разъемных соединений деталей и узлов. Целью изобретения является расширение технологических воз.можностей. Болт 1 вводят в отверстия собираемых деталей , одна из которых выполнена с выступом 9. Враш.ают гайку 2. Последняя своим полусферическим пазом 12 перемещает полусферическую шайбу /Ш/5. Разрезное упругое кольцо 6 Ш 5 пере.мещается вдоль конусного выступа 13 болта 1 до соприкосновения его с выступом 9 детали. Кольцо 6 разжимается и при окончательной затяжке гайкой 2 надежно фиксирует детали. Соединение обеспечивает сборку деталей как с соосными, так и эксцентрично расположенными отверстиями и дистанционное обслуживание труднодоступных соединений. 3 з.п. ф-лы, 8 ил. (О (Л со СП to 10

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5D 4 F 16 В 5 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСНОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4051787/25-27 (22) 10.03.86 (46) 15.11.87. Бюл. № 42 (75) В. И. Сидоренко (53) 621.882.4 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1183728, кл. F 16 В 5/02, 1984.

Авторское свидетельство СССР № 476394, кл. F 16 D 7/02, 1973.

В. С. Поляков, И. Д. Барбаш, О. А. Ряховский. Справочник по муфтам. Л.: Машиностроение, 1979, с. 264, рис. УГ1.13. (54) БЫСТРОРАЗЪЕМНОЕ БОЛТОВОЕ

СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для сборки разъемных соединений деталей

„„SU, 1352101 А 1 и узлов. Целью изобретения является расширение технологических возможностей.

Болт вводят в отверстия собираемых деталей, одна из которых выполнена с выступом 9. Вращают гайку 2. Последняя своим полусферическим пазом 12 перемещает полусферическую шайбу /Ш/5. Разрезное упругое кольцо 6 Ш 5 перемещается вдоль конусного выступа 13 болта 1 до соприкосновения его с выступом 9 детали. Кольцо 6 разжимается и при окончательной затяжке гайкой 2 надежно фиксирует детали. Соединение обеспечивает сборку деталей как с соосными, так и эксцентрично расположенными отверстиями и дистанционное обслуживание труднодоступных соединений. 3 з.п. ф-лы, 8 ил.

1352101

Изобретение относится к м ашиностроению и может быть использовано для сборки разъемных соединений деталей и узлов.

Цель изобретения — расширение технологических возможностей путем обеспечения сборки деталей как с соосным, так и эксцентричным расположением отверстий.

На фиг. 1 изображено предлагаемое соединение деталей с использованием болта с головкой; на фиг. 2 — то же, с использованием болта без головки; на фиг. 3— сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 4 — соединение деталей с использованием кольца с винтообразным пазом; на фиг. 5 — то же, с использованием кольца с радиальными пазами; на фиг. 6 — то же, с использованием промежуточных втулок; на фиг. 7 блок приборов с использованием болтового соединения; на фиг. 8 — отсеки с фланцами с использованием болтового соединения. .Быстроразъемное болтовое соединение деталей содержит болт 1, гайку 2, контргайку 3, например колпачковую 4, полусферическую шайбу 5 и промежуточный элемент, выполненный в виде упругого разрезного кольца 6.

С помогцью болтового соединения производят сборку деталей 7 и 8, одна из которых выполнена с конусными выступами 9.

Болт 1 может быть выполнен как с головкой 10 (например, цилиндрической), так и без головки с резьбовым наконечником

l l или жестко закреплен на одной из деталей.

Гайка 2 выполнена с полусферическим пазом 12 для шайбы 5.

Болг 1 выполнен с конусным выступом 13.

Кольцо 6 может быть выполнено гладким или (для повышения его упругости) с радиальными 14 или винтообразными 15 пазами.

На фиг. 6 показан пример использования соединения при больших продольных размерах детали 16, закрепленной, например, на траверсе 17. В этом случае для надежного соединения деталей используются промежуточные втулки 18 и 19, выполненные с полусферическим пазом 20 для шайбы 5 на одном торце и конусным наконечником

2l для кольца 6 на другом торце.

На фиг) 7 показано применение соедине1 ния для пристыковки к цилиндрическому отсеку 22 блока 23 приборов, в котором отверстия размещены в труднодоступных для обслуживания местах.

На фиг. 8 показан общий вид отсеков 24 и 25 с фланцевыми торцами.

Радиус R полусферической шайбы 5 меньше или равен диаметру d гайки 2, что обеспечивает свободную самоустановку шайбы в «тени» гайки.

Внешний диаметр кольца 6 в его первоначальном ненапряженном состоянии также не превышает диаметра d гайки 2.

Эксцентричность (несоосность) отверстий соединяемых деталей обозначена 6 .

Быстрораз.ьем ное болтовое соединение деталей работает следующим образом.

В исходном положении контргайка 3 и гайка 2 ослаблены, чем обеспечивается положение разрезного кольца 6 в ненапряженном сжатом состоянии (показано тонкой линией на фиг. 1).

Соединяемые детали подводят друг к другу торцами. Болт вводят в отверстие соединяемых деталей 7 и 8, после чего вращают гайку 2, которая своим полусферическим пазом 12 переме;цвет по болту 1 полусферическую шайбу 5, которая, «плавая» произвольно в пазу 12, перемещает разрезное кольцо 6 вдоль конусного выступа 13

20 болта 1 до соприкосновения кольца 6 с конусным выступом 9, образованным внутри отверстия одной из соединяемых деталей, в частности детали 8. При окончательной затяжке гайки 2 обеспечивается надежная фиксация разрезного кольца 6 на конусных выступах 9 и 13 и обеспечивается окончательное жесткое безлюфтовое соединение деталей 7 и 8.

При выполнении этой операции осевое усилие гайки 2 преобразуется в радиальное за счет разложения равнодействуюгцей от усилия гайки при скольжении и деформации разрезного кольца 6 по конусно::у выступу 13 болта 1. Затем при взаимодействии кольца с конусным выступом 9 детали это усилие преобразуется в осевое.

Демонтаж стыка осуществляют путем ослабления затяжки гайки 2 и контргайки

3 до перемещения разрезного кольца 6 в зону «тени» диаметра d гайки 2.

При несоосности стыковочных отверстий зазор между болтом 1 и деталью 8 заполняется при затяжке гайки 2 разрезным кольцом 6, самопроизвольно разворачиваюгцегося при перемещении его полусферической шайбой 5 вдоль болта 1, например на угол

< (фиг. 2) .

45 Сборку деталей с малыми отверстиями производят при использовании колец с радиальными или випторазрезными пазами, которые повышают упругость колец.

Предлагаемое болтовое соединение (в отличие от известных) обеспечивает сборку деталей как с соосным, так и с эксцентрично расположенными отверстиями, а также дистанционное обслуживание труднодоступных соединений.

Формула изобретения

1. Быстроразъемное болтовое соединение деталей преимущественно с отверстиями, 1352101 выполненными с конусными выступами, содержащее болт. гайку, полусферическую шайбу и промежуточный элемент, отличающееся тем, что, с целью расширения технологических возможностей путем обеспечения сборки деталей как с соосным, так и эксцентричным расположением отверстий, болт выполнен с конусным выступом, гайка выполнена с полусферическим пазом для полусферической шайбы, а промежуточный элемент выполнен в виде размещенного между конусным выступом болта и полусферической шайбой разрезного упругого кольца для конусного выступа.

2. Соединение по п. 1, отлнчающееся тем, что оно снабжено промежуточными втулками, размещенными на болте и выполненными с полусферическими пазами для полусферической шайоы на одном торце и конусным наконечником для упругого разрезного кольца на другом торце.

3. Соединение по п. 1, отличающееся тем, что упругое разрезное кольцо выполнено с радиальными пазами.

4. Соединение по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что упругое разрезное кольцо выполнено с винтообразным пазом.

1352i0I

Щиг б

Составитель Е. Крюкова

Редактор A. Ренин Техред И. Верес Корректор М. Демчик

Заказ 5265/29 Тираж 755 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, 1 аушская наб., д. 4)5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород. ул. Проектная, 4

Быстроразъемное болтовое соединение деталей Быстроразъемное болтовое соединение деталей Быстроразъемное болтовое соединение деталей Быстроразъемное болтовое соединение деталей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиюстроения, к высокоресурсным многорядньгм соединениям деталей.Цель изобретения - повышение усталостной долговечности соединения деталей

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для соединения плоских деталей с помощью резьбовых крепежных элементов с возможностью регулирования взаимного положения соединяемых деталей

Изобретение относится к способам подготовки болтов для монтажа фланцевых соединений, например, судовых валопроводов и может найти применение в судостроении и судоремонте

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к констр тсциямкрепежных элементов, используемых в узлах крепления присоединяемой детали к базовой

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании и изготовлении соединений деталей

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к закреплению деталей, изготовленных с технологическими погрешностями

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании и изготовлении многорядных срезных соединений деталей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения деталей, подверженных в плоскости стыка действию сдвигающих нагрузок

Изобретение относится к болтовым соединениям деталей, воспринимающих поперечные нагрузки, и может применяться в машиностроении, приборостроении и при изготовлении летательных аппаратов

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в конструкции стыков рам газоперекачивающих агрегатов

Изобретение относится к области самолетостроения и может быть использовано для стыковки агрегатов, например центроплана и отъемной части крыла, фюзеляжа с килем, стыковки частей пилона между собой

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в соединениях деталей, обладающих большой усталостной прочностью

Изобретение относится к области строительства, в частности к болтовым соединениям тонкостенных строительных элементов

Изобретение относится к узлам крепления фланца к корпусу транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при соединении крупногабаритных деталей, например направляющих балок механизма перемещения буровых установок кустового бурения нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к крепежной системе, содержащей резьбовую крепежную деталь, имеющую признак преобладающего крутящего момента

Изобретение относится к авиационной технике, к устройствам крепления, а именно к замкам, используемым в разъемных соединениях и позволяющим снимать отдельные детали
Наверх