Многодисковая фрикционная муфта сцепления

 

Изобретение относится к машино - строеиию, в частности к муфтам сцепления , и может быть использовано для двигателей тракторов, сельскохозяйственных и других машин. Цель - повышение технологичности конструкции муфты путем упрощения элементов для центрирования, демпфирования и разведения дисков Для этого на ведущих нажимном диске (НД) 2 и промежуточном НД 3 установлены соответственно однолепестковая пластинчатая пружина

СОЮЗ СОВЕТСНИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (19) (11) (51) 4 F 16 D 13/50

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ !

) гааза

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К А BTOPCHOlVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4054430/30-27 (22) 24.01.86 (46) 07.10.88. Бюл. 1! 37 (71) Владимирский научно-исследовательский конструкторско-технологический институт тракторных и комбайновых двигателей и Головное специализированное конструкторское бюро по двигателям средней мощности (72) Т.М.Байбурина, 3.М.Жарнов, Н.А.Росинский и В.Н.Рыбалко (53) 621.825-54 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1293389, кл. F 16 0 13/56, 1984. (54) МНОГОДИСКОВАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

СЦЕПЛЕНИЯ . (57) Изобретение относится к машино- строению, в частности к муфтам сцепления, и может быть использовано для двигателей тракторов, сельскохозяйственных и других машин Цель - повышение технологичности конструкции муфты путем упрощения элементов для центрирования, демпфирования и разведения дисков. Для этого на ведущих . нажимном диске (НД) 2 и промежуточном НД 3 установлены соответственно однолепестковая пластинчатая пружина

1428864 . изгиба (ПИ) 15 и трехлепестковая

ПИ 16. Свободные концы ПИ 15 с среднего лепестка ПИ 16 опираются с возможностью упругого взаимодействия в радиальном направлении на маховик

6, Боковые, лепестки 19 и 20 ПИ 16 расположены со стороны торцовых поверхИзобретение относится к машийо= строению,в частности к муфтам сцепления, и может быть использовано для двигателей тракторов сельскохо5 зяйственных и других машин.

Целью изобретения является повышение технологичности конструкции муфты путем упрощения элементов для центрирования, демпфирования и разведения дисков.

На фиг.1 изображена многодисковая фрикционная муфта, общий вид; на фиг.2 — вид А на фиг."";. на фиг.3— разрез Б-Б на фиг.1 на фиг.4 - трех- 15 лепестковая пластинчатая пружина из гиба.

Фрикционная муфта сцепления содержит кожух 1, внутри которого расположены Ведущие HBKHNHQH 2 и проме 2О жуточной нажимной 3 диски. Каждый диск 2 и 3 имеет не менее четырех радиальных выступов 4, входящих в зацепление с пазами 5 маховика б, посредством которых от маховика 6 нажим-25 ным дискам 2 и 3 передается крутящий момент.

Муфта также имеет ведомые фрикционные диски 7 и 8, которые снабжены ступицами 9 и 1О, входяшими в зацепление с ведомым валом 11.

На ведомом валу 11 располагается вьоглмной подшипник 12, который через втулку 13 связан с тарельчатой пружиной 14.

В радиальных выступах 4 установлены однолепестковая пластинчатая пружина 15 изгиба, которая одним концом жестко связана с нажимным дис- 4О ком 2, а другим опирается на маховик б с возможностью упругого взаимодействия в радиальном направлении. ностей промежуточного НЛ 3. При работе муфты ПИ 15 и 16 одновременно обеспечивают размыкание НД 2 и 3, демпфирование колебаний НД 2 и 3, снижение износа НД 2 и 3, дисков 7 и 8 и маховика 6, а также самоцентрирование НД 2 и 3. 4 ил.

Пластанчатая пружина 16 иэгйба, установленная на промежуточном нажимном диске 3, имеет расположенные со стороны торцовых его поверхностей

17 и 18 боковые лепестки 19 и 20, один иэ которых упирается в поверхность 21 маховика 6, а другой в поверхность 22 нажимного диска 2 с возможностью упругого взаимодействия в радиальном направлении. Средний лепесток 23 пружины 16 опирается с воэможностью упругого взаимодействия в радиальном направлении на маховик б.

При включенной фрикционной муфте сцепления крутящий момент двигателя от маховика 6 передается через радиальные выступы 4 на нажимные диски 2 и 3. За счет сил трения, создаваемых усилием тарельчатой пружины

14, крутящий момент передается на ведомые фрикционные диски 7 и 8 и затем на ведомый вал 11.

При выключении фрикционной муфты сцепления втулка 13 перемещается в осевом направлении вправо, оттягивая тарельчатую пружину 14 от наяжмного диска 2. При отсутствии сил сцепления нажимные диски 2 и 3 под воздействием упругих боковых лепестков

17 пластинчатой пружины 16 расцепляются так, что между ними и фрикционными дисками 7 и 8 образуется зазор, в результате этого прекращается передача крутящего момента на ведомый вал 11;

При положении нажнмных дисков 2 и 3 в расцепленном состоянии пластинчатые пружины 16 демпфируют колебательное движение радиального выступа 4 относительно стенок паза 5, 1428864 биУА подеридюо

22 предотвращают их соударения и тем самым уменьшают износ как зуба, так н паза. В дополнение к этому пружины

16 за счет своей упругости постоянно

5 центрируют диски 2 и 3 относительно оси вращения.

Один конец пластинчатой пружины

16 жестко закреплен на.диске 3, при

10 этом второй ее конец опирается на маховик 6 (кожух), что позволяет диску 3 в выключенном положении находиться в постоянном контакте с махо15 виком в радиальном направлении, не смещаясь с оси вращения и в то же время свободно передвигаясь в осевом направлении.

Таким образом, наличие пластинчатых пружин 16 и 15 одновременно обеспечивает размыкание нажимных дисков

2 и 3, демпфирование колебаний нажимных дисков 2 и 3, снижение износа 25 дисков 2, 3, 7 и 8 и маховика 6, а также самоцентрирование ведущих дисков 2 и 3 относительно оси вращения при упрощенной форме выполнения пластинчатых пружин 15 и 16 и средств их взаимодействия с маховиком 6 и дисками 2 и 3, Фо р мула и з î б р е т е ни я

Многодисковая фрикционная муфта сцепления, содержащая ведущие нажимной и промежуточный диски, соединенные с маховиком с воэможностью осевого перемещения, однолепестковые. пластинчатые пружины изгиба, установленные с возможностью упругого взаимодействия в радиальном направлении между маховиком и нажимным диском, а также трехлепестковые пластинчатые пружины изгиба, крайние лепестки которых установлены с возможностью упругого взаимодействия в осевом направлении с маховиком, нажимным и промежуточным дисками, а средний лепесток установлен с возможностью упругого взаимодействия в радиальном направлении между маховиком и промежуточным диском, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повьппения технологичности, пластинчатые пружины изгиба закреплены на ведущих промежуточных и нажимном дисках свобод1 ные концы однолепестковых пружин и средних лепестков трехлепестковых пружин установлены с контактом с наружной поверхностью маховика, а боковые лепестки трехлепестковых пружин расположены со стороны торцовых поверхностей промежуточного диска.

1428864, 20

Составитель И.Лукина

Техред М.Дидык

Редактор А.Ворович

Корректор 3.Лончакова

Заказ 5106/33

Тираж 784

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Многодисковая фрикционная муфта сцепления Многодисковая фрикционная муфта сцепления Многодисковая фрикционная муфта сцепления Многодисковая фрикционная муфта сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для передачи крутящего момента от двигателя к исполнительным механизмам

Изобретение относится к управляемым сцепным муфтам и может быть использовано в машинах, для работы которых необходима передача момента двигателя на один из двух концентрично расположенных первичных валов коробки передач, например автомобилей, тракторов и т.п

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для соединения валов и передачи вращения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для соединения валов и передачи вращения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к выключаемым фрикционным муфтам, и может быть использовано в механизмах машин, подвергаемых частым перегрузкам, и где необходим полный разрыв кинематической цепи, в частности в трансмиссиях автомобилей и тракторов
Наверх