Муфта сцепления

Изобретение относится к управляемым сцепным муфтам и может быть использовано в машинах, для работы которых необходима передача момента двигателя на один из двух концентрично расположенных первичных валов коробки передач, например автомобилей, тракторов и т.п. Муфта сцепления содержит кожух, закрепленный на маховике двигателя, нажимной диск, соединенный с кожухом, ведомый диск, соединенный с первичным валом коробки передач, и нажимной механизм с одной или несколькими пружинами и механизм отвода нажимного диска. При этом нажимной диск имеет две поверхности трения, контактирующие попеременно с двумя ведомыми дисками, закрепленными каждый на своем первичном валу коробки передач, а кожух сцепления имеет одну поверхность трения, контактирующую с ведомым диском. Нажимной механизм состоит из поводкового кольца, соединенного с нажимным диском, двух тарельчатых пружин, двух опорных колец, опорного диска, отжимных рычагов, штанг и муфты включения. Технический результат заключается в сокращении времени, затрачиваемого на переключение передач в механической коробке передач, устранении разрыва потока мощности и улучшении динамических и тяговых качеств транспортного средства. 1 ил.

 

Изобретение относится к управляемым сцепным муфтам и может быть использовано в машинах, для работы которых необходима передача момента двигателя на один из двух концентрично расположенных первичных валов коробки передач, например автомобилей, тракторов и т.п., оборудованных механической зубчатой передачей по заявке №2004114354.

Известна муфта сцепления, содержащая кожух, закрепленный на маховике двигателя, нажимной диск, соединенный с кожухом, ведомый диск, соединенный с первичным валом коробки передач, нажимное устройство с одной или несколькими пружинами и механизм отвода нажимного диска. Муфта сцепления такого типа крепится к торцевой поверхности маховика двигателя, принята за прототип [1, с.11, 13], [2, с.93].

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании в трансмиссии известной муфты сцепления, принятой за прототип, относится то, что при использовании известной муфты, цикл переключения передачи состоит из нескольких этапов: выключение муфты сцепления, выключение передачи, выравнивание угловых скоростей элементов зубчатой муфты включаемой передачи, включение передачи, включение муфты сцепления. Этот процесс занимает определенное время, что ухудшает динамику разгона автомобиля, тяговые качества трактора и т.п.

Сущность изобретения состоит в том, что в известной муфте сцепления, содержащей кожух, закрепленный на маховике двигателя, нажимной диск, соединенный с кожухом, ведомый диск, соединенный с первичным валом коробки передач, нажимное устройство с одной или несколькими пружинами и механизм отвода нажимного диска, нажимной диск имеет две поверхности трения, контактирующие попеременно с двумя ведомыми дисками, закрепленными каждый на своем первичном валу коробки передач, кожух сцепления имеет одну поверхность трения, контактирующую с ведомым диском, нажимной механизм состоит из поводкового кольца, соединенного с нажимным диском, двух тарельчатых пружин, двух опорных колец, опорного диска, отжимных рычагов, штанг и муфты включения.

Получаемый при этом технический результат выражается в сокращении времени, затрачиваемого на переключение передач в механической коробке передач, устранении разрыва потока мощности и улучшении динамических качеств автомобиля, тяговых качеств трактора и других транспортно-тяговых машин, оборудованных предлагаемой муфтой сцепления.

На чертеже представлено продольное сечение предлагаемой муфты сцепления.

Муфта сцепления содержит маховик 1, корпус муфты сцепления 2 и промежуточный нажимной диск 3, два ведомых диска 4 и 5, соединенные с двумя первичными валами коробки передач 6 и 7. Нажимной механизм муфты сцепления состоит из поводкового кольца 8, соединенного с нажимным диском 3, двух тарельчатых пружин 9 и 10, установленных между поводковым кольцом 8 и опорными кольцами 11 и 12, опорного диска 13, закрепленного на корпусе муфты сцепления 2, отжимных рычагов 14 и 15, установленных между опорным диском 13 и опорными кольцами 11 и 12 соответственно, штанг 16 и 17, передающих усилие от рычагов соответственно 14 и 15 муфте включения 18.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известной муфте сцепления, содержащей кожух 2, закрепленный на маховике 1 двигателя, нажимной диск 3, соединенный с кожухом 2, ведомый диск 4, соединенный с первичным валом коробки передач 6, нажимное устройство с одной или несколькими пружинами и механизм отвода нажимного диска, нажимной диск 3 имеет две поверхности трения, контактирующие попеременно с двумя ведомыми дисками 4 и 5, закрепленными каждый на своем первичном валу коробки передач, кожух сцепления 2 имеет одну поверхность трения, контактирующую с ведомым диском 5, нажимной механизм состоит из поводкового кольца 8, соединенного с нажимным диском 3, двух тарельчатых пружин 9 и 10, двух опорных колец 11 и 12, опорного диска 13, отжимных рычагов 14 и 15, штанг 16 и 17, и муфты включения 18.

Работа муфты сцепления происходит следующим образом. При переводе муфты включения 18, например, вправо штанги 17 занимают вертикальное положение, а штанги 16 увеличивают угол своего наклона, вследствие этого рычаги 14 и 15, опираясь на опорный диск 13, перемещают кольца 11 и 12 с пружинами 9 и 10 влево. При этом пружина 10, сжимаясь, прижимает через поводковое кольцо 8 нажимной диск 3 и ведомый диск 4 к маховику 1. Пружина 9 в этом положении создает минимальную осевую силу, необходимую лишь для поддержания беззазорного контакта звеньев нажимного механизма. При перемещении муфты включения 18 влево происходит процесс, диаметрально симметричный описанному, при котором вращающий момент двигателя передается на ведомый диск 5.

Переключение передач при использовании предлагаемой муфты сцепления происходит следующим образом. Муфта сцепления устроена так, что в любой момент времени передает момент двигателя на один из первичных валов 6 или 7, в то время как другой первичный вал отсоединен от двигателя. Запуск двигателя, как и в известной конструкции, происходит при нейтральном положении муфт включения передач. После этого отсоединенный от двигателя первичный вал 6 соединяется посредством управляемой муфты с шестерней, например, первой передачи. Далее муфта сцепления отсоединяет от двигателя первичный вал 7 и соединяет с двигателем вал 6, с включенной первой передачей. При переключении передачи на отсоединенном от двигателя первичном валу посредством управляемой муфты коробки передач происходит включение соседней передачи (высшей или низшей) и, при переключении муфты сцепления происходит изменение передаточного числа механической передачи.

Преимущество изобретения состоит в сокращении времени, затрачиваемого на переключение передач в механической трехвальной коробке передач при небольшом усложнении конструкции по сравнению с прототипом при этом происходит улучшение динамических качеств автомобиля, тяговых качеств трактора и других транспортно-тяговых машин, оборудованных предлагаемой муфтой сцепления.

Литература:

1. Сцепления тяговых и транспортных машин / И.Б. Барский, C.Г. Борисов, В.А. Галягин и др.; Под ред. Ф.Р.Геккера и др. - М.: Машиностроение, 1989. - 344 с.: ил.

2. Автомобили «ЗИЛ-5301»: Руководство по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию / А.С. Кузнецов, С.И. Глазачев, В.Г. Мнев и др.; Под ред. В.Г. Мазепы. - М.: АМО ЗИЛ, 2001. - 276 с.

Муфта сцепления, содержащая кожух, закрепленный на маховике двигателя, нажимной диск, соединенный с кожухом, нажимной механизм, отличающаяся тем, что нажимной диск имеет две поверхности трения, контактирующие попеременно с двумя ведомыми дисками, закрепленными каждый на своем первичном валу коробки передач, кожух сцепления имеет одну поверхность трения, контактирующую с ведомым диском, нажимной механизм состоит из поводкового кольца, соединенного с нажимным диском, двух тарельчатых пружин, двух опорных колец, опорного диска, отжимных рычагов, штанг и муфты включения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к железнодорожному транспорту. .

Изобретение относится к машиностроеншо, а именно к устройствам передачи крутящего момента. .

Изобретение относится к машиностроению , а именно к фрикционным муфтам сцепления с регулируемым усилием нажимных пружин. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для передачи крутящего момента от двигателя к исполнительным механизмам. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к выключаемым фрикционным муфтам, и может быть использовано в механизмах машин, подвергаемых частым перегрузкам, и где необходим полный разрыв кинематической цепи, в частности в трансмиссиях автомобилей и тракторов.

Изобретение относится к машино - строеиию, в частности к муфтам сцепления , и может быть использовано для двигателей тракторов, сельскохозяйственных и других машин. .

Изобретение относится к устройствам для соединения валов с большим осевым смещением, в том числе к муфтам сцепления . .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в муфтах транспортных средств, Целью изобретения является повыгаение надежности работы путем обеспечения кусочно-линейной характеристики нажимного усилия.
Наверх